Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "АС-СТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения Ненецкого автономного округа "Ненецкая телерадиовещательная компания" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБУ НАО "Ненецкая ТРК" (номер извещения 0384200003316000007) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. В документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также документацией об Аукционе установлены требования к способу выполнения работ.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 21.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 999 853 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 8 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 08.04.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Документацией об Аукционе установлены требования ко второй части заявки на участие в Аукционе, в соответствии с которой заявка должна содержать следующие документы и информацию:
"4) копия Свидетельства о допуске, выданного в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, на работы которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно приказа Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" по следующим пунктам:
2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей;
15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации;
15.2. Устройство и демонтаж системы отопления;
15.5. Устройство системы электроснабжения;
23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации;
24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что документация об Аукционе содержит неправомерное требование о наличии у участника свидетельства о допуске к конкретным видам работ.
При этом документация об Аукционе не содержит требования о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП).
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 6 приложения к документации об Аукционе "Требования заказчика к материалам" к "плите перекрытия ГОСТ 8020, ГОСТ 5781" установлены, в том числе, следующие требования:
"Марка стали 35ГС или 25Г2С
Массовая доля элементов:
Углерод Менее 0,38%
Марганец, диапазон 0,8-1,6%
Кремний 0,6-0,9%
Хром Менее 0,30%
Титан До 0,035%
Цирконий Менее 0,14%
Алюминий Не более 0,015%
Никель Не менее 0,30%
Сера До 0,045%
Фосфор До 0,040%
Медь Не более 0,3%
Предел текучести стали Более 390 Н/мм2".
Пунктом 7 приложения к документации об Аукционе "Требования заказчика к материалам" к "кольцу стеновому ГОСТ 8020, ГОСТ 5781" установлены, в том числе, следующие требования:
"Марка стали 35ГС или 25Г2С
Массовая доля элементов:
Углерод Менее 0,38%
Марганец, диапазон 0,8-1,6
Кремний 0,6-0,9%
Хром Менее 0,30%
Титан До 0,035%
Цирконий Менее 0,14%
Алюминий Не более 0,015%
Никель Не менее 0,30%
Сера До 0,045%
Фосфор До 0,040%
Медь Не более 0,3%
Предел текучести стали Более 390 Н/мм2
Относительное удлинение Не менее 14%
Временное сопротивление разрыву Не менее 590 Н/мм2
Предел текучести стали более 41 кгс/мм2
Равномерное удлинение 2 или не нормируется %
Вероятность обеспечения Более 0,95".
При этом, аналогичные требования к товарам содержатся, в том числе, в пунктах 29, 44, 46, 47 приложения к документации об Аукционе "Требования заказчика к материалам".
Кроме того, в приложении к документации об Аукционе "Требования заказчика к материалам" установлены требования по позициям 32, 51 "Кисть ГОСТ 10597": Тип кисти КР или КП или КМ или КФ, Длина кисть с ручкой - Не более 250 мм, Толщина кисти - Менее 35 мм, Типоразмер - менее 50, Усилие, прикладываемое при проверке на прочность соединения ворса и держателя - Более 5Н, Площадь вкладыша - 30 или 40%, Древесина ручки - Лиственных или хвойных пород - Длина ворса - Менее 80, Коэффициент плотности пучка - Более 0,6, Ширина - Менее 100 мм, Влажность древесины ручки - менее 15 %, Проникновение клея в пучок кистей - Менее 5 мм, Диаметр отверстия под ручку во вкладыше - Менее 20 мм, Допуск соосности обоймы, колодки и ручки относительно общей оси симметрии кисти - Не более 3 мм, Наименование сырья, материала
Тянутая щетина, щетина шток, смесь тянутой щетины и синтетической щетины в соотношении: не менее 70% тянутой и не более 30% синтетической щетины или тянутая щетина, смесь щетины тянутой и синтетической щетины в соотношении: не менее 70% тянутой и не более 30% синтетической щетины" и т.п.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования документации об Аукционе предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "АС-СТРОЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 07.04.2016 N К-549/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2016 г. N К-549/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был