1. О порядке размещения в ЕИС информации об оплате контракта.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сбору и обработке информации о выданных уполномоченными экспертами по культурным ценностям подтверждениях об отнесении ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами предметов к культурным ценностям.
Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии установлено, что срок выполнения работ (оказания услуг) по контракту от 26.10.2015 N 0848100001615000135 с момента подписания контракта до 31.12.2015.
Акт сверки N 190 от 31.12.2015 Заказчиком размещен на Официальном сайте только 29.01.2016. Сведения об оплате выполненных работ Заказчиком на Официальном сайте не размещены.
Таким образом, действия Заказчика разместившего сведения об исполнении контракта с нарушением регламентированного срока, нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 14.04.2016 N П-69/16)
2. Об установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе и запрета на участие "турецких" организаций.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сбору и обработке информации о выданных уполномоченными экспертами по культурным ценностям подтверждениях об отнесении ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами предметов к культурным ценностям.
Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Приложением N 1 Информационной карты Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: "Цена контракта" - значимость критерия 60%. "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" - значимость критерия 30%. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость критерия 10%.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
"Показатель N 1: "Качество услуг".
Количество баллов присваивается в зависимости от содержательной проработанности предложения о качестве услуг (Приложение N 2 к заявке на участие в конкурсе), в котором участник указывает методы или способы исполнения обязательств, предусмотренных п. 5, 6 Технического задания (часть VI. Конкурсной документации)
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество услуг" (НЦБiQ) определяется в соответствии со следующей шкалой:
100 - В составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в полном объеме, то есть представлено указание методов или способов исполнения всех обязательств, предусмотренных п.п. 5, 6 Технического задания.
50 - В составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в неполном объеме, то есть представлено указание методов или способов исполнения не всех обязательств, предусмотренных п.п. 5, 6 Технического задания.
0 - В составе заявки:
- отсутствует предложение о качестве услуг, или
- представлено только полностью скопированное Техническое задание,
или
- представлено только согласие оказать услуги в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Исполнитель окажет услуги надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания,
или
- представлено предложение о качестве услуг в виде измененного Технического задания без указания методов или способов исполнения обязательств, предусмотренных п.п. 5, 6 Технического задания.
Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по показателю "Качество услуг".
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
При этом пунктом 27 Информационной карты Конкурсной документации установлено "Заявка на участие в конкурсе должна содержать следующее: Предложение об условиях исполнения государственного контракта, в том числе: предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки".
Таким образом, предоставление участником Конкурса предложения о качестве услуг является обязательным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не соответствует части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, а именно: заявке, не содержащей предложение участника закупки о качестве услуг, не может быть присвоено 0 баллов, так как в соответствии с требованиями, установленными в Конкурсной документации, такая заявка не соответствует требованиям Конкурсной документации, и в с соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 09.03.2016 заключен контракт N 594-01-41/05-16 с ООО.
Вместе с тем, Заказчиком в указанный контракт не включены условия оказания услуг, предложенные ООО в заявке на участие в Конкурсе, в том числе следующие:
"Уполномоченный представители имеют опыт и навыки по оказанию услуг подобного характера, а также обладают достаточными знаниями о порядке оформления подтверждений об отнесении ввозимых, временно ввозимых предметов к культурным ценностям.
Исполнитель составляет график выездов своих представителей на места дежурства и обеспечивает их взаимодействие с экспертами по культурным ценностям.
Исполнитель обеспечивает представителей и экспертов техническими средствами, а также проводит их своевременное обслуживание, с целью бесперебойной и корректной электронной обработки информации о выданных подтверждениях об отнесении ввозимых предметов к культурным ценностям и о предметах, не являющихся культурными ценностями".
Таким образом, действия Заказчика, не включившего при заключении контракта по результатам Конкурса в проект контракта условия оказания услуг, указанные в заявке ООО, нарушают часть 1 статьи 54 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 КоАП.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией объектом закупки является оказание услуг по сбору и обработке информации о выданных уполномоченными Минкультуры экспертами по культурным ценностям подтверждениях об отнесении ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами предметов к культурным ценностям.
Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе должна содержать: предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 3.1.2 Конкурсной документации установлено "Участник открытого конкурса может использовать для подготовки заявки на участие в конкурсе формы документов, указанные в разделе IV "Рекомендуемые образцы форм для заполнения участниками закупки".
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к форме заявки на участие в Конкурсе, что нарушает пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 12.04.2016 N П-66/16)
3. О порядке размещения в ЕИС информации об исполнении контракта.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бытовой техники.
Проведя внеплановую проверку действий заказчика на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии установлено, что срок выполнения работ (оказания услуг) по контракту от 26.10.2015 N АУ 047/15 составляет 5 рабочих дней с момента заключения контракта.
Платежное поручение N 586 от 02.12.2015 и отчет об исполнении контракта Заказчиком размещены на Официальном сайте только 22.12.2015.
Таким образом, действия Заказчика разместившего сведения об исполнении контракта с нарушением регламентированного срока, нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 06.04.2016 N П-59/16)
4. Об установлении надлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по проведению комплексной подготовки и разработке концепции проекта "Предоставление публичного доступа к данным".
Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
Заказчиком осуществлена закупка путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на совершенствование механизма оценки эффективности деятельности заказчика.
Заявитель, обнаружив в действиях заказчика нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, направил обращение в ФАС России.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
При этом, согласно извещению о проведении Конкурса установлено, что дата и время начала подачи заявок на участие в Конкурсе 16.03.2016 в 14:00, дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 05.04.2016 в 11:30, что не соответствует части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок подачи заявок на участие в Конкурсе, нарушают часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах). (Значимость критерия: 20%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", "Квалификация участника закупки" (Значимость критерия: 80%).
В отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается показатель: "Качество работ".
Конкурсная комиссия проводит оценку заявок на участие в конкурсе по показателю "Качество работ", исходя из наличия в составе заявки участника предложений по методологии выполнения работ, отражающих степень изученности предмета закупки и проработанности (последовательности и детализации) предложения Участника закупки по реализации требований и выполнения работ, являющихся предметом закупки.
Максимальное количество баллов присваивается заявке на участие в конкурсе, содержащей максимальное количество подпунктов Технических требований, технологий, технологии и методологии выполнения работ, отражающих степень изученности предмета закупки и проработанности (последовательности и детализации) предложения Участника закупки по реализации требований и выполнения работ, являющих предметом закупки.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не раскрыто понятие "степени изученности предмета закупки и проработанности (последовательности и детализации)", позволяющее определить предмет оценки, а также сведения, подлежащие оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 01.04.2016 N П-56/16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Башировой Д.М.