Я, должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, возбужденного определением от 29.02.2016 года по делу N К-493/15/АК210-16 в отношении должностного лица заказчика И., содержащего состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
Заказчиком проведен конкурс с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на реконструкцию автомобильной дороги (далее - Закупка).
В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В документации о Закупке установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта - (Значимость критерия) - 60%; Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - (Значимость критерия) - 25%; Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - (Значимость критерия) - 15%".
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленными участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о Закупке надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствует пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 14.1 документации о Закупке к участникам закупки устанавливаются обязательные требования, в том числе, наличие у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к конкретным видам работ.
Вместе с тем, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах, в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии у участника закупки свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствуют части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и являются нарушением части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 1.2 документации о Закупке, "заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, составленное по форме приложения 1 к конкурсной документации".
Вместе с тем, из положений документации о Закупке не представляется возможным определить исчерпывающий перечень работ, подлежащих описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Закупке, а также где именно в техническом задании содержатся указанные работы.
Исходя из изложенного, в документации о Закупке не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Закупке.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о Закупке надлежащую инструкции по заполнению заявки на участие в Закупке, не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Согласно материалам настоящего дела, должностным лицом Заказчика, утвердившим документацию о Закупке, является И.
Таким образом, в действиях И., выразившихся в утверждении документации о Закупке с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Административное правонарушение совершено по адресу.
Время совершения административного правонарушения: 12.05.2015.
Протокол по делу об административном правонарушении N К-493/15/АК210-16 составлен 21.03.2016 должностным лицом ФАС России И. на составление и подписание протокола не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего уведомления о времени и месте составления и подписания протокола.
И. заявлено ходатайство с просьбой составить протокол и рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении в его отсутствие.
Кроме того, И. направлены письменные объяснения по делу, согласно которым И. вину в совершенном административном правонарушении не признает, просит прекратить производство по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Рассмотрение дела об административном правонарушении N К-493/15/АК210-16 состоялось 18.04.2016. И. на рассмотрение настоящего дела не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев материалы настоящего дела, ознакомившись с письменными пояснениями И. должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, пришло к следующему.
1. Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в документации о Закупке установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта - (Значимость критерия) - 60%; Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - (Значимость критерия) - 25%; Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - (Значимость критерия) - 15%".
По критерию "Квалификация участников закупки": "В отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" устанавливаются следующие показатели: а) Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (величина значимости показателя: 100%). Для указанного показателя устанавливается следующая шкала оценки: Шкала оценки показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами":
"Сведения о наличии у участника открытого конкурса необходимого инженерно-технического персонала. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса: - трудовые книжки, дипломы, дипломы о профессиональной переподготовке, аттестаты, свидетельства, иные документы:
при отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведений документов заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса, а так же в случае если стаж работы руководителя организации составляет менее 5 лет в дорожной отрасли - 0 баллов;
наличие высшего образования руководителя, стаж работы в дорожной отрасли более 5 лет - 5 баллов
наличие высшего образования руководителя организации, ключевых специалистов (ИТР) - не менее 10 человек, стаж работы которых в дорожной отрасли более 5 лет - 30 баллов;
наличие высшего образования руководителя организации. Наличие высшего профильного образования ключевых специалистов (ИТР) - не менее 15 человек, стаж работы которых в дорожной отрасли более 5 лет - 100 баллов.
Вместе с тем, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела, приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленными участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о Закупке надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке, не соответствует пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
2. Как следует из материалов настоящего дела, в пункте 14.1 документации о Закупке к участникам закупки устанавливаются следующие обязательные требования:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе наличие у участника закупки выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
"- в случае самостоятельного выполнения работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках:
Разбивочные работы в процессе строительства;
Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений;
Подготовительные работы:
2.2 Строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений;
3. Земляные работы
3.1. Механизированная разработка грунта;
3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками;
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода;
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи:
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;
20.13. Устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения;
23. Монтажные работы:
23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации;
24. Пусконаладочные работы:
24.4. Пусконаладочные работы силовых и измерительных трансформаторов;
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
25.1 Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек;
25.2 Устройство оснований автомобильных дорог;
25.4 Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;
25.6 Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств;
25.7 Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог;
25.8 Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог;
29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов:
29.7 Укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных.
- в случае привлечения субподрядных организаций для выполнения работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство;
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно;
33.8. Здания и сооружения объектов связи".
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии у участника закупки свидетельства выданного саморегулируемой организацией о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствуют части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и являются нарушением части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Кроме того, согласно материалам настоящего дела, в пункте 1.2 документации о Закупке установлено, что заявка на участие в Закупке должна содержать в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, составленное по форме приложения 1 к конкурсной документации.
Требования к описанию участниками закупки предложения о качестве работ изложены в разделе 2 Конкурсной документации.
В соответствии с разделом 2 "Требования к описанию участниками закупки выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик" документации о Закупке установлено: "Участник закупки описывает выполняемые работы в соответствии с требованиями СП 48.13330.2011 "Организация строительства" к проекту производства работ с учетом Технического задания (Приложение N 12 к проекту Государственного контракта), Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение 3 к конкурсной документации), МДС 12-81.2007, МДС 12-29.2006, "Методические рекомендации для определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом", проектной документации (Приложение N 5 к конкурсной документации)".
В соответствии с подпунктом 20.6.1 пункта 20.6 документации о Закупке, Заказчиком "При оценке заявок по показателю "Качество работ" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ и содержащей наиболее полные и качественные сведения в соответствии с требованиями СП 48.13330.2011 "Организация строительства" к проекту производства работ с учетом Технического задания (Приложение N 12 к проекту Государственного контракта) и Ведомости объемов и стоимости работ (Приложение 3 к конкурсной документации) МДС 12-81.2007, МДС 12-29.2006, "Методические рекомендации для определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом" и отвечающим решениям проектной документации (Приложение N 5 к настоящей конкурсной документации)".
Вместе с тем, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу, что из указанных положений документации о Закупке не представляется возможным определить исчерпывающий перечень работ, затрат, подлежащих описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Закупке, а также где именно в техническом задании содержатся указанные работы и затраты.
Учитывая изложенное, Заказчиком в документации о Закупке не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Закупке.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о Закупке надлежащую инструкции по заполнению заявки на участие в Закупке, не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе
Утверждение документации о Закупке с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Согласно материалам настоящего дела, должностным лицом Заказчика, ответственным за утверждении документации о Закупке, является И.
В соответствии статьи 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания.
Вместе с тем, объектом правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП являются отношения в сфере собственности и порядок размещения заказа на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.
При этом объективную сторону данного правонарушения образует сам факт утверждения документации о Закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного И. административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела, не выявлены.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность совершенного И. административного правонарушения, не выявлены.
Таким образом, в действиях И., выразившихся в утверждении документации о Закупке с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 7.30, 23.66, 29.9 КоАП, постановил:
1. Признать в действиях И., выразившихся в нарушении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при утверждении документации о Закупке, нарушения частей 2, 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
2. Утверждение должностным лицом заказчика документации о Закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. Наложить на И. штраф в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(для ФАС России л/с 04951001610)
КБК 16111633010016000140
ОКТМО 45380000
Банк получателя Операционный департамент
Банка России
г. Москва
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Документы, подтверждающие уплату штрафа необходимо направить по электронной почте kusinova@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений у ФАС России о своевременной оплате штрафа, ФАС России будет обязан передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения в ФССП России.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде либо вышестоящему должностному лицу ФАС России в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 18 апреля 2016 г. N К-493/15/АК210-16 "О наложении штрафа по делу об административном правонарушении" (извлечение)
Текст постановления официально опубликован не был