Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Рекомендации
А.1 Общие сведения
С течением времени технология меняется, а производительность человека остается относительно постоянной. Поэтому чрезмерная стандартизация технических параметров не очень полезна. Предпочтительно уделять больше внимания эргономическим проблемам. Специалисты по человеческому фактору должны быть вовлечены в процесс проектирования на раннем этапе проектирования, когда начинается обсуждение вопросов отображения и управления, а также в процессе разработки системы.
В настоящем приложении выделены важные аспекты проектирования залов управления на основе использования экранов. Другие стандарты и руководства в области эргономики также могут предоставлять полезную информацию для проектирования зала управления. В ИСО 9355 приведены требования для проектирования дисплеев и элементов управления залов управления, в которых использовано общепринятое оборудование. Пользователям настоящего стандарта полезно ознакомиться с этими и другими документами, на которые имеются ссылки в данном приложении.
Примечание - Приведенные рекомендации не являются исчерпывающими.
А.2 Руководство по представлению информации
А.2.1 Общие положения
В данном подразделе приведены рекомендации по структурированию данных и выбору устройств отображения.
Блок-схема, приведенная на рисунке А.1, более подробно показывает процессы этапов 3 - 7 подраздела 5.5.
На рисунке А.1 представлен подход "сверху вниз", в котором границы управляемых систем идентифицируют перед принятием решений о необходимости количества "страниц", особенностях и структуре данных.
А.2.2 Определение границ сети
На этом этапе эргономист устанавливает общую область применения объекта, которым будут управлять система и операторы зала управления.
А.2.3 Определение типов и количества страниц
А.2.3.1 Общие положения
В большинстве случаев невозможно представить все необходимые данные на единственном дисплее. Для сложных систем эту информацию необходимо разделять на части.
Структура дисплея может быть:
- иерархической,
- реляционной,
- последовательной,
- их сочетанием.
Основной характеристикой должна стать легкость обнаружения необходимых данных.
Использование более четырех уровней информации в иерархической структуре не рекомендовано. Иерархическая структура может быть основана, например:
a) на целях/общем представлении системы;
b) на функциях/подпроцессах;
c) на объектах/компонентах.
При использовании реляционной структуры существуют связи между отдельными страницами информации. Например, элементы информации могут включать ссылки на сопутствующую информацию или на другие страницы информации.
В последовательной структуре каждая страница информации может отображать только одну часть процесса, который непосредственно занимает несколько страниц информации.
При запуске системы должна появиться начальная страница, с которой могут быть легко найдены все другие страницы информации. Всегда должна существовать возможность доступа к начальной странице информации с помощью нажатия одной клавиши (или аналогичного элемента управления).
Следующие рекомендации должны быть применены там, где это необходимо.
- Страницы информации должны быть способны одновременно представлять набор данных (информацию, статичные графики, элементы управления и т.д.), необходимый для обработки наихудшего варианта развития событий. Краткосрочная память оператора (обычно от 5 до 7 с) способна удерживать девять переменных, поэтому следует избегать переключения с одного окна на другое при выполнении конкретной задачи.
Рисунок А. 1 - Процесс структурирования информации
- Там где этого требует выполнение задачи, должен быть предоставлен удаленный обзор информации для отображения таких параметров, как связанные с безопасностью сигналы тревоги, прогнозы погоды и т.д. Потенциальные пользователи системы должны быть проконсультированы относительно альтернативных предложений по структурированию информации. Это может быть сделано с помощью представления интерфейса на бумажном носителе или макетов программ.
А.2.3.2 Идентификация
Заранее определенные страницы должны иметь уникальное и однозначно идентифицируемое имя, которое должно:
- предпочтительно быть расположено вверху экрана или последовательно представлено в одном и том же месте;
- выражать информационное наполнение дисплея (например, определенный реактор или резервуар).
А.2.3.3 Управление окнами
Среда реального времени в залах управления налагает специальные требования на использование окон при представлении информации.
- Одновременно должно быть отображено на экране ограниченное количество окон: согласно "эмпирическому правилу" одновременно может быть использовано не более трех окон.
- Окно не должно закрывать критическую для безопасности информацию или сигнал тревоги.
- Система должна быть спроектирована так, чтобы окна не перекрывали друг друга (для облегчения выполнения задачи). Размеры и местоположения окон по умолчанию должны быть разработаны так, чтобы минимизировать количество операций, которое пользователь должен осуществить для выполнения задачи.
- Связь между исходным окном и порожденными им окнами всегда должна быть очевидна.
А.2.3.4 "Многослойный" подход
При использовании многослойного подхода для структурирования информации страницы могут быть применены следующие рекомендации.
a) Фон
Должен быть выбран фон, оптимизирующий информацию на переднем плане. Необходимо избегать темных тонов фона, если предполагают высокий уровень окружающей освещенности.
b) Слой статичных данных
Статичные данные позволяют пользователю интерпретировать значение отображаемой информации (например, показывая топографию и/или структуру процесса).
c) Слой информации
Изменяющиеся данные, представленные в слое информации, должны быть легко отличимыми от фона и статичных слоев данных.
d) Слой приоритета
Информация об опасности тревоги должна быть представлена в приоритетном слое, где любые изменения немедленно представляют оператору. Этот слой также может быть использован для другой срочной или высокоприоритетной информации, например, о том, что сейчас начнется обслуживание на секции железнодорожной системы.
А.2.3.5 Перераспределение страниц для устройств отображения
У оператора должна быть возможность изменять распределение страниц на определенных дисплеях, чтобы
- в случае выхода из строя одного дисплея информацию можно было отобразить на другом дисплее;
- объединять дисплеи, отображающие информацию об одной ситуации.
Каждый экран должен быть способен отображать все категории информации (обзоры, тенденции, мнемосхемы, списки сигналов тревоги, таблицы, параметры базы данных и т.д.). Это может быть преимуществом при замещении вышедшего из строя дисплея или обеспечении разного представления важной информации, например, дисплеи тенденций для корректировки вместе с дисплеями дополнительного мониторинга и управления.
