1. Требование, установленное заказчиком в документации, о предоставлении участником закупки письма производителя товара о возможности поставки, противоречит положениям Закона о закупках.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого аукциона на поставку мазута для нужд Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Заказчиком в пункте 2.2. Документации установлено следующее квалификационное требование к участникам Закупки:
"_Участник, не являющийся производителем продукции, предлагаемой к поставке, должен иметь письменную гарантию производителя о возможности исполнения заказа Росжелдорснаба - филиала ОАО "РЖД" в сроки, объемах и по номенклатуре продукции, указанной в приложении N 11 к аукционной документации. В подтверждение, участник, не являющийся производителем продукции, предлагаемой к поставке должен представить:
- письменную гарантию производителя о возможности исполнения заказа Росжелдорснаба - филиала ОАО "РЖД" в сроки, объемах и по номенклатуре продукции, указанной в техническом задании (раздел 3 настоящей аукционной документации) и Приложении N 11 к аукционной документации_".
При этом согласно пункту 5.4.1 участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 6.7.3 Документации участник Закупки не допускается к участию в Закупке, в том числе, в случаях:
непредставления определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Закупки или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;
несоответствия участника Закупки предусмотренным Документацией требованиям.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что установление требования к участникам Закупки о наличии письменной гарантии производителя о возможности исполнения заказа противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно пункту 2.5 Документации, участник должен иметь возможность организации переадресации груженого подвижного состава на станциях назначения/распыления, по согласованию с покупателем.
В подтверждение возможности организации переадресации груженого подвижного состава на станциях назначения/распыления, по согласованию с покупателем, участник предоставляет информационное письмо о возможности организовать поставку продукции Заказчику в парке (подвижном составе) любого собственника, с возможностью переадресации подвижного состава на станциях первичного получения конкретным потребителям (в свободной форме), с приложением подтверждающих документов (договор и/или выдержка из договора с собственником порожнего состава и/или экспедитором и/или грузоотправителем о возможности переадресации вагонов по требованию претендента; и/или письмо собственника порожнего парка и/или экспедитора и/или грузоотправителя соответствующего содержания; и/или железнодорожные квитанции).
Вместе с тем, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что требование о предоставлении в составе заявки информационного письма о возможности организовать поставку продукции в парке любого собственника, возможностью переадресации подвижного состава на станциях первичного получения конкретным потребителям, с приложением подтверждающих документов является излишним, так как необходимость в переадресации подвижного состава на станциях первичного получения конкретным потребителям возникает только на стадии исполнения договора.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанное требование противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Приложениями NN 4, 6 к Документации установлены перечни банков, приемлемых для обеспечения аукционной заявки, а также для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору поставки.
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Закупки, либо на качество исполнения таких обязательств.
Комиссия ФАС России пришла к выводу, что вышеуказанные требования Документации к обеспечению аукционной заявки, обеспечению надлежащего исполнения обязательств по договору поставки противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "В заявлении об оспаривании решения ОАО "РЖД" указывает на тот факт, что установление перечней банков связано с необходимостью исключения возникновения кредитных и финансовых рисков для ОАО "РЖД" в виде неисполнения обязательств банками-эмитентами по выданным банковским гарантиям, что в настоящий момент особенно актуально в условиях участившегося отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензий у финансово-кредитных организаций, вместе с тем, необходимо отметить, что Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации ведется перечень банков, отвечающих требованиям указанным в статье 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно:
Для включения в перечень Министерства финансов РФ банк должен удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
4) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании параграфа 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Данный Перечень ведется и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и в настоящий момент включает более 300 банков, отвечающий требованиям перечисленным в статье 74.1 НК РФ.
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Аукциона, либо на качество исполнения таких обязательств.
Учитывая изложенное, вышеуказанные требования и положения Документации противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно пункту 2.5 Документации, участник должен иметь возможность организации переадресации груженого подвижного состава на станциях назначения/распыления, по согласованию с покупателем.
В подтверждение возможности организации переадресации груженого подвижного состава на станциях назначения/распыления, по согласованию с покупателем, участник предоставляет информационное письмо о возможности организовать поставку продукции Заказчику в парке (подвижном составе) любого собственника, с возможностью переадресации подвижного состава на станциях первичного получения конкретным потребителям (в свободной форме), с приложением подтверждающих документов (договор и/или выдержка из договора с собственником порожнего состава и/или экспедитором и/или грузоотправителем о возможности переадресации вагонов по требованию претендента; и/или письмо собственника порожнего парка и/или экспедитора и/или грузоотправителя соответствующего содержания; и/или железнодорожные квитанции).
