Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Всемирная туристическая компания Рустур" (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению комплекса мероприятий в рамках Дней России с включением мероприятий духовного характера в зарубежных странах (номер извещения 0173100007716000215) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В проекте контракта Конкурсной документации отсутствует порядок приемки услуг по промежуточным актам сдачи-приемки оказанных услуг.
2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостныму критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
3. Техническое задание Конкурсной документации содержит необъективное описание объекта закупки.
4. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостныму критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 15.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 69 000 000 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 19.05.2016;
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не указан порядок приемки услуг по промежуточным актам сдачи-приемки оказанных услуг.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что 28.04.2016 Заказчиком внесены изменения в проект контракта Конкурсной документации, в соответствии с которыми Заказчиком установлен порядок приемки услуг по промежуточным актам сдачи-приемки оказанных услуг, вследствие чего данное нарушение устранено.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе устранено Заказчиком, в связи с тем, что Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию от 28.04.2016 в отношении порядка приемки услуг по промежуточным актам сдачи-приемки оказанных услуг.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (Значимость критерия: 60%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
(далее - Критерий N 2) (Значимость критерия: 25%), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 15%).
По Критерию N 2 установлен, в том числе показатель "Качество услуг" в соответствии с которым:
"Показатель N1: "Качество услуг".
Значимость показателя критерия = 100
Коэффициент значимости показателя (НЦБQКоэф) = 1
Количество баллов присваивается в зависимости от содержательной проработанности предложения о качестве услуг (Приложение N 2 к заявке на участие в конкурсе), в котором участник указывает способы исполнения обязательств, предусмотренных п. 4-5 Технического задания (часть VI. Конкурсной документации).
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество услуг" (НЦБiQ) определяется в соответствии со следующей шкалой:
Кол-во баллов
Содержательная проработанность предложения о качестве услуг:
- 100 баллов.
В составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в полном объеме, то есть представлено указание способов исполнения всех обязательств, предусмотренных п. 4-5 Технического задания;
- 50 баллов.
В составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в неполном объеме, то есть представлено указание способов исполнения не всех обязательств, предусмотренных п. 4-5 Технического задания;
- 0 баллов.
В составе заявки:
- представлено только полностью скопированное Техническое задание,
или
- представлено только согласие оказать услуги в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Исполнитель окажет услуги надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания,
или
- представлено предложение о качестве услуг в виде измененного Технического задания без указания способов исполнения обязательств, предусмотренных п. 4-5 Технического задания.
Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по показателю "Качество услуг".
Рассмотрев вышеуказанный порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что указанный порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Критерию N 2 не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что порядок оценки заявок по показателю Критерию N 2 установлен Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, пункты 5.2, 5.3 Технического задания Конкурсной документации не содержат объективное описание объекта закупки, что вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктами 5.2, 5.3 Технического задания Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие положения:
"5.2. В течение 20 (двадцати) календарных дней с момента заключения Государственного контракта согласовать с Государственным заказчиком площадки проведения мероприятий в Греческой Республике, Республике Словения, Республике Македония.
5.3. В течение 20 (двадцати) календарных дней с момента заключения Государственного контракта согласовать с Государственным заказчиком программу комплекса мероприятий Дней России с включением мероприятий духовного характера в зарубежных странах".
Вместе с тем, на заседании комиссии представителем Заявителя не представлено надлежащих доказательств о том, что вышеуказанные требования неправомерно установлены Заказчиком в Конкурсной документации.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостныму критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 3) по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1 ).
Согласно Конкурсной документации, заказчиком установлен следующий порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 3:
"В рамках данного показателя оцениваются и учитываются государственные контракты (далее в настоящем пункте - "контракты"), факт заключения и исполнения которых подтвержден представленными в заявке соответствующими копиями контрактов и актов сдачи-приемки оказанных услуг.
В рамках данного показателя учитываются контракты, заключенные и исполненные в период с 2013 г. по 2015 г. (включительно), стоимость оказания услуг по которым (по каждому контракту) составляет не менее 5 000 000 рублей. При этом под аналогичными (сопоставимыми) услугами для целей оценки заявок в настоящем конкурсе понимаются услуги по организации и проведению культурных мероприятий".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком в рамках Показателя N 1 учитываются контракты заключенные и исполненные в период с 2013 г. по 2015 г., при этом Заказчиком неправомерно не учитываются контракты заключенные и исполненные в 2016 г.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что 28.04.2016 Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию, в соответствии с которыми по Показателю N 1 учитываются контракты, заключенные и исполненные в период с 2013 г. до момента окончания подачи заявок на участие в настоящем Конкурсе, в связи с чем, вышеуказанное нарушение устранено.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе Заказчиком устранено, в связи с тем, что Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию от 28.04.2016 в отношении порядка оценки по Показателю N 1 Критерия N 3.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Всемирная туристическая компания Рустур" обоснованной в части отсутствия порядка приемки услуг по промежуточным актам сдачи-приемки оказанных услуг в проекте контракта Конкурсной документации, в части ненадлежащего порядка оценки заявок по Показателю N 1 нестоимостного Критерия N 3
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, поскольку Заказчиком устранены последствия выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в Конкурсную документацию.
4. Передать материалы от 29.04.2016 по делу N К-685/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 апреля 2016 г. N К-685/16
"По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был