Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Министерства финансов Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту (номер извещения 0173100000116000013) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
2. В документации об Аукционе установлено излишнее требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
3. В документации об Аукционе отсутствуют параметры эквивалентности товаров "Щелочестойкое волокно для армирования готовых смесей", "Затирка "Старатели белая люкс"", необходимых при выполнении работ.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - единая информационная система) - 17.03.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 38 631 400 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 08.04.2016;
6) победителем Аукциона признано Общество с ограниченной ответственностью СК "Элит-Строй" с предложением о цене контракта 36 955 848, 75 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлены работы, при осуществлении которых требуется лицензия, выдаваемой МЧС России, при этом требование к участникам закупки о наличии у них указанной лицензии не установлено.
На заседании Комиссии, представители Заказчика сообщили, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, в том числе, выполнение монтажных работ по установке пожарной сигнализации. При этом для выполнения всех работ указанная лицензия не требуется.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что пунктом 1.8.1. документации об Аукционе предусмотрено право подрядчика на привлечение субподрядчиков для выполнения работ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено излишнее требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 20 Информационной карты документации об Аукционе установлены единые требования к участникам Аукциона, в том числе, об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное требование является общим и не применимо к проводимой закупке, поскольку Заказчик не приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе отсутствуют параметры эквивалентности товаров "Щелочестойкое волокно для армирования готовых смесей", "Затирка "Старатели белая люкс"", необходимых при выполнении работ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описание объекта обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В разделе 3.4.2. "Инструкция по заполнению участниками аукциона первой части заявки" документации об Аукционе указана, в том числе, следующая информация: "следует считать, что каждое указание на товарный знак, марку, артикул, условное фирменное обозначение, которое участник аукциона обнаружит в ТЕХНИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ, сопровождается словами "или эквивалент".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, объектом закупки является выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и систем диспетчерского контроля за работой лифтов.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссия установила, что перечень требуемых товаров (материалов) при выполнении работ содержит показатели в отношении сведений о веществах и материалах, применяющихся при выполнении работ, являющихся объектом закупки, в том числе, по позициям 38, 46, 125, 11830, 47, 52, 63, 65, 78, 110, 120, 121, 131 "Ведомости объемов работ и материалов (спецификация работ и применяемых материалов)" документации об Аукционе:
"Мастика клеящая каучуковая ГОСТ 24064-80 или эквивалент; количество 18 кг; содержание хлоропренового каучука, %, диапазонное значение, не более 11-22; прочность соединения между бетонным основанием и приклеиваемым материалом, клеящая способность, МПа, через 72 ч после склеивания образцов не менее 0,15; вязкость на ротационном экспресс-вискозиметре ЭВ-3, Пас, диапазонное значение, не менее 2-9 или не более 120; содержание летучих компонентов по массе, %, не более 50";
"Краска масляная ГОСТ 10503-71 охра или сурик или темно-красная; количество 8,5 кг; марка МА-15 или МА-22 или МА-25; массовая доля пленкообразующего вещества в %, не менее 26; массовая доля летучих веществ в %, не более 20; условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм, при температуре * °С , ( с ), диапазонное значение, не более 65-160; укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более 45; твердость пленки, условные единицы, по маятниковому прибору типа М-3, не менее 0,12; степень перетира, мкм, не более 80";
"Клей костный ГОСТ 2067-93 или клей костный ОКА или эквивалент; количество 0,07 кг; вязкость условная, условные градусы, не менее 2; прочность склеивания древесины,МПа, не менее 9; массовая доля влаги, %, галерты не более 59; стойкость раствора клея против загнивания, сут, не менее 3; пенообразование, см, не более 25; показатель активности водородных ионов водного раствора с массовой долей клея 1%, единицы рН, диапазонное значение, 5,5-6";
"Грунтовка акриловая марка ВД-АК-034; количество 7,7 кг; степень перетира, мкм, не более 40; условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 6 мм, при температуре *°С, с, не менее 18; массовая доля не летучих веществ, %, не менее 53; рН не менее 1,5; расход на однослойное покрытие, г/м2 , диапазонное значение, не более 150-450; время высыхания до степени 3 при температуре *°С, ч, не более 4; твёрдость плёнки по маятниковому прибору ТМЛ маятник А, относительные единицы, не менее 0,1";
"Электроды 2,5мм ГОСТ 9467-75 для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей; количество 4 кг; временное сопротивление разрыву сварного соединения, кгс/мм2, не менее 50; относительное удлинение металла шва d5, % не менее 16; ударная вязкость металла шва aн кгс - м/см2 , не менее 8; угол загиба не менее 120 град".
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования документации об Аукционе предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, результаты испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией установлено, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку ни одна из поданных заявок на участие в Аукционе не отклонена Аукционной комиссией по указанным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 08.04.2016 по делу N ВП-156/16, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 08.04.2016 по делу N ВП-156/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 апреля 2016 г. N К-556/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был