Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "МонтажСтрой" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Заказчик) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на установку датчиков пожарной сигнализации и производство строительно-монтажных работ внутреннего пожарного водопровода в помещениях Федерального агентства железнодорожного транспорта (номер извещения 0173100008916000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Указанные в пунктах 5, 8 - 11 Приложения N 2 к техническому заданию документации об Аукционе характеристики товаров не позволяют участнику закупки сформировать заявку.
2. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции не разъясняют значение символа "".
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки излишней лицензии в составе заявки на участие в Аукционе, а также сертификата (ISO 9001-2011) системы менеджмента качества применительно к выполнению работ в области пожарной безопасности (в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2011), а также не менее двух штатных сотрудников сертифицированных в качестве Эксперта-аудитора внутренних проверок.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) - 22.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 510 880,00 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 19.04.2016;
5) дата проведения Аукциона - 25.04.2016.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, в пунктах 8 - 11 Приложения N 2 к техническому заданию документации об Аукционе раздел "Требуемые параметры" не подлежит корректировке. При этом, характеристики товаров в указанных пунктах содержат минимальные и максимальные значения, что не позволяет участнику закупки сформировать заявку.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что в приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе содержатся максимальные, минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, при этом, инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе содержит порядок указания таких показателей участниками закупки в своих заявках.
Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 5 Приложения N 2 к техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком по позиции "контрольно-пусковой блок С2000-КПБ" некорректно установлено требование к напряжению питания "от 10,2 В до 28,4 В", что не позволяет участнику закупки сформировать заявку.
На заседании Комиссии, представители Заказчика сообщили, что требования к напряжению питания "от 10,2 В до 28,4 В" в пункте 5 Приложения N 2 к техническому заданию документации об Аукционе, сформированы в соответствии с ГОСТ Р 54364-2011 "Низковольтные источники питания постоянного тока. Эксплуатационные характеристики" в соответствии с которым, в том числе, установлено следующее: "номинальная мощность - вспомогательная 1: 12 В, вспомогательная 2: 24 В".
Кроме того, согласно ГОСТ Р 53560-2009 "Системы тревожной сигнализации источники электропитания" в том числе, установлено следующее: "Номинальное выходное напряжение источника должно быть 12 В и (или) 24 В. Примечание - В технически обоснованных случаях допускается устанавливать другие значения напряжения по согласованию с заказчиком".
Вместе с тем, представители Заказчика сообщили, что установленные значения входят в установленный Заказчиком диапазон, что не противоречит Закону о контрактной системе и не ограничивает количество участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств свидетельствующих об обратном.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 4 приложения N 2 к техническому заданию документации об Аукционе для товара "Блок индикации с клавиатурой С2000-БКИ" установлено значение показателя "напряжение питания - В".
При этом положения инструкции по заполнению заявок не содержат разъяснения значения символа "".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе не содержит порядок указания символа "" в заявках участников Аукциона, что является технической ошибкой.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) оказание услуг, связанных с деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и являющихся предметом контракта по Аукциону, подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно извещению о проведении Аукциона, предметом закупки является установка датчиков пожарной сигнализации и производство строительно-монтажных работ внутреннего пожарного водопровода в помещениях Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Пунктом 25 информационной карты документации об Аукционе установлено требование к составу второй части заявки о наличии копии лицензии МЧС России.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии в составе второй части заявки копии лицензии МЧС соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено излишнее требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки сертификата (ISO 9001-2011) системы менеджмента качества применительно к выполнению работ в области пожарной безопасности (в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2011), а также не менее двух штатных сотрудников сертифицированных в качестве Эксперта-аудитора внутренних проверок.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 04.04.2016 внесены изменения в положения документации об Аукционе, редакции от 04.04.2016 не содержит указанных требований к составу заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Разделом II технического задания документации об Аукционе, в том числе, установлено следующее: "работы выполняются силами и средствами Подрядчика без привлечения других организаций (субподряд)".
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов содержащийся во второй части заявки на участие в Аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с пунктом 25 информационной карты документации об Аукционе, вторая часть заявки должна содержать, в том числе декларацию о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки, а именно предоставление декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе, не содержит требований к участникам закупки предусмотренные частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего требования к участникам закупки нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской об административных правонарушениях.
7. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, объектом закупки является выполнение работ по установке датчиков пожарной сигнализации и производство строительно-монтажных работ внутреннего пожарного водопровода в помещениях Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "МонтажСтрой" обоснованной в части не установления в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 06.04.2016 по делу N К-538/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 апреля 2016 г. N К-538/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был