Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр охраны здоровья животных" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта "Строительство лаборатории соответствующего уровня безопасности (с дополнительным помещением для содержания животных) по приему и хранению био. агентов особо опасных заболеваний животных, в том числе зооантропонозов, г. Владимир, мкр. Юрьевец, площадка ФГБУ "ВНИИЗЖ" (номер извещения 0328100002316000003) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
2. В Конкурсной документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России);
3. В Конкурсной документации отсутствуют параметры эквивалентности товара необходимого при выполнение работ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 29.02.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 530 677 090,29 рублей;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
5) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки;
6) на основании части 6 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14 Информационной карты Конкурсной документации в составе заявки на участие в открытом конкурсе должны содержаться в том числе следующие документы и информация:
- копия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по работам, являющимся предметом настоящего конкурса в электронной форме).
- при выполнении работ с привлечением других лиц:
- копия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
- по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании контракта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (по работам, являющимся предметом настоящего конкурса).
Вместе с тем, изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что Конкурсная документация помимо требования о наличии у участника свидетельства по организации строительства содержит неправомерное требование о наличии у участника Аукциона свидетельства о допуске к конкретным видам работ.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащим образом требования о наличии у участников закупки свидетельства, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по причине того, что на участие в Конкурсе подана только одна заявка от участника Конкурса, и в своей заявке на участие в Конкурсе представил, в том числе, свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
2. Согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации установлены работы, при осуществлении которых требуется лицензия, выдаваемой МЧС России, при этом требование к участникам закупки о наличии у них указанной лицензии не установлено.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что положения о необходимости наличия у лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, а также капитальный ремонт, соответствующих лицензий, разрешений и иных документов, необходимых при выполнении работ по реконструкции предусмотрены градостроительным законодательством, а также сообщили, что при выполнении соответствующих работ, предусмотренных государственным контрактом, указанные лицензии МЧС России не требуются.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что пунктами 2.2 и 6.2.6 проекта контракта Конкурсной документации предусмотрено право подрядчика на привлечение субподрядчиков для выполнения работ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описание объекта обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Между тем, вопреки доводу заявителя в Приложении N 1 "Техническое задание" Конкурсной документации установлено что заказчик допускает использование эквивалентных товаров вне зависимости от наличия или отсутствия по тексту Конкурсной документации и приложений к ней слов "или эквивалент".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 60% (далее - критерий N 1).
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 40% (далее - критерий N 2).
В рамках критерия N 2 установлены в том числе показатели:
"Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" (далее - Показатель N 1).
Коэффициент значимости показателя 1 составляет 15 процентов
Заказчик установил предельно необходимое максимальное значение (Кпред) по данному показателю. Это значение составляет 15 (пятнадцать) сотрудников, планируемых к привлечению для выполнения работ по предмету настоящего конкурса, имеющих соответствующую предмету настоящего конкурса квалификацию (ТОЛЬКО высшее образование) с опытом работы свыше 5 лет.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что в установленном Заявителем порядке оценки по Показателю N 1 не раскрыто содержание, определяющее квалификацию сотрудников по предмету настоящего конкурса.
Таким образом, в Конкурсной документации по указанному показателю не установлено с какой именно квалификацией сотрудники подлежат оценке в заявках участников Конкурса.
Также в рамках критерия N 2 установлен показатель:
"Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или находящихся на ином законном основании производственных мощностей, необходимых для выполнения работ по предмету данного конкурса". (далее - Показатель N 2).
Коэффициент значимости показателя Кi 3 составляет 20 процентов.
Заказчик установил предельно необходимое максимальное значение (Кпред) по данному показателю. Это значение составляет 5 (пять) тыс. кв. м собственных или находящихся на ином законном основании у участника закупки производственных мощностей (площадей, объектов недвижимости), необходимых для выполнения работ по предмету данного конкурса (подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности, свидетельств о государственной регистрации права оперативного управления, свидетельств о государственной регистрации права хозяйственного ведения, копиями договоров о пользовании имуществом или копиями договоров аренды).
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что в установленном Заявителем порядке оценки по Показателю N 2 не раскрыто содержание, определяющее наличие мощностей (площадей, объектов недвижимости), необходимых для выполнения работ по предмету данного конкурса.
Таким образом, в Конкурсной документации по указанному показателю не установлено какие именно мощности (площади, объекты недвижимости) подлежат оценке в заявках участников Конкурса.
Действия Заявителя, установившего в Конкурсной документации не надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по причине того, что на участие в Конкурсе подана только одна заявка от участника Конкурса, следовательно, указанный порядок не применялся.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащим образом требования о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 05.04.2016 К-523/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2016 г. N К-523/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был