А.2.3.6 Пространственная ориентация
Как правило, хорошей эргономической практикой является однотипное расположение страниц на дисплеях комплекса управления. Таким образом, все рабочие станции организуют идентичным способом. Время поиска и распознавания может быть уменьшено, если определенные типы данных могут быть найдены в заданных местах экрана.
А.2.4 Разработка форматов
А.2.4.1 Общие положения
Формат - это конкретный способ представления данных для передачи информации пользователю. Выбор наиболее подходящего формата очень важен для способности пользователя правильно интерпретировать информацию системы.
Форматы могут иметь вид текста, гистограммы, диаграммы, таблицы, мнемосхемы и могут занимать всю страницу или ее часть.
Ниже приведены некоторые рекомендации высокого уровня для различных форматов. Дальнейшие эргономические рекомендации приведены в ИСО 9241-12.
А.2.4.2 Текст
Текстовая информация чаще всего связана с офисными приложениями, но ее часто используют для описания интерфейсов оператора зала управления. При использовании текстовой информации должны быть приняты во внимание некоторые эргономические особенности:
- при считывании непрерывного текста, набранного строчными буквами, время чтения сокращается;
- в задачах поиска и идентификации текст, набранный прописными буквами, может быть идентифицирован на большем расстоянии от экрана и более быстро (это особенно важно при непродолжительном отображении текста);
- на всех страницах должен быть использован стандартный формат представления информации;
- отображение текстовых данных, сообщений или инструкций на дисплее в целом должно соответствовать принятым правилам оформления печатного текста;
- в тексте следует использовать положительные утверждения вместо отрицательных утверждений;
- если пользователь должен непрерывно считывать текст в реальном времени, то одновременно на экране должно быть показано не менее четырех строчек текста.
А.2.4.3 Гистограммы/столбчатые диаграммы
Гистограммы являются эквивалентом обычных аналоговых методов, традиционно используемых при управлении процессом. Ниже приведены некоторые эргономические рекомендации для формирования гистограмм и столбчатых диаграмм.
- Возле каждого столбца должен быть расположен уникальный идентификатор.
- Если данные необходимо сопоставлять, то сопоставляемые столбцы должны быть расположены рядом друг с другом, что обеспечивает прямое зрительное сопоставление.
- При использовании серии связанных гистограмм ориентация столбцов (вертикальная или горизонтальная) должна быть одинаковой.
- Если один столбец представляет данные особой важности, он должен быть выделен.
- Нулевая точка должна быть расположена в центре гистограммы отклонений. Если гистограмму отклонений используют в качестве основной формы информации для параметров функции безопасности, то величина каждой переменной должна быть показана.
- Если интерес представляют как итоговые измерения, так и доли, представленные сегментами, следует использовать кумулятивные столбцы, в которых выделены различным образом закодированные сегменты.
- Для сегментированных столбцов категории данных должны быть представлены в одной и той же последовательности в каждом столбце, при отображении наименее изменчивых категорий в основании столбца, а наиболее изменчивых категорий - в верхней части столбца.
А.2.4.4 Кривые тренда
Кривая тренда - это электронная версия традиционного самописца и предоставляет собой двумерную аналоговую информацию об истории и/или прогнозе изменения наблюдаемой величины.
Пример - Одна переменная - показатель процесса, другая переменная - время.
Ниже приведены некоторые эргономические рекомендации при изображении кривых тренда.
- Толщина линии тренда должна быть примерно в два раза больше самой большой по толщине линии фоновой сетки и осевых линий масштаба.
- При использовании различных цветов, между спектрами используемых цветов должно быть существенное различие.
- Отображение трендов должно позволять показывать данные, собранные через интервалы времени различной продолжительности.
- Показатели тренда не должны изменяться в результате незначительных изменений данных или колебаний, наложенных на установленную кривую.
- Кривые, представляющие запланированные, спроектированные или экстраполируемые данные, должны быть отличимы от кривых, представляющих фактические данные.
А.2.4.5 Графики
Графики представляют собой изображения, показывающие взаимосвязь переменных.
Пример - Давление, представленное как функция температуры.
Ниже приведены некоторые эргономические рекомендации, которые следует принять во внимание при разработке графиков.
- Графики должны быть самоописательными, т.е. обеспечивать интерпретацию данных без ознакомления с дополнительной информацией.
- Должна быть обеспечена возможность идентификации многочисленных кривых без применения специальных условных обозначений.
- Для целевой области может быть полезно определение предпочтительных значений X и Y на осях графика.
- Графики узнаваемой формы, соответствующей нормальным или ненормальным условиям работы, могут быть полезны пользователю.
А.2.4.6 Поля и формы данных
Поле данных - это очерченная область, куда данные вводят или где их представляют. Поле данных обычно состоит из фиксированного количества знаков или пробелов. Формы данных являются форматами, содержащими одно или более полей данных. Ниже приведены некоторые эргономические рекомендации для разработки полей форм данных.
- Поля данных, которые сравнивают познаково, должны быть расположены одно над другим.
- Порядок и расположение соответствующих полей данных на различных страницах должны быть последовательными.
- Формат экранных форм данных должен быть аналогичен обычно используемому на бумажном носителе.
- Если в процессе устранения неисправности используют бумажные формы, они должны иметь тот же формат, что и формы программного обеспечения.
- Должно быть обеспечено четкое визуальное определение полей данных, чтобы данные отличались от идентификаторов и других объектов.
- Текущее выбранное поле должно быть выделено.
- Введенные данные, не соответствующие установленному формату формы данных, должны быть выделены, а информация о несоответствии сообщена пользователю.
- Групповой заголовок поля должен быть расположен по центру выше идентификаторов отдельных данных.
- Количество страниц в форме данных, необходимое для выполнения задачи, должно быть минимизировано для сокращения выполнения задания.
- У пользователя должна быть возможность перемещения от одного поля ввода к следующему с использованием простого действия, которое требует минимального внимания.
А.2.4.7 Круговые диаграммы
Круговая диаграмма представляет собой круг, разделенный на сегменты для графического представления относительных долей целого. Сегменты могут представлять величины или частоты. Ниже приведены некоторые эргономические рекомендации для разработки круговых диаграмм.
- Разделение должно быть не более чем на пять сегментов.
