Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стройиндустрия" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного унитарного предприятия "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Заказчик) при проведении государственным унитарным предприятием "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградская государственная академия физической культуры", г. Волгоград. Реконструкция котельной (номер извещения 0573100031516000010) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
2. Заказчиком не установлены запреты (ограничения), предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
3. В документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки химического состава веществ стали, трубы, арматурной сетки, дюбеля;
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 09.03.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 110 125 378,47 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 14.04.2016;
4) дата проведения Аукциона - 18.04.2016;
1) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 19 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе: "Вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать копию свидетельства саморегулируемой организации о допуске к производству работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015
N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, объектом закупки является выполнение работ по объекту: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградская государственная академия физической культуры", г. Волгоград. Реконструкция котельной.
В извещении о проведении электронного аукциона от 29.03.2016 NИИ2, в том числе установлено, ограничение участия в определении поставщика в соответствии с Постановлением Правительства от 29.12.2015 N 1457.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 19 Информационной карты в разделе "Инструкция по заполнению заявки Участником Аукциона" документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать в том числе конкретные показатели товара. Также установлено, что перечень требуемых товаров (материалов) при выполнении работ установлен Техническим заданием и "Приложением N 1 к Техническому заданию".
Вместе с тем, Комиссия установила, что Техническое задание документации об Аукционе не содержит перечня требуемых товаров (материалов) при выполнении работ. Вместе с тем, Техническое задание документации об Аукционе не содержит Приложения N 1.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что перечень требуемых товаров (материалов) при выполнении работ расположен в отдельном файле "НОВЫЙ перечень ВОЛГОГРАД (для акциона ред.)" размещен на официальном сайте в общем разделе документов закупки.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция не позволяет определить раздел документации, в котором содержится перечень и показатели товаров используемых при оказании услуг, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.
Вместе с тем, Комиссия установила, что перечень требуемых товаров (материалов) при выполнении работ содержит показатели в отношении сведений о веществах, материалах, упаковке, применяющихся при выполнении работ, являющихся объектом закупки, в том числе, для позиции "Арматурные сетки сварные плоские": "Химический состав: Массовая доля элементов в стали, % (Углерод, Кремний, Марганец, Хром) не более 2% каждый. Легкие сетки должны быть изготовлены из арматурной проволоки класса Вр-I (Номинальный размер 3 или 5 мм и стержневой горячекатаной арматурной стали класса А-I диаметрами 6 или 10 мм Характеристики проволоки Вр-I: Предельные отклонения на размер не более 0,15 мм. Радиус сопряжения поверхности вмятин с выступами должен быть равен 2,5 мм. Относительное удлинение d100, % должно быть не менее 2,0. Глубина вмятин менее 30мм. Номинальный шаг вмятин не менее 2 мм. Предельные отклонения по длине выступа не более 0,2мм. Предельные отклонения до глубины вмяти не более 0,05 мм. Число перегибов должно быть не менее 4. Усилие, соответствующее условному пределу текучести P0,2, гН (кгс) не менее 35 (355). Предельные отклонения по шагу вмятин не более 0,2мм. Длина выступа не более 1,0 мм. Разрывное усилие P, гН (кгс) не менее 39 (400). Линейная плотность, г, не более 144)".
Также по позиции "Труба стальная водогазопроводная" установлено, в том числе, требование: "Массовая доля элементов должна быть не более %: углерода 0,24; кремния 0,17; марганца 0,65. Массовая доля хрома, никеля, меди, серы и фосфора в стали должна быть не более 0,30% каждого. Массовая доля мышьяка в стали должна быть не более 0,080%. Предельные отклонения по химическому составу не должны превышать, %: углерод 0,01; марганец 0,03; фосфор +0, 005.Предел текучести должен быть не менее 20 кгс/мм2.Временное сопротивление разрыву не менее 320 H/мм2".
Также по позиции "Дюбели" установлено, в том числе, требование: "Массовая доля элементов должна быть не более %: углерода 0,75; кремния 0,37; марганца 0,80. Массовая доля хрома, никеля должна быть не более 0,25%, меди не более 0,20%. Массовая доля серы в стали должна быть не более 0,035%. фосфора - не более 0.035 %. Мараганцовый эквивалент должен составлять менее 0,35%. Предельные отклонения по химическому составу не должны превышать, %: углерод 0,01; марганец 0,02; кремний 0,02; фосфор +0,005; хром 0,02.".
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования документации об Аукционе предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении товаров используемых при выполнении работ и не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком на Официальном сайте размещено разъяснение положений конкурсной документации от 16.03.2016 следующего содержания: "Обеспечение исполнения контракта не установлено в соответствии с требованиями пункта 2.1. статьи 96 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 19 в связи с установлением в конкурсной документации требования о казначейском сопровождении государственного контракта".
Комиссией установлено, что в документации об Аукционе отсутствуют указания на Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 19 в соответствии с которым, в документации об Аукционе не установлено требование об обеспечении исполнения контракта.
Вместе с тем установлено, что случаи не установления обеспечения контракта содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11.03.2016 N 182, а не в Постановлении Правительства РФ от 14.03.2016 N 19.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки химического состава веществ стали, трубы, арматурной сетки, дюбеля.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 07.04.2016 N ВП-153/16, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 07.04.2016 N ВП-153/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 апреля 2016 г. N К-616/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был