Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ФГАОУ ВО "НИУ ВШЭ" (далее - Заявитель) на действия Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы в интересах Министерства экономического развития Российской Федерации в 2016 году по теме: "Создание системы стратегического анализа, управления и предотвращения рисков в сфере социально-экономического развития, в том числе экономической безопасности", шифр темы 0101-01-16 (номер извещения 0173100008616000017) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно принявшей решение об отклонении заявки Заявителя.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы с 21.04.2016 на 22.04.2016.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 14.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 525 200 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 9 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 4 заявки участников закупки.
6) победителем Конкурса признано Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение "Совет по изучению производительных сил" с предложением о цене контракта 3 300 000 рублей.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Представителем Заказчика представлена заявка участника Конкурса с порядковым номером "1" ФГАОУ ВО "НИУ ВШЭ", отклоненная в соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки заявок от 08.04.2016 N ПРО1, в связи с тем, что представленное участником в составе заявки предложение о качестве НИР и иные предложения об условиях исполнения государственного контракта не содержит конкретные показатели, соответствующие установленным в Части VII. "Техническая часть", максимальным и (или) минимальным значениям таких показателей.
Согласно части V Конкурсной документации "инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе" "предложение участника открытого конкурса о качестве НИР и иные предложения об условиях исполнения государственного контракта должно включать все положения Части VII. "Техническая часть" и предложения участника открытого конкурса в виде комментариев к соответствующим положениям Части VII. "Техническая часть" (комментарии участника открытого конкурса выделяются курсивом). Раздел 3. "Содержание, объем и организация НИР" Части VII "Техническая часть" содержит максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значение показателей, которые не могут изменяться. Показатели, указанные в Разделе 3. "Содержание, объем и организация НИР" Части VII. "Техническая часть" и отмеченные знаком "звездочка" ("*"), содержат максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. Участник открытого конкурса в предложении участника открытого конкурса о качестве НИР и иных предложениях об условиях исполнения государственного контракта (форма N 3 части IV настоящей конкурсной документации) должен представить конкретные показатели, соответствующие установленным максимальным и (или) минимальным значениям данных показателей. В случае, если максимальные и (или) минимальные значения показателей сопровождаются одновременно словами "от" и "до", "не менее" и "не более", участник открытого конкурса должен представить конкретное значение по своему выбору в рамках установленного диапазона, включая пограничные показатели. Использование при описании конкретных показателей слов "не более", "не менее", "свыше", а также описание в виде диапазонов с сопровождением слов "от" и "до", "не более" и "не менее" не допустимо. В случае отсутствия каких-либо положений Части VII. "Техническая часть", а также в случае непредставления участником открытого конкурса конкретных показателей, соответствующих установленным максимальным и (или) минимальным значениям данных показателей, заявка на участие в открытом конкурсе признается не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 3.1 части VII Конкурсной документации "Техническое задание" необходимо провести анализ мирового опыта создания систем стратегического анализа, управления и предотвращения рисков в сфере социально-экономического развития, в том числе экономической безопасности (не менее 15 стран*, суммарной численностью населения не менее 500 млн. человек*). При этом показатели, указанные в Разделе 3. "Содержание, объем и организация НИР" Части VII. "Техническая часть" и отмеченные знаком "звездочка" ("*"), содержат максимальные и (или) минимальные значения таких показателей. Участник открытого конкурса в предложении участника открытого конкурса о качестве НИР и иных предложениях об условиях исполнения государственного контракта (форма N 3 части IV конкурсной документации) должен представить конкретные показатели, соответствующие установленным максимальным и (или) минимальным значениям данных показателей.
Согласно представленной представителем Заказчика заявки Заявителя, в том числе в пункте 3.1 Заявителем предложено провести анализ мирового опыта создания систем стратегического анализа, управления и предотвращения рисков в сфере социально-экономического развития, в том числе экономической безопасности (не менее 15 стран*, суммарной численностью населения не менее 500 млн. человек*, что не соответствует положениям Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, что действия Единой комиссии не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В Конкурсной документации установлены критерии: "Цена Государственного контракта (цена единицы работы, услуги), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - критерий "Квалификация участников закупки") с соответствующими значимостями - 20%, 50%, 30%.
Критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", содержит показатель "Качество предлагаемой НИР", (далее - Показатель N 1) со следующим порядком оценки: в отношении ожидаемых результатов - предоставление предложений участника открытого конкурса по дополнительным результатам НИР, содержащих обоснование взаимосвязи предлагаемых результатов с поставленными задачами НИР и рекомендаций по практическому применению предлагаемых результатов. (1 предложение - 6 баллов, но не более 30 баллов в сумме. В случае представления предложений по дополнительным результатам без обоснования их взаимосвязи с задачами НИР и рекомендаций по практическому применению баллы не присваиваются). Все предложения, предоставляемые участником открытого конкурса должны быть обозначены явным образом как конкретное предложении".
В отношении методологии - "Предоставление методологии выполнения НИР, включающей: - описание путей и методов решения поставленных задач и достижения результатов НИР (за предоставление указанной информации присваивается 10 баллов); - описание процессов, методов и способов выполнения участником открытого конкурса каждого пункта работ, предусмотренных разделом 3. "Содержание, объем и организация основных работ" Технического задания (если по пункту работы представлено детализированное описание работ, включающее состав работ, предложения по методике выполнения работ, и обоснование соответствия этой методики задачам и ожидаемым результатам НИР, присваивается 12 баллов, но не более 60 баллов в сумме за все пункты раздела 3 Технического задания). Все предложения, предоставляемые участником открытого конкурса в составе методологии выполнения НИР, должны быть обозначены явным образом как конкретное предложение и содержать описание и состав работ, предложения по методике выполнения работ, и обоснование соответствия этой методики задачам и ожидаемым результатам НИР. При отсутствии явным образом обозначенных предложений или наличии предложений без их описания и обоснования присваивается 0 баллов".
Критерий "Квалификация участников закупки", содержит, в том числе показатели "Опыт участника по успешному выполнению НИР сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2), "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения НИР" (далее - Показатель N 3), с соответствующими значимостями - 50%, 50%, коэффициентами значимостей - 0,5; 0,5.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что по Показателю N 1 не определен порядок отнесения сведений, предложенных участником закупки как предложений "без обоснования взаимосвязи", либо "с обоснованием взаимосвязи", а также не указаны какие предложения оцениваются как "обозначенные явным образом".
Кроме того, по Показателям N 2, 3 ненадлежащим образом установлены значимости и коэффициенты значимостей, что не позволяет определить порядок присвоения количественных значений по указанным показателям.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ФГАОУ ВО "НИУ ВШЭ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 22.04.2016 N К-643/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 апреля 2016 г. N К-643/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был