- Если возможно, сегменты должны быть маркированы напрямую без использования отдельных обозначений.
А.2.4.8 Блок-схемы
Блок-схема - это диаграмма, показывающая последовательные переходы между элементами или событиями. Ниже приведены некоторые эргономические рекомендации для разработки блок-схем.
- Доступные варианты решений должны быть представлены в логическом порядке.
- На каждом этапе должно быть необходимо принятие только одного решения.
- Информация должна быть представлена четко, логическим образом: в последовательности сверху-вниз или слева-направо.
А.2.4.9 Мнемосхемы и диаграммы
Мнемосхема является формой, объединяющей в себе графику и буквенно-цифровые символы, используемые для интеграции компонентов системы в функционально ориентированные диаграммы, отражающие взаимосвязь компонентов.
Пример 1 - Мнемосхему используют для представления сети канализации или системы транспортировки багажа в аэропорту.
Диаграмма является особой формой изображения, на которой детали отображают, только если они необходимы для выполнения задачи.
Пример 2 - Схема электрических соединений для железнодорожной системы, показывающая распределение электроэнергии в сети (без привязки к местности).
Ниже приведены некоторые эргономические рекомендации для разработки мнемосхем и диаграмм.
- Мнемосхема или диаграмма должна содержать минимальное количество деталей, необходимых для представления.
- Должна быть возможность легкой идентификации всех компонентов системы, представленных на мнемосхеме.
- Все исходные/конечные точки линий соединения должны быть маркированы или начинаться/заканчиваться на маркированных компонентах.
- Везде, где имеет значение направление соединения, оно должно быть обозначено стрелками.
- Следует избегать перекрытия линий соединения другим изображением. Если нельзя избежать пересечения линий, они должны быть изображены так, чтобы нельзя было перепутать их соединения.
А.2.4.10 Карты
Карта является графическим представлением географии района или пространства, например, планировки здания или сооружения. Ниже приведены некоторые эргономические рекомендации для разработки и отображения карт.
- Если необходимо отобразить несколько различных карт, должна быть использована последовательная ориентация карт, при которой использована одна и та же ориентация карт по сторонам света.
- Если карта превышает размер одной страницы информации, пользователи должны иметь возможность навигации с соответствующей обратной связью по их текущему местоположению.
- Если ориентация карты может быть изменена, ярлыки и символы на карте должны оставаться ориентированными на положение, выбранное пользователем.
А.2.5 Проектирование элементов
К элементам относятся, например, буквенно-цифровые символы, иконки, стрелки и ярлыки. Важные данные должны быть отображены в заметном местоположении, таком как центральная или верхняя часть страницы.
Статичная часть любой страницы, например, символы технологического оборудования, рамки, система трубопровода и т.д. должна состоять из минимального количества элементов, необходимых:
a) Для идентификации
Что показывает изображение (например, часть процесса, компонент или аспект процесса)?
b) Для ориентации
Как эта страница связана с другими страницами?
c) Для навигации
Какой путь к другим требуемым данным является наиболее простым?
Область, выделенная для динамических символов и данных, должна быть большой относительно всей страницы, чтобы облегчить распознавание и интерпретацию динамических значений и состояний. Исключения могут включать в себя таблицы и большие массивы символов.
Динамические элементы (символы и рисунки) на странице должны быть различимы по сравнению с фоном и статичными элементами данных с помощью цвета, формы, стиля и т.д.
При выборе способа кодирования важными требованиями задачи являются обязанность оператора считать, сравнивать и читать текст. Должна быть выбрана наиболее эффективная компоновка взаимосвязанной информации, т.е. логическая, физическая, слева-направо или сверху-вниз и т.д.
А.2.6 Устройства отображения
Фактическое количество дисплеев, на которых должны быть представлены данные, должно учитывать ограничения расположения оборудования рабочей станции (см. ИСО 11064-4), а также все требования к расположению зала управления (см. ИСО 11064-3).
При выборе размеров экрана дисплеев или необходимой области отображения необходимо обеспечить постоянный угол зрения независимо от расстояния наблюдения (т.е. удвоенное расстояние наблюдения требует применения удвоенной высоты символа).
При определении требуемого угла зрения, внимание должно быть уделено таким аспектам, как зрительная задача, используемый цвет и условия наблюдения. См. ИСО 11064-4 и ИСО 11064-6.
А.3 Руководство по "взаимодействию пользователя с интерфейсом"
А.3.1 Общие положения
Руководство, представленное в настоящем подразделе, касается взаимодействия оператора с системой и вопросов, связанных с управлением сетью, управлением страницами, выбором типа диалога и временем отклика системы.
На рисунке А.2 приведена полная последовательность действий, которая может быть принята при определении взаимодействия пользователя с интерфейсом.
Рисунок А.2 - Процесс проектирования пользовательского интерфейса
А.3.2 Управление сетью
Управление сетью включает в себя отображение навигации и выбор дисплея. Отображение навигации касается всех операций, связанных с поиском страниц в сети или обнаружением определенных данных на отображаемой странице.
Выбор дисплея включает поиск желаемой страницы или элемента информации. Важными аспектами являются:
- ориентация данных;
- поиск данных;
- навигация для больших страниц дисплея.
А.3.3 Управление страницей
Концепция управления страницей для зала управления должна учитывать следующее:
- использование назначенных положений для окон и их элементов;
- использование окон с мозаичным расположением в случаях, когда требуется непрерывный визуальный доступ к информации, отображаемой в настоящее время;
- существующие унаследованные системы и общность между новыми и старыми системами управления окнами.
Для сигналов тревоги, представленных в окнах, см. раздел 6. Дальнейшие рекомендации по управлению окнами приведены в ИСО 9241-12.
А.3.4 Выбор типа диалога
Выбор типа диалога должен быть основан на требованиях задачи, навыках пользователя и среднем времени отклика системы (см. таблицу А.1 (см. [14])). Информация о принципах проектирования диалога приведена в ИСО 9241-110.
