Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Научные разработки" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства культуры Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством культуры Российской Федерации, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по консультационно-аналитическому сопровождению государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" (номер извещения 0173100007716000090) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, нарушившей порядок оценки заявок, установленный в Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 03.03.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 11 000 000 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.03.2016;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 25.03.2016;
5) по результатам проведения Конкурса победителем признан Фонд "Институт экономики и социальной политики" с предложением о цене контракта 10 791 000 рублей;
6) по результатам проведения Конкурса Заказчиком 30.03.2016 заключен государственный контракт N 900-01-41/10-16 с Фондом "Институт экономики и социальной политики".
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией нарушен порядок оценки заявок, установленный в Конкурсной документации, поскольку в нарушение положений Конкурсной документации сведения об опыте заявителя по оказанию услуг, аналогичных по характеру и объему, оценены в 0 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с приложением 1 к "Информационной карте конкурса" Конкурсной документации по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен следующий порядок оценки заявок:
"Лучшим условием исполнения контракта по показателю для заказчика является наибольшее значение показателя.
В рамках данного показателя оцениваются и учитываются государственные и муниципальные контракты (далее в настоящем пункте - "контракты"), факт заключения и исполнения которых подтвержден представленными в заявке соответствующими копиями контрактов и актов сдачи-приемки оказанных услуг.
Количество баллов присваивается в зависимости от наличия у участника конкурса опыта оказания услуг, аналогичных по характеру и объему предусмотренным в Техническом задании (часть VI. Конкурсной документации), наличие которого подтверждается в заявке приложением копий ранее заключенных и исполненных участником контрактов и актов сдачи-приемки оказанных услуг (Приложение N 3 к заявке на участие в конкурсе).
При этом под аналогичными (сопоставимыми) услугами для целей оценки заявок в настоящем конкурсе понимаются услуги по организационно-плановому, документальному, информационному сопровождению формирования и реализации государственных программ Российской Федерации.
Предельно необходимое заказчику значение квалификационных характеристик (количество ранее заключенных и исполненных контрактов): (Kпред) = 2".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в заявке Заявителя в качестве подтверждения опыта представлены копии государственных контрактов по реализации федеральной программы (далее - Контракт N 1), а также по доработке государственной программы (далее - Контракт N 2).
Указанный опыт оказания услуг, по мнению представителя Заказчика, не соответствует положениям Конкурсной документации в связи со следующим:
- реализация государственных программ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" (далее - Постановление N 588), а также Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2013 N 690 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" (далее - Приказ N 690), в связи с чем опыт оказания услуг по реализации федеральной программы по Контракту N 1 не является аналогичным;
- предметом Контракта N 2 являлось оказание услуг по доработке государственной программы, вместе с тем, указанным контрактом не предусматривалось осуществление ежемесячного мониторинга эффективности государственной программы. При этом согласно техническому заданию Конкурсной документации указанный вопрос является одним из основных. Таким образом, в представленном в заявке Заявителя Контракте N 2 отсутствует опыт по мониторингу эффективности государственной программы.
Учитывая изложенное, представленные в заявке Заявителя сведения об опыте не являются аналогичными по характеру и объему, в связи с чем Конкурсная комиссия присвоила заявке Заявителя по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" 0 баллов.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по консультационно-аналитическому сопровождению государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма".
Комиссия установила, что согласно пункту 3 Постановления N 588 государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие, в том числе ведомственные целевые программы и основные мероприятия органов государственной власти.
Также, в соответствии с пунктом 7 Приказа N 690 государственная программа включает федеральные целевые программы, реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия.
Кроме того, Комиссией установлено, что по Контракту N 1 Заявителем осуществлялось выполнение работ по теме: "Разработка системы показателей и проведение мониторинга реализации федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" в 2012 году и в 2013 году".
Указанная федеральная программа утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" и разработана в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" в редакции от 26.05.2008.
При этом в законодательстве Российской Федерации до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 711 "О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", а также Постановления N 588 отсутствовали понятие "государственная программа" и положения о том, что федеральные целевые программы включаются в государственные программы Российской Федерации.
Вместе с тем, представителем Заказчика не представлено доказательств и сведений о том, что представленные в составе заявки Заявителя документы и сведения о опыте (Контракт N 1, Контракт N 2) Заявителя не являются аналогичными предмету закупки и техническому заданию Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Конкурсная комиссия неправомерно присвоила заявке Заявителя по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" 0 баллов.
Вышеуказанные действия Конкурсной комиссии нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Протокол рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса от 25.03.2016 N ПРО 1 размещен на Официальном сайте 28.03.2016.
Учитывая изложенное, государственный контракт по результатам проведения Конкурса может быть заключен не ранее, чем 08.04.2016.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что 06.04.2016 в реестре контрактов на Официальном сайте Заказчиком размещена информация о заключенном контракте от 30.03.2016 N 900-01-41/10-16 (реестровая запись N 1770585133116000091).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушен срок заключения контракта.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 54 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 6 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что единая информационная система должна содержать, в том числе, реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Как указывалось выше, Заказчиком по результатам проведения Конкурса 30.03.2016 заключен государственный контракт N 900-01-41/10-16, при этом информация об указанном государственном контракте направлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации включения в реестр контрактов на Официальном сайте 06.04.2016, то есть с нарушением сроков, предусмотренных частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Научные разработки" обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 54, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по результатам проведения Конкурса Заказчиком заключен государственный контракт предписание не выдавать.
5. Передать материалы от 12.04.2016 по делу N К-573/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушенях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2016 г. N К-573/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был