Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Единый ресурс" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства обороны Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия) при проведении Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту фонда специального назначения (резервуарные парки складов горючего) в войсковой части 77360-Щ, (Чан-Ручей) для нужд Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0173100004516000185) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 04.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 32 589 950,90 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 14.04.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "ПетроХимАльянс" с минимальным предложением о цене контракта 30 471 604,15 рублей.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 11.04.2016 N 0173100004516000185-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "1" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявитель представил в заявке информацию, не соответствующую требованиям документации об Аукционе, а именно по позициям: песок для строительных работ, грунтовка.
Пунктом 1.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе" документации об Аукционе установлено, в том числе:
"При заполнении заявки на участие в электронном аукционе участник закупки в части оборудования (материала), используемого в ходе выполнения работ, должен руководствоваться нижеуказанной инструкцией.
Участник закупки предоставляет сведения об оборудовании(материалах), в соответствии с требованиями, установленными в наименовании и описании объекта закупки, и настоящей инструкцией.
При заполнении заявки участник закупки не вправе изменять единицы измерения значений показателей, наименования показателей, установленные в описании объекта закупки. Изменение, не указание или не полное указание участником закупки наименования показателя и (или) единицы измерения значения показателя трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе.
Представленные участником закупки значения показателей не должны допускать разночтения и (или) двусмысленного толкования.
Значения показателей, установленные в наименовании и описании объекта закупки, указываются с учетом взаимосвязи значений, характеризующих оборудование (материалы), используемые в ходе выполнения работ.
Предоставляемые участником закупки сведения об оборудовании(материалах) не должны сопровождаться словами (с учетом всех форм и склонений): "эквивалент", "аналог", "должен", "должен быть", "может", "может быть".
Значения показателей не должны содержать следующих слов и знаков: "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "более", "менее", "выше", "ниже", "от", "до", ">", "", "", "<", "или", "либо", "/", участником закупки в предложении указывается единственное конкретное значение, если иное не следует из данной инструкции.
Исключения:
Значения показателей "Допускаемая влажность песка", "Содержание угля в песке", "Массовая доля ангидрида серной кислоты" являются неконкретными, изменяемыми и указываются в соответствии с требованиями Заказчика в диапазоне, соответствующем диапазону, указанному Заказчиком, либо в диапазоне, входящем в диапазон, указанный Заказчиком.
Значения показателей "Рабочее давление", "Рабочий вакуум", "Давление срабатывания", "Вакуум срабатывания", "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Содержание серы, сульфидов (кроме пирита) в пересчете на ", "Активные минеральные добавки", "Предел прочности при сжатии в возрасте 28 сут.", "Диапазон измерения уровня жидкости", "Погрешность измерения уровня раздела сред", "Погрешность измерения уровня жидкости", "Погрешность измерения плотности", "Диапазон измерения плотности", "Погрешность измерения температуры", "Массовая доля нелетучих веществ", "Теоретический расход", "Толщина сухой плёнки", "Время высыхания до степени 3", "Температурный диапазон работы" являются неконкретными, неизменяемыми и указываются в соответствии с требованиями Заказчика со словами "не превышает", "не более", "не менее", "от", "до", "не выше", "не ниже".
В Приложении N 2 к документации об Аукционе в разделах 21 "Ремонтные работы по выравниванию стяжек цементно-песчаных толщиной 15 мм -150 м2" установлены требования к качественным характеристикам и конкретным показателям используемых материалов, в том числе: Песок для строительных работ. ГОСТ 8736-2014 Содержание пылевидных и глинистых частиц не более 1,5% по массе. Содержание серы, сульфидов (кроме пирита) в пересчете на SO3 не более 1,0% по массе; 29 "Огрунтовка металлических поверхностей внутренней стенки резервуара грунтовкой - 501 м2" установлены требования к качественным характеристикам и конкретным показателям используемых материалов, в том числе: Грунтовка. Массовая доля нелетучих веществ не менее 79 и не более 85%.Теоретический расход не менее 160 и не более 240 г/м2 на 1 слой. Толщина сухой плёнки не менее 100 и не более 150 мкм. Время высыхания до степени 3 не более 24 часов при температуре °С.
Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров и результаты химических испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатов испытаний.
На основании изложенного, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении товаров, результатов испытаний нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, а также, что документация об Аукционе не содержит надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении закупки, документации об Аукционе предметом закупки является выполнение работ по ремонту фонда специального назначения (резервуарные парки складов горючего) в войсковой части 77360-Щ, (Чан-Ручей) для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Приложению N 2 к документации об Аукционе "Наименование и описание объекта закупки" к поставке требуется устройство автоматизированного рабочего места - 1 ед.
Состав:
- установленная операционная система с программным обеспечением по учету выданного горючего, имеющим необходимую сертификацию,
- интерфейсный модуль,
- компьютер (системный блок, клавиатура, мышь), с характеристиками: процессор, не менее, ГГц 1,8; память, Гб, не менее 2; жесткий диск, Гб, не менее 500; наличие последовательных (СОМ) портов, шт. 1; наличие USB портов, не менее 4; наличие клавиатуры, количество клавиш, не менее 104; установленная операционная система;
- монитор с разрешением, не менее - 1280х1024, диагональю не менее 17 дюймов.
-многофункциональное печатающее устройство в комплекте с картриджем, с характеристиками: лазерная печать; формат бумаги А4; интерфейс USB; цветное сканирование;
- блок бесперебойного питания мощностью, не менее 500 ВА.
Представителем Заказчика на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие, что поставка автоматизированного рабочего места и выполнение работ по ремонту фонда специального назначения, являющееся объектом закупки, технологически и функционально связаны между собой.
Действия Заказчика, объединившего в объект закупки технологически и функционально несвязанные между собой поставку оборудования и выполнение работ, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией установлено, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку подано 4 заявки от участников закупки.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно разделу 1.1 документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующие документы (копии документов) и информацию, в том числе: копию действующего свидетельства НАКС (национальное агентство контроля сварки) о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки (наплавки) при изготовлении, монтаже и ремонте или реконструкции на опасных производственных объектах, с областью применения НГДО, СК. (шифр РД 03-615-03).
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по ремонту фонда специального назначения (резервуарные парки складов горючего) в войсковой части 77360-Щ, (Чан-Ручей) для нужд Министерства обороны Российской Федерации
Поскольку в один объект закупки включены работы по сварке (наплавке) и другие виды работ (ремонт, окраска, огрунтовка), установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии действующего свидетельства НАКС (национальное агентство контроля сварки) является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 9.2, 9.3, 9.4, 9.6, 9.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
"9.2. В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 , за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
9.3. В случае выполнения Работ (до подписания Акта сдачи-приемки выполненных Работ), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Работ, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт выполнения Работ, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Работ.
9.4. В случае нарушения Исполнителем (до подписания Акта сдачи-приемки выполненных Работ) сроков доведения результата Работ до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 6.11. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 6.11. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 6.11. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
9.6. Исполнитель, при наличии вины, возмещает Заказчику ущерб, причиненный в ходе исполнения Контракта, в том числе жизни или здоровью третьих лиц (в случае если требование о возмещении ущерба предъявлено третьими лицами Заказчику), а также связанный с повреждением (утратой переданного Исполнителю) имущества Заказчика (Получателя) или третьих лиц (в случае если требование о возмещении ущерба предъявлено третьими лицами Заказчику), как движимого, так и недвижимого.
9.8. Стороны освобождаются от уплаты неустойки (пени, штрафа), если докажут, что просрочка исполнения и (или) неисполнения обязательств произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Единый ресурс" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 18.04.2016 N К-608/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 апреля 2016 г. N К-608/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был