Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу СРО НП "Альянс специализированных предприятий безопасности" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения Ненецкого автономного округа "Дирекция по эксплуатации зданий учреждений культуры" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по физической охране здания дворца культуры (номер извещения 0384200004516000025) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишнее требование о наличии у исполнителя дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы - группа быстрого реагирования.
Согласно письменным пояснениям, Заказчик не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) - 25.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 480 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 15.04.2016;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 15.04.2016.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно Конкурсной документации предметом контракта является оказание услуг по физической охране здания дворца культуры.
В Конкурсной документации Заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам закупки, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Конкурса.
Согласно пункту 1.6.2.1 Информационной карты Конкурсной документации участник должен иметь копию лицензии на осуществление охранной деятельности.
Вместе с тем, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Исполнитель должен иметь в своем составе дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы - группу быстрого реагирования (ГБР)".
Согласно письменным пояснениям, Заказчиком установлено требование о наличии у исполнителя своем составе дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы - группу быстрого реагирования в соответствии с пунктом "б" части 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Положения о лицензировании частной охранной деятельности).
Частью 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности установлено, в том числе, следующее: "Лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требование установленное заказчиком в Конкурсной документации о наличии у исполнителя в своем составе дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы - группа быстрого реагирования, не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность, того что Заказчиком в Конкурсной документации установлено излишнее требование о наличии у исполнителя в своем составе дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы - группа быстрого реагирования.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 60% (далее - Критерий N 1);
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия: 30% (далее - Критерий N 2);
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: 10% (далее - Критерий N 3).
В рамках Критерия N 2 установлен, в том числе, показатель "Предложения участника размещения заказа по реагированию на сигналы тревоги, при возникновении чрезвычайных ситуаций (терроризм, пожар, нападение с целью ограбления)" (далее - Показатель N1).
В Конкурсной документации по Показателю N 1 установлен, в том числе, следующий порядок оценки: "Предложения участника размещения заказа по реагированию на сигналы тревоги, при возникновении чрезвычайных ситуаций (терроризм, пожар, нападение с целью ограбления).
Баллы начисляются от 0 до 10 в зависимости от следующих факторов: - Оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлены предложения по реагированию на сигналы тревоги, при возникновении чрезвычайных ситуаций (терроризм, пожар, нападение с целью ограбления) в рамках исполнения Контракта. Предложение о качестве оказываемых услуг по данному критерию оцениваются по степени детализации проработки подхода к оказанию услуг".
В рамках Критерия N 3 установлен показатель "Опыт работы, связанный с предметом контракта" (далее - Показатель N 2).
В Конкурсной документации по Показателю N 2 установлен, в том числе, следующий порядок оценки: "Опыта работы, связанный с предметом контракта. При этом учитываются контракты (контракты), исполненные не ранее чем за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, и действующие контракты (контракты), заключенные в течение трех лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. Подтверждением наличия опыта участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема являются копии ранее исполненных и действующих контрактов (контрактов) на охрану административных зданий государственных (муниципальных) учреждений, актов выполненных работ (оказанных услуг) по таким контрактам (контрактам). При этом цена таких государственных и (или) муниципальных, и (или) гражданско-правовых контрактов должна быть более или сопоставима с начальной (максимальной) ценой контракта по настоящему конкурсу.
Баллы начисляются от 0 до 100 в зависимости от следующих факторов:
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлены сведения об опыте работы, связанном с предметом контракта.
- от 1 до 3 - 10 баллов
- от 4 до 6 - 50 баллов
- 7 и более - 100 баллов".
Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация по Показателю N 1 Критерия N 2 не содержит исчерпывающий перечень сведений позволяющий определить степень проработанности предложения участников закупки, подлежащих оценке Конкурсной комиссией.
Кроме того, в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по Критерию N 3 отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными участниками закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 2.3.4 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "Любой участник конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к уполномоченному органу не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация не содержит конкретной даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1
статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу СРО НП "Альянс специализированных предприятий безопасности" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 8, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 08.04.2016 по делу N К-557/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 апреля 2016 г. N К-557/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был