Таблица А.1 - Типы диалога и требования задачи
Задача |
Язык команды |
Меню |
Функциональные клавиши |
Макрокоманды и программные клавиши |
Формы |
Непосредственное управление |
Естественный язык и язык запросов |
Вопрос/ответ |
Речь |
Произвольные последовательности ввода |
x |
|
|
|
|
x |
|
|
|
Широкий диапазон вводимых управляющих команд |
x |
|
|
|
|
|
|
|
|
Однообразный ввод данных |
|
|
|
|
|
|
|
x |
|
Принудительный порядок ввода |
|
|
|
|
|
|
|
x |
|
Необходимость гибкости ввода данных |
|
|
|
|
x |
|
|
|
|
Частое управление/транзакции |
|
|
x |
x |
|
|
|
|
|
Редкое управление/транзакции |
|
x |
|
|
x |
|
x |
x |
|
Небольшой набор команд |
|
x |
x |
|
|
|
|
|
|
Большой набор команд |
|
|
|
x |
|
|
|
|
|
Продолжительное время отклика компьютерной системы |
|
|
|
|
x |
|
|
|
|
Небольшое время отклика компьютерной системы |
|
x |
|
|
|
x |
|
x |
|
Пользователи с высокой подготовкой |
x |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пользователи со средним уровнем подготовки |
|
|
|
x |
x |
|
x |
|
|
Пользователи с низкой подготовкой |
|
x |
|
|
|
x |
|
x |
x |
Снижение необходимости ручного управления |
|
|
|
|
|
|
|
|
x |
Непредсказуемое получение информации |
|
|
|
|
|
|
x |
|
x |
Сложное управление |
|
|
|
x |
x |
x |
|
|
|
А.3.5 Время отклика системы
В таблице А.2 приведены некоторые рекомендации по максимальному и предпочтительному времени отклика системы для различных транзакций оператора зала управления. Дополнительное руководство приведено в [14].
Таблица А.2 - Время отклика системы на действия пользователя
Ситуация |
Время ответа, с |
||
Максимальное |
Предпочтительное |
||
Активация элемента управления (например, ввод с клавиатуры, перемещение курсора с помощью мыши) |
0,1 |
<0,1 |
|
Активация системы (инициализация системы) |
3 |
<0,5 |
|
Запрос установленной службы: |
Простой |
2 |
<0,25 |
Сложный |
5 |
<2 |
|
Загрузка и перезагрузка |
От 15 до 60 |
<6 |
|
Обратная связь по ошибкам (после завершения ввода) |
2 |
<0,25 |
|
Отклик на идентификацию |
2 |
<0,25 |
|
Информация о следующей процедуре |
<5 |
<2 |
|
Отклик на простой выбор из перечня |
2 |
<0,25 |
|
Отклик на запрос состояния |
2 |
<0,25 |
|
Отклик на сложный запрос в табличной форме |
От 2 до 4 |
<0,25 |
|
Запрос на переход к следующей странице |
От 0,5 до 1 |
<0,25 |
|
Отклик на "устранение проблемы" |
<15 |
<6 |
|
Отклик на сложный запрос в графической форме |
От 2 до 10 |
<0,25 |
|
Отклик на управление графическими объектами |
2 |
<0,25 |
|
Отклик на вмешательство пользователя в автоматический процесс |
4 |
<1,5 |
|
Ввод команды |
|
<0,2 |
|
Отклик системы управления |
|
<0,5 |
|
Отклик на производственный процесс |
Не ограничено по времени, но если дольше 0,5 с, то необходима обратная связь |
||
Ввод команд в систему видеонаблюдения |
Зависит от задачи |
А.4 Выбор устройств управления
А.4.1 Общие положения
Устройства управления в среде зала управления включают в себя клавиатуру, мышь, сенсорные экраны, "программные" элементы управления и обычные элементы управления. Существует два типа действий при выполнении ввода: ввод данных и выбор элемента из предлагаемой совокупности.
В настоящем разделе представлено руководство, на котором может быть основан выбор альтернативных элементов управления. Эргономические рекомендации относительно неклавиатурных устройств ввода представлены в ИСО 9241-400.
На рисунке А.3 представлен процесс выбора и кодирования устройств управления.
А.4.2 Перечень контролируемых характеристик
Контролируемые характеристики должны быть идентифицированы на ранних этапах анализа задачи программы проектирования зала управления (см. ИСО 11064-1).
А.4.3 Выбор типа элемента управления
В таблице А.3 (см. [11]) приведены особенности, которые необходимо учесть при выборе компьютерных элементов управления. "Обычные" требования к элементам управления, включая процесс выбора, представлены в ИСО 9355-3. Дополнительные требования к устройствам управления приведены в ИСО 9241-400.
Рисунок А.3 - Процесс выбора устройств управления
Таблица А.3 - Выбор устройств управления
Элемент управления/ввод |
Рекомендации по применению |
Клавиши управления курсором |
Перемещение курсора в координатах X и Y |
Сенсорный экран |
Долгое перемещение/удержание руки на экране не требуется У экрана нет существенно меньших по сравнению с кончиком пальца "точек нажатия" |
Сенсорный экран |
Для позиционирования достаточно низкого разрешения экрана Выполнение задачи не будет нарушено, если экран будет временно блокирован пользователем Необходима периодическая чистка экрана |
Мышь |
Для перемещения мыши по коврику или столу необходимо место Для позиционирования достаточно низкого или среднего разрешения экрана Необходима периодическая чистка мыши |
Изотонический джойстик (смещение) |
Точность позиционирования более важна, чем скорость позиционирования |
Шаровой манипулятор |
Желательно быстрое позиционирование курсора Для установки устройства ввода достаточно ограниченного пространства |
Графический планшет |
Требуется низкое или среднее разрешение экрана |
Изометрический джойстик (усилие) |
Требуется точное или непрерывное управление в двух или более измерениях |
А.4.4 Кодирование элементов управления
Для традиционных элементов управления могут быть использованы различные системы кодирования на основе местоположения, формы, размера, режима работы, маркировки и цвета. Преимущества и недостатки этих вариантов в зале управления приведены в [14], где также приведено руководство, основанное на использовании экранов.
А.5 Программные элементы управления, обзорные дисплеи, коммуникационные системы и система видеонаблюдения
А.5.1 Программные элементы управления
Программные элементы управления предоставляют операторам функции управления, обеспечиваемые программным обеспечением. Программные элементы управления могут быть использованы для управления оборудованием, его отдельными частями или интерфейсом "человек - система".
Программные элементы управления отличаются от обычных элементов управления. Например, они не занимают пространства в зале управления. Их используют обычно последовательно. Они могут быть доступны для использования. Так как интерфейсом "человек - система" и оборудованием можно управлять с одного и того же устройства, программный элемент управления может выполнять функции управления. Традиционный элемент управления, как правило, выполняет единственную функцию управления.
При использовании программных элементов управления следует учесть приведенные ниже рекомендации.
- Если программный элемент управления доступен для использования из нескольких мест зала управления, то необходимо исключить возможность возникновения конфликтов управления, например, исключить одновременную доступность управления нескольким пользователям.
- Второстепенные задачи (действия по управлению интерфейсом) и основные задачи (действия по управлению процессом) не должны совмещаться.
- Использование различных режимов управления должно быть минимизировано и четко показано.
- Программные системы управления должны быть последовательными и совместимыми с остальной частью интерфейса "человек - система", например, они должны быть скоординированы с традиционными элементами управления.
- Необходимо обеспечить запасные варианты управления в случае отказа программного элемента управления, поэтому могут возникнуть недопустимые последствия.
А.5.2 Обзорные дисплеи
На каждой рабочей станции управления должна быть доступна обзорная информация, показывающая состояние всех средств, за которые оператор несет ответственность. Эта информация должна быть отправной точкой для навигации. Обзорные дисплеи могут быть расположены на рабочей станции, близки от определенных рабочих станций, или на некотором расстоянии для совместного использования несколькими операторами.
Если последовательность или состояние событий или тенденций некоторых переменных процесса часто контролируют, могут быть использованы выделенные экраны для определенного перечня событий и дисплеи отображения тенденций. Альтернативно может быть использован доступ с помощью одной клавиши для вызова часто используемых справочных данных.
Общие дисплеи за пределами рабочей станции позволяют большему количеству наблюдателей одновременно видеть одну и ту же информацию. Система общих дисплеев может поддерживать работу команды, улучшая координацию и обмен информацией. Обзорные дисплеи не передают больше информации, чем дисплеи, установленные на рабочей станции, так как большое расстояние наблюдения требует соответствующего увеличения размеров букв/символов.
Основная функция системы общих дисплеев может быть различной, но важные функции, как правило, включают предоставление обзора состояния, инструктирование операторов о дополнительной информации, других частях интерфейса "человек - система" и поддержку координации, коммуникации и работы в команде.
Важными аспектами системы общих дисплеев являются:
- распределение информации между дисплеями на рабочей станции и общими дисплеями за пределами рабочей станции;
- структурирование информации на общих дисплеях;
- взаимодействие пользователя с системой общих дисплеев;
- резервные возможности в случаях отказа системы общих дисплеев, особенно если это оказывает влияние на безопасность;
- последовательность и совместимость систем общих дисплеев с остальной частью интерфейса "человек - система".
На практике, сочетание общих обзорных дисплеев, расположенных за пределами рабочей станции, и настольных мониторов может быть подходящим в случае, когда имеются требования к работе в команде, посетителям, мобильности пользователей и предоставлению второстепенной вспомогательной информации.
Если отдельные мониторы используют совместно с большими экранами, информация должна быть распределена таким образом, чтобы не вынуждать пользователя часто изменять линию взгляда от одного дисплея к другому (примеры рабочих станций и обзорных дисплеев представлены в ИСО 11064-3 и ИСО 11064-4).
Если обзорные дисплеи, расположенные за пределами рабочей станции, собирают из нескольких дисплеев, то следует избегать появления зазоров, смещений и нарушения обзорности отображаемых элементов.
Распределение информации и управление обзорными дисплеями, расположенными за пределами рабочей станции, требуют специального рассмотрения.
- Изменение информации, представленной на общем дисплее, должно вовлекать процедуру, с помощью которой достигается взаимное согласие пользователей, обычно для этого требуется участие руководителя.
- Представление информации должно быть тщательно распределено между общим дисплеем и отдельными мониторами на рабочих станциях, чтобы избежать дублирования и/или пропуска информации.
Рекомендуется использовать обзорные дисплеи для общего наблюдения, а задачи управления выполнять с помощью индивидуальных дисплеев.
В таблице А.4 приведены преимущества и недостатки различных решений по представлению обзорной информации.
Таблица А.4 - Альтернативные решения по представлению обзорной информации
Варианты представления обзорной информации |
Преимущества (+)/Недостатки (-) |
|
Обзорный дисплей, составленный из нескольких больших экранов, расположенный за пределами рабочей станции и отображающий информацию для нескольких операторов |
+ |
Предоставляет возможность обзора информации из нескольких местоположений |
+ |
Возможность представлять географически распределенные элементы на нескольких экранах. Оператор также может видеть соседние регионы. |
|
+ |
Поддержка работы в команде и координации |
|
+ |
Наличие "базовой точки" для посетителей и операторов зала управления |
|
- |
Могут требоваться резервные экраны для приложений, связанных с безопасностью |
|
- |
Требуется дополнительное пространство |
|
- |
Стоимость приобретения, установки и поддержки может быть большой |
|
- |
Различные расстояния наблюдения общего дисплея и дисплеев на рабочей станции требуют изменений зрительной аккомодации. |
|
- |
Возможность нарушения видимости дисплея |
|
- |
Необходимо тщательное рассмотрение освещения помещения |
|
- |
Оказывает влияние на помещение и услуги, например, поддерживающие структуры, охлаждение, "мертвые зоны" вокруг дисплеев, области для технического обслуживания |
|
- |
Ограничивает варианты компоновки зала управления |
|
Выделенный большой обзорный дисплей, связанный с отдельными рабочими станциями или небольшими группами рабочих станций |
+ |
Позволяет получить быстрый доступ к дисплею в ответ на визуальные и звуковые сигналы системы |
+ |
Нет возможности нарушения видимости дисплея |
|
+ |
Меньшая стоимость в сравнении с большими дисплеями, расположенными за пределами рабочей станции |
|
|
+ |
Большая гибкость компоновки зала управления (см. ISO 11064-3) |
+ |
Возможность обзора информации из нескольких местоположений |
|
+ |
Возможность представления географически распределенных элементов на большом экране |
|
+ |
Поддержка работы в команде и ее координации |
|
+ |
Показ новой информации об управляемой системе и представление обзорной информации средствами программного обеспечения |
|
- |
Различные расстояния наблюдения общего дисплея и дисплеев на рабочей станции требуют изменений зрительной аккомодации |
|
- |
Необходимо тщательное рассмотрение освещения комнаты |
|
- |
Ограничивает варианты компоновки зала управления |
|
- |
Ограничивает видимость других частей зала управления |
|
Выделенный обзорный дисплей на каждой рабочей станции управления |
+ |
Позволяет получить быстрый доступ к дисплею в ответ на визуальные и звуковые сигналы системы |
+ |
Не требует зрительной аккомодации - все экраны расположены на одном расстоянии наблюдения |
|
+ |
Нет возможности нарушения видимости дисплея |
|
+ |
В случае выхода из строя легко вывести информацию на другой дисплей рабочей станции (обычно требуется не менее трех дисплеев на рабочей станции) |
|
+ |
Меньшая стоимость |
|
+ |
Большая гибкость компоновки зала управления (см. ISO 11064-3) |
|
- |
Ограничения по размеру экрана для некоторых рабочих станций (см. ISO 11064-4) |
|
Разделенные экраны (иногда называемые рамочными, панельными и т.д.). Для отображения на мониторе рабочей станции использовано отдельное окно. |
+ |
Предоставляет хорошие резервные возможности, когда все экраны могут быть разделенными |
- |
Уменьшает необходимое место для отображения другой информации |
|
- |
Обзор уменьшен до ограниченного количества элементов информации (это может потребовать использования структур с дополнительным уровнем иерархии) |
|
Специально спроектированные панели сигналов тревоги |
+ |
Позволяет реагировать на сигнал тревоги системы одной клавишей Менее гибкая в сравнении с выделенным программным обзорным отображением в окне |
А.5.3 Системы обмена информацией
А.5.3.1 Общие положения
Обмен информацией является функцией многих операций в зале управления, происходящих в реальном времени. Это включает в себя обмен информацией как внутри зала управления, так и с внешними сторонами. Различают три основных средства обмена информацией:
a) прямое голосовое общение;
b) голосовое общение через электронные средства (телефон, радио);
c) обмен информацией с помощью электронных сообщений.
Требования среды, связанные с прямым голосовым общением в залах управления, установлены в ИСО 11064-6.
Эргономические факторы обмена информацией с помощью электронных средств приведены ниже.
А.5.3.2 Голосовое общение через электронные средства
Ниже приведены эргономические рекомендации, которые следует учитывать при проектировании электронного оборудования для обмена устными сообщениями.
- Функции обмена информацией и/или соответствующее оборудование должны быть доступны из нормального рабочего положения пользователя.
- Системы обмена информацией должны быть спроектированы для минимизации необходимых действий пользователя.
- Оборудование для обмена информацией, которое носит пользователь (например, гарнитура) должно быть спроектировано с учетом обеспечения комфорта.
- Оборудование для обмена информацией должно быть спроектировано с возможностью обеспечения работы в режиме "свободные руки".
- Системы голосового общения должны быть спроектированы с учетом характеристик всех потенциальных пользователей системы и среды, в которой системы используют.
- В случаях, когда существует много каналов связи, например, несколько громкоговорителей, источники должны быть разделены для облегчения разборчивости речи.
- Длина шнура телефонной трубки/гарнитуры должна быть достаточной для обеспечения потребностей передвижения пользователя.
- Шнуры для оборудования обмена информацией (такого как гарнитуры) должны быть размещены так, чтобы не создавать помех для работы с критическими элементами управления и перемещения людей.
- Разъемы для подключения оборудования обмена информацией могут быть расположены как с левой, так и с правой стороны от рабочей станции для обеспечения удобства пользователя.
- Элементы управления для оборудования обмена информацией должны подходить как для правшей, так и для левшей.
- Громкость сигнала должна иметь возможность регулировки на месте.
- Система должна обеспечивать представление быстро понимаемых сообщений во всех зонах, где могут находиться люди, которым адресованы сообщения (например, туалеты/комнаты отдыха).
- Если в существующую операционную среду вводят дополнительные средства обмена информацией, должен быть проведен анализ совместного использования всех систем коммуникации.
А.5.3.3 Обмен информацией с помощью электронных сообщений или с использованием компьютера
Ниже приведены эргономические рекомендации, которые следует учесть при проектировании электронного оборудования для невербального обмена информацией.
- Пользователи должны быть в состоянии интерактивно обмениваться информацией с другими пользователями, использующими ту же самую систему.
- Пользователи должны иметь возможность обмениваться информацией, не прерывая выполнение текущих задач.
- Если сообщения должны соответствовать определенному стандарту или структуре, пользователю заранее должны быть предоставлены форматы сообщений.
- Пользователям необходимо предоставить каталог, показывающий все приемлемые формы адресации сообщения для каждого пункта назначения в системе, и для связи с внешними системами.
- Должны быть предоставлены вспомогательные компьютерные средства, позволяющие пользователю найти каталог; введя его наименование полностью или частично.
- Если сообщения имеют различную степень срочности, отправитель сообщения должен иметь возможность определить ее относительный приоритет.
- Пользователи должны быть информированы о невыполнении доставки, если сообщения не были успешно переданы.
- Отображение сообщений пользователей должно визуально и пространственно отличаться от отображения сообщений системы.
- Уведомление о входящих сообщениях не должно прерывать выполнение задач, за исключением сообщений с высоким приоритетом срочности.
- Если входящие сообщения имеют различную степень срочности, получатель должен быть уведомлен о приоритете сообщения и/или другой релевантной информации.
А.5.4 Система видеонаблюдения и представление графических изображений
А.5.4.1 Мониторы системы видеонаблюдения
Размер монитора системы видеонаблюдения должен соответствовать особенностям выполняемой задачи наблюдения, уровню требуемой детализации и расстоянию, на котором находится оператор.
Монитор, используемый для работы с высоким уровнем детализации, должен иметь возможность регулировки для удовлетворения потребностей отдельных операторов.
По возможности "местные" мониторы должны быть расположены непосредственно напротив оператора на расстоянии приблизительно от 0,5 до 1,5 м и иметь размер от 9 до 16 дюймов (приблизительно от 23 до 41 см) по диагонали.
Примечание - Мониторы, используемые для тщательного изучения изображений системы видеонаблюдения, обычно называют "местными" мониторами или мониторами "инцидента" и располагают на рабочей станции.
Множественные графические изображения, отображаемые на общих дисплеях за пределами рабочей станции, могут быть полезны в предоставлении общего обзора.
А.5.4.2 Методы работы
При использовании системы видеонаблюдения рекомендуется делать короткие, частые перерывы, а не редкие, но более продолжительные перерывы; например, перерыв от 5 до 10 мин через 50 - 60 мин непрерывной работы предпочтительнее, чем перерыв в 15 мин через каждые два часа работы.
Операторы, главная деятельность которых заключается в наблюдении за изображениями системы видеонаблюдения, не должны смотреть телевизор в период отдыха (перерыв).
А.5.4.3 Структурирование информации
Чтобы помочь операторам в рассмотрении изображений, представленных на группе мониторов, изображения должны быть логически скомпонованы или сгруппированы, например, с отражением расположения камер видеонаблюдения на территории.
Последовательность в расположении изображений на мониторах может быть использована в качестве средства внедрения систематического подхода к контролю. Ответ оператора также может быть выполнен с помощью неизменного расположения изображений на мониторе.
При использовании разделенных экранов рекомендовано деление экрана не более чем на четыре части. При рассмотрении возможности использования разделенных экранов необходимо учитывать ориентацию, например, горизонтальный вид лучше всего рассматривать с горизонтальным разделением изображений.
Автоматической смены изображений следует избегать, особенно если оператор должен обнаружить изменение в состоянии изображения.
При определении количества просматриваемых мониторов необходимо понимать, что с увеличением количества мониторов существует тенденция снижения результативности работ по обнаружению.
Существующие данные позволяют предположить, что максимальное количество изображений с камер, за которыми можно эффективно наблюдать, составляет не более 16.
На мониторе системы видеонаблюдения должен быть представлен идентификатор камеры или уникальное описание объекта наблюдений.
Условные обозначения, нанесенные на изображения, должны быть разработаны таким образом, чтобы не заслонять основные части изображения.
Условные обозначения, нанесенные на мониторы, должны быть расположены в неизменном положении на экране и представлены последовательным образом.
А.5.4.4 Элементы управления
Панели управления должны быть приспособлены к потребностям как правшей, так и левшей.
Расположение критических клавиш на панели управления, например, клавиш начала или остановки записи или возврата камер в изначальное положение, должно минимизировать возможность ошибок.
При использовании панелей от различных поставщиков последовательное проектирование должно быть нацелено на уменьшение ошибок (что особенно важно в условиях стресса).
А.6 Руководство по системам управления сигналами тревоги
А.6.1 Общие положения
В данном разделе приведено руководство, основанное на опыте эксплуатации существующих систем управления сигналами тревоги, хотя оно может быть расширено для новых систем. Для получения информации о детальных требованиях к системам управления сигналами тревоги следует ознакомиться с другими источниками, например, указанными в библиографии.
Ключевыми этапами управления сигналами тревоги являются следующие:
- распределение функций и обязанностей;
- сбор данных о сигналах тревоги и соотнесение их с поставленными задачами;
- анализ данных о сигналах тревоги и идентификация навязчивых и продолжительных сигналов тревоги;
- идентификация приоритета каждого сигнала тревоги в соответствии с "матрицей срочности и опасности последствий" (для снижения лавинообразного нарастания опасности);
- заполнение базы данных о сигналах тревоги с указанием приоритета установленного отклика, разработка основы каждого сигнала тревоги;
- идентификация и выполнение улучшений;
- проведение обучения;
- мониторинг выполнения целей на основе ежемесячных отчетов о ключевых показателях;
- ежегодный анализ работы владельцем системы и идентификация направлений непрерывного улучшения.
Ключевые компоненты системы управления сигналами тревоги показаны на рисунке А.4. Некоторые основные задачи, идентифицированные на рисунке А.4, рассмотрены ниже.
А.6.2 Область применения и цели
Система управления сигналами тревоги включает в себя оценку текущей результативности системы управления сигналами тревоги и средств улучшения и поддержания результативности на протяжении жизненного цикла системы. Цели включают:
- обеспечение результативности системы управления сигналами тревоги, предотвращения инцидентов, связанных с безопасностью, здоровьем и экологией;
- предоставление методов и способов достижения целей работы системы управления сигналами тревоги;
- установление процесса управления для мониторинга и улучшения работы системы управления сигналами тревоги и целостности;
- управление жизненным циклом системы управления сигналами тревоги.
Рисунок А.4 - Система управления сигналами тревоги
А.6.3 Процесс и процедуры управления сигналами тревоги
Сначала должны быть собраны данные о частоте подачи сигналов тревоги для каждой области работы и сопоставлены с целевыми или ключевыми показателями работы (см. рисунок А.5). Степень расхождения фактического и целевого значения формирует основу для приоритезации при управлении сигналами тревоги.
Рисунок А.5 - Ранжирование сигналов тревоги
Для совершенствования существующих систем подачи сигналов тревоги может быть принят поэтапный подход. С этой целью может быть проведено постепенное улучшение.
Параллельно с выполнением низкозатратных улучшений, должна быть разработана база данных сигналов тревоги, с помощью которой могут быть назначены приоритеты для модернизации исследуемых сигналов тревоги.
Эта проблема может быть более выраженной для объектов, у которых система подачи сигналов тревоги является новой или не проходила технического обслуживания в течение длительного времени.
А.6.4 Ранжирование
При нормальном функционировании, когда уровень опасности низкий, оператор, как предполагают, может ответить на все возникающие сигналы тревоги. Во время нарастания опасности оператор должен сначала отвечать на сигналы тревоги с самым высоким приоритетом. Вероятно, что в случае серьезных нарушений возникнет поток сигналов тревоги с высоким приоритетом. Приоритет сигнала тревоги должен быть понятен оператору зала управления, например, для этого может быть использован различный цвет текста сигнала тревоги.