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что требование о предоставлении в составе заявки информационного письма о возможности организовать поставку продукции в парке любого собственника, возможностью переадресации подвижного состава на станциях первичного получения конкретным потребителям, с приложением подтверждающих документов является излишним, так как необходимость в переадресации подвижного состава на станциях первичного получения конкретным потребителям возникает только на стадии исполнения договора.
Учитывая изложенное, указанное требование противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках."
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2016 г. по делу N А40-17939/16-120-105)
2. Заказчик должен размещать протоколы, составленные в ходе проведения закупки, в соответствии с требованиями Закона о закупках и положением заказчика.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку блочно-модульной котельной установки с монтажом и пусконаладкой в рамках Инвестиционной программы (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
в соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках и пунктом 288 Положения о закупках, по итогам рассмотрения аукционных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения аукционных заявок, в котором, в том числе может содержаться следующая информация:
1) сведения об участниках закупки, подавших аукционные заявки;
2) принятое заказчиком решение о допуске участников закупки к участию в аукционе или об отказе в допуске с обоснованием такого решения;
3) предложения для рассмотрения комиссией.
Протокол размещается в единой информационной системе не позднее чем через 3 дня со дня его подписания.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что 20.08.2015 на Официальном сайте опубликован Протокол.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителей Заказчика Протокол, размещенный на Официальном сайте 20.08.2015, содержит ошибку в части указания положения Документации, явившегося основанием для отказа в допуске участнику закупки.
В связи с этим, 02.09.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещен протокол рассмотрения аукционных заявок от 19.08.2015 N 6203 с соответствующим действительности положением Документации, явившемся основанием для отказа в допуске к участию в Аукционе Заявителю.
С учетом того, что согласно Закону о закупках протокол должен быть размещен на Официальном сайте в течение 3 дней с момента его подписания, при этом размещение Заказчиком на Официальном сайте протокола рассмотрения аукционных заявок от 19.08.2015 N 6203 произошло 02.09.2015, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что размещение с нарушением срока на Официальном сайте Заказчиком протокола рассмотрения аукционных заявок от 19.08.2015 N 6203/ОАЭ-ДКСС/15/2 противоречит пункту 288 Положения о закупках и нарушает часть 12 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Пунктом 1.6 Документации установлено, что обеспечение исполнения аукционной заявки должно быть оформлено в виде банковской гарантии.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7.6.10 Документации обеспечение аукционной заявки в виде банковской гарантии оформляется согласно приложению N 3 к Документации. Банковская гарантия должна быть выдана одним из банков, указанных в приложении N 4 Документации.
В соответствии с Приложением N 4 Документации для участников закупки установлен следующий перечень банков, приемлемых для обеспечения аукционной заявки:
1. ОАО "Сбербанк России"
2. АО "Банк ГПБ"
3. ОАО "Банк ВТБ"
4. ПАО "Банк ВТБ 24"
5. ОАО АКБ "Банк Москвы"
6. ОАО АКБ "РОСБАНК"
7. ОАО "Россельхозбанк"
8. АО "Альфа-Банк"
9. ЗАО "ЮниКредитБанк"
10. ОАО АКБ "Абсолют Банк"
11. ЗАО КБ "Ситибанк"
12. ООО "Дойче Банк"
13. ЗАО "Райффайзенбанк"
14. АО "Нордеа Банк"
15. ЗАО "ИНГ Банк (Евразия)"
16. ОАО Банк "ФК Открытие"
17. ОАО "Московский Кредитный Банк"
18. ЗАО "Миллениум Банк"
19. ЗАО "Королевский банк Шотландии"
20. ПАО "Ханты-Мансийский Банк Открытие"
21. ОАО "АК БАРС" Банк
22. ЗАО "БНП Париба"
23. ОАО "УРАЛСИБ"
24. ОАО "БИНБАНК"
25. ОАО "МДМ Банк"
26. ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)"
27. ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
28. ЗАО АКБ "ТПБК" (Москва)
29. ПАО АКБ "Связь-Банк"
30. АО АКБ "НОВИКОМБАНК"
31. ПАО "Банк Зенит"
32. ПАО Банк "Возрождение"
33. ЗАО "Креди Агриколь КИБ"
34. ОАО "СКБ-БАНК"
35. ОАО "НОТА-Банк"
36. ЗАО "СНГБ"
37. ОАО АКБ "РосЕвроБанк"
38. ОАО АКБ "АВАНГАРД"
39. ОАО Банк "Петрокоммерц"
40. ООО "Чайна Констракшн Банк"
41. ЗАО "КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ)"
42. ОАО "ТКБ".
43. ОАО "РГС Банк"
44. ОАО "МБСП"
45. ЗАО "Банк Кредит Свисс (Москва)"
46. ЗАО "ГЛОБЭКСБАНК"
47. ОАО АБ "РОССИЯ"
48. ЗАО КБ "ЛОКО-Банк"
49. ООО "Унифондбанк"
50. