Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы АО "Центральная пригородная пассажирская компания" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации АО "Центральная пригородная пассажирская компания" просит признать не соответствующими статьям 4 (часть 2), 8, 15 (часть 4), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации следующие законоположения:
пункт 5 статьи 790 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета;
пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года N 247-ФЗ, а фактически - примененный арбитражным судом в деле с его участием пункт 3 статьи 8 данного Федерального закона в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 247-ФЗ, согласно которому потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации; порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
пункт 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в соответствии с которым в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; при предоставлении социальных услуг в соответствии с данной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда были удовлетворены исковые требования АО "Центральная пригородная пассажирская компания" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в виде неполученных доходов от провозной платы, которые оно получило бы при обычных условиях гражданского оборота при отсутствии льгот отдельных категорий граждан при осуществлении перевозок в период с 1 января по 31 декабря 2013 года. Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, указанное решение было отменено, в удовлетворении иска отказано.
Решением арбитражного суда было отказано в удовлетворении исковых требований АО "Центральная пригородная пассажирская компания" к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о взыскании убытков в виде выпадающих доходов, образовавшихся в результате осуществления перевозок отдельных категорий граждан, имеющих льготы по провозной плате, за 2012 год.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они допускают возмещение транспортной организации потерь в доходах, возникших в результате установления федеральным законом льготы по провозной плате на пригородном железнодорожном транспорте для отдельных категорий населения, не в полном объеме, приводят к нарушению баланса публичных и частных интересов как конституционно защищаемых ценностей, а именно к необоснованному возложению на него как на частную коммерческую организацию существенной части финансового бремени Российской Федерации при реализации ею социальной политики в сфере транспортных перевозок.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Положения пункта 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предоставляют отдельным категориям граждан право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в состав которых включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, и при этом сами по себе не регламентируют вопросы финансирования этих услуг, а потому не могут расцениваться как затрагивающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Что касается пункта 5 статьи 790 ГК Российской Федерации, закрепляющего возмещение транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных в связи с установлением на основании закона или иного правового акта льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, то он направлен на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, и - по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2011 года N 29-П, о том, что общим принципом регулирования правоотношений в сфере перевозок пассажиров является необходимость соблюдения баланса между интересами пассажиров как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, которым должна быть обеспечена равнодоступность предлагаемых услуг, и интересами компаний-перевозчиков, эффективное функционирование которых предполагает возмещение им затрат на оказание таких услуг, - не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Равным образом нельзя признать ущемляющим конституционные права заявителя и пункт 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", который как в оспариваемой, так и в действующей редакции не распространяется на отношения, связанные с реализацией права граждан на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг и, соответственно, финансированием этих услуг, регулируемые Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 мая 2012 года N 817-О и от 3 апреля 2014 года N 686-О, во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, устанавливают механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, определяют источник и необходимый объем финансирования соответствующих мер.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 г. N 912-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи"
Текст Определения официально опубликован не был