Для управления при возникновении нарастания количества сигналов тревоги сигналы должны быть ранжированы в соответствии с уровнем риска ("Низкий", "Средний" и "Высокий", т.е. "Приоритет 3", "Приоритет 2" и "Приоритет 1"). Сигналам тревоги, связанным с нарушением безопасности, с опасностями для здоровья и экологии, присваивают высший приоритет, а остальным более низкий приоритет.
Назначение приоритета сигналам тревоги выполняют с использованием матрицы последствий риска. Процент сигналов тревоги в каждой категории должен соответствовать таблице А.5.
Таблица А.5 - Средний процент сигналов тревоги в каждой категории сигналов
Приоритет сигнала тревоги |
Целевое значение, % |
Приоритет 1 |
5 - 15 |
Приоритет 2 |
35 - 40 |
Приоритет 3 |
Свыше 45 |
А.6.5 Управление изменениями
Управление изменениями системы управления сигналами тревоги является ключевым фактором в обеспечении валидности информации о сигналах тревоги, предоставляемой оператору, и имеет прямое отношение к безопасной и эффективной работе.
Управление изменениями должно обеспечить:
- управление всеми изменениями системы управления сигналами тревоги;
- поддержание и улучшение целостности системы управления сигналами тревоги.
Все изменения системы тревоги должны быть выполнены в соответствии с процессом управления изменениями с этапами документирования и утверждения. С одной стороны, процесс должен обеспечивать анализ с точки зрения воздействия изменений (механических, аппаратурных, изменений условий, инструкций, процедур эксплуатации и т.д.) на систему управления сигналами тревоги. С другой стороны, изменения системы управления сигналами тревоги также могут потребовать изменения процедур эксплуатации и/или технического обслуживания.
Временные изменения сигналов тревоги должны быть выполнены в соответствии с документированным процессом управления изменениями.
А.6.6 Функции и обязанности
Функциями и обязанностями, основанными на концепции управления сигналами тревоги, следует управлять так же, как системой. Область применения и масштаб требуемых усилий зависят от особенностей организации.
Монопольное право на управление сигналами тревоги более всего подходит для применения в "технической" организации. В других ситуациях, поскольку пользователи обычно участвуют в процессе эксплуатации, для полного успеха большое значение имеет тесное взаимодействие между партнерами.
А.6.7 Показатели и цели функционирования системы управления сигналами тревоги
В таблицах А.6 и А.7 приведены основные рекомендации по использованию сигналов тревоги в залах управления.
Таблица А.6 - Ключевые показатели и цели функционирования системы управления сигналами тревоги
Ключевой показатель |
Комментарий |
Целевое значение существующих систем |
Рекомендуемое целевое значение |
Метод сбора данных |
Среднее количество сигналов тревоги, представляемых оператору зала управления, в час |
В нормальных и экстремальных условиях, усредненное за отчетный период(а) Ежемесячный отчет и тенденции |
Промежуточная цель: менее 10 в час Конечная цель: менее 6 в час |
Не определены |
Предпочтительно использование регистратора данных; альтернативно ручной подсчет с помощью распечатки информации о сигналах тревоги |
Количество продолжительных сигналов тревоги, связанных с оборудованием, используемым в настоящий момент (на одного оператора зала управления) |
Еженедельный анализ Анализ отчета и тенденций за месяц |
менее 5 |
0 |
Ручной подсчет |
Количество отмененных сигналов тревоги, связанных с оборудованием, используемым в настоящий момент (на одного оператора зала управления) |
Еженедельный анализ Анализ отчета и тенденций за месяц |
0 |
0 |
Ручной подсчет |
Количество инцидентов и ситуаций, близких к инцидентам, когда система управления сигналами тревоги являлась способствующим фактором |
- |
0 |
0 |
Из отчетов по расследованию инцидентов |
(а) Ключевой общий показатель работы системы управления сигналами тревоги. |
Таблица А.7 - Дополнительные показатели и цели работы системы управления сигналами тревоги
Показатель |
Комментарий |
Целевое значение существующих систем |
Рекомендуемое целевое значение |
Метод сбора данных |
Максимальная пиковая частота появления сигналов тревоги в опасных условиях (на оператора зала управления) |
- |
10 - 15 за 1 мин |
10 - 15 за 1 мин |
Предпочтителен регистратор данных; альтернативно ручной подсчет с помощью распечатки информации о сигналах тревоги |
Максимальная средняя частота появления сигналов тревоги в опасных условиях (на оператора зала управления) |
- |
3 - 5 за 1 мин и менее 60 за 10 мин |
3 - 5 за 1 мин и менее 60 за 10 мин |
Предпочтителен регистратор данных; альтернативно ручной подсчет с помощью распечатки информации о сигналах тревоги |
Частота вмешательства в процесс |
Полезно при оценке состояния системы управления процессом |
Один раз каждые 4 мин |
Один раз каждые 4 мин |
Регистратор данных |
Максимальная частота появления сигналов тревоги с приоритетами 1 и 2 в обычном режиме работы (на оператора зала управления) |
- |
0 |
0 |
Предпочтителен регистратор данных; альтернативно ручной подсчет с помощью распечатки информации о сигналах тревоги |
А.6.8 Мониторинг и непрерывное улучшение
Должен существовать процесс для отчета о ключевых показателях работы системы управления сигналами тревоги. Для идентификации возможных улучшений могут быть использованы данные обратной связи о следующей деятельности:
- контроль и анализ ключевых показателей работы системы управления сигналами тревоги;
- улучшение системы управления сигналами тревоги;
- состояния базы данных о сигналах тревоги;
- данные расследования инцидентов, связанных с управлением сигналами тревоги;
- внутренний/внешний анализ;
- аудит системы управления сигналами тревоги;
- обмен лучшими методами и т.д. через сети.
Улучшения, идентифицированные с помощью этой деятельности, должны быть исследованы, а выбранные для выполнения - документированы и отслежены до завершения в соответствии с планом улучшения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.