Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Международный культурно-деловой центр" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание комплекса услуг по организации краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых лидеров зарубежных стран в рамках программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств (номер извещения 0173100006016000011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе не установлен запрет на участие в Аукционе организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии со статей 14 Закона о контрактной системе.
2. В извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки для подтверждения соответствия требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Документация об Аукционе не содержит обязательства по декларированию участниками закупки своего соответствия требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен срок действия банковской гарантии.
5. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом сроки оформления приемки оказанных услуг.
6. Извещение о проведении Аукциона, размещенное в единой информационной системе в сфере закупок, и документация об Аукционе содержат противоречивые сведения о месте оказания услуг.
7. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен надлежащим образом размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
8. Документация об Аукционе не содержит конкретных требований к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе.
9. Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки.
10. Проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит сведений об источнике финансирования.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) дата окончания срока подачи заявок - 01.04.2016;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 60 000 000 рублей;
5) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
7) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 5 частников закупки;
8) победителем Аукциона признано ООО "ОД-Групп" с минимальным предложением о цене государственного контракта в размере 52 200 000 рублей.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, объектом закупки является оказание услуг по осуществлению комплекса мероприятий для нужд Заказчика.
Требования, предусмотренные Постановлением N 1457, установлены Заказчиком в пункте 1.6.4.10 части 1.6 "Требования к Участникам закупки" документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заказчиком в подпункте 4.2.4 пункта 4.2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" указан исчерпывающий перечень документов, представляемых участниками закупки в составе вторых частей заявок на участие в Аукционе.
Требования о представлении иных документов Заказчиком в документации об Аукционе не установлено.
Согласно пояснениям, представленным на рассмотрение Комиссии представителями Заказчика, законодательством Российской Федерации не установлены требования к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом Аукциона, в связи с чем, требований о представлении соответствующих документов Заказчиком в документации об Аукционе не установлено.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, рассмотрев документацию об Аукционе, приходит к выводу, что документация об Аукционе не содержит обязательства по декларированию участниками закупки своего соответствия требованиям пунктов 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, факт отсутствия в документации об Аукционе требования о декларировании участниками закупки своего соответствия требованиям
пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе представителями Заказчика не оспаривался.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе вышеуказанного требования, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку всеми участниками закупки представлена декларация о соответствии требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 6.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе срок действия банковской гарантии определен до 28 февраля 2017 года.
Согласно пункту 11.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе, указанный контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до исполнения всех обязательств по контракту.
Пунктом 4.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что услуги по контракту должны быть оказаны с даты заключения контракта по 15 ноября 2016 года (включительно) в соответствии с техническим заданием.
При этом, согласно пояснениям представителей Заказчика, исходя из положений документации об Аукционе, расчетный срок окончания обязательств между сторонами - 23 декабрям 2016 года.
Таким образом, установленный Заказчиком в документации об Аукционе срок действия банковской гарантии не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
5. Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заказчиком в пункте 5.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Заказчик подписывает Акт об оказанных услугах по этапу (Приложение N 3 к настоящему Контракту) в течение 10 (Десяти) дней со дня окончательной приемки отчетной документации по этапу, предусмотренной техническим заданием настоящего Контракта".
Согласно пункту 4.4 Технического задания документации об Аукционе, вместе с отчетной документацией исполнитель предоставляет акт об оказанных услугах по этапу. Отчетной документацией по этапам являются отчеты по каждому визиту молодых лидеров, окончание которых завершено до сроков окончания этапов (п. 4.5). По 3 этапу исполнитель также предоставляет итоговую отчетность, которая должна содержать сводные результаты исполнения всех количественных показателей, указанных в настоящем техническом задании, полный список молодых лидеров.
Пунктом 4.5 Технического задания документации об Аукционе установлено: "Исполнитель обязан формировать отчет по каждому Визиту Молодых лидеров в соответствии с требованиями, указанными в п. 5 настоящего Технического задания. Срок предоставления Отчетной документации по каждому Визиту Молодых лидеров: не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента окончания Визита Молодых лидеров. Отчетная документация по Визитам Молодых лидеров, заканчивающимся в ноябре 2016 года, предоставляется вместе с Отчетной документацией об оказанных услугах по 3 этапу".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что отчетные документы по визитам молодых лидеров предоставляются в ходе исполнения услуг по каждому этапу. При этом, окончательный срок приемки отчетной документации указан в пункте 4.3 Технического задания документации об Аукционе, согласно которому: "Срок предоставления отчетной документации по этапу: 1. Первый этап - 08.07.2016. 2. Второй этап - 08.09.2016. 3. Третий этап - 17.11.2016".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе содержит сроки приемки оказанных услуг, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, размещенном в ЕИС, в графе место оказания услуг указано: "Российская Федерация, Москва, в соответствии с требованиями документации об аукционе".
Представители Заказчика пояснили, что места оказания услуг указаны в пункте 2.2.13 Технического задания документации об Аукционе, согласно которому услуги будут оказываться исполнителем в 14 городах и 2 областях Российской Федерации.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что сведения относительно места оказания услуг в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе не являются противоречивыми, поскольку в извещении содержится указание на документацию об Аукционе, в которой соответствующие места оказания услуг установлены.
Вместе с тем, действия Заказчика, не указавшего в извещении о проведении Аукциона информацию о местах оказания услуг, нарушают пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением
об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктами 4, 5 Правил установлены размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и порядок их определения.
Пунктами 7.3, 7.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
"За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа определяется в следующем порядке:
а) 2 процента цены настоящего Контракта в случае, если цена настоящего Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
б) 1,5 процента цены настоящего Контракта в случае, если цена настоящего Контракта составляет от 50 млн. руб. до 100 млн. рублей;
За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 5 процентов цены настоящего Контракта в случае, если цена настоящего Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
б) 1 процент цены настоящего Контракта в случае, если цена настоящего Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен надлежащим образом соответствующий требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по результатам проведения Аукциона ни одним из участников закупки не предложена цена ниже 3 млн. рублей.
8. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Заказчиком в пункте 4.2.2.2 раздела 4.2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме" установлено, в том числе, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ/оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (в том числе разделе 13 "Техническая часть").
Представители Заказчика пояснили, что поскольку при оказании услуг, являющихся предметом Аукциона, товары не используются, то к участникам Аукциона предъявлено требование о представлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе исключительно согласия, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как следует из доводов жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены требования к классу комфортности автомобилей, используемых для трансферов и соответствию указанных автомобилей всем установленным для таких автомобилей техническим требованиям.
Согласно разделу 2.3 документации об Аукционе, исполнитель должен организовать трансфер аэропорт-гостиница-аэропорт (в соответствии с их зоной прилета/прибытия и (или) пребывания п. 2.2.13) для всех молодых лидеров в день их прилета в Российскую Федерацию и в день вылета молодых лидеров из Российской Федерации в соответствии со следующими условиями:
- Класс комфортности автотранспорта, используемого для трансферов - бизнес;
- Автотранспорт должен предоставляться в исправном состоянии и должен соответствовать всем установленным для него техническим требованиям.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили и представили письменные пояснения, согласно которым документация об Аукционе не содержит специальных требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам представляемых исполнителем автомобилей.
Требования, установленные в Техническом задании документации об Аукционе, относятся к необходимости обеспечения исполнителем исправности указанных автомобилей и их соответствия характеристикам, установленным производителем и правилам дорожного движения.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, указанный довод не нашел своего подтверждения.
10. Статьей 34 Закона о контрактной системе установлен перечень положений, которые должны содержаться в контрактах, заключаемых по результатам проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Требования об указании в контракте информации об источнике финансирования статьей 34 Закона о контрактной системе не установлено.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Международный культурно-деловой центр" обоснованной в части не установления Заказчиком в документации об Аукционе требования к участникам закупки о декларировании своего соответствия пунктам 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлении в извещении о проведении Аукциона, размещенном в единой информационной системе в сфере закупок, информации о месте оказания услуг, а также установлении Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом размера штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 05.04.2016 по делу N К-528/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2016 г. N К-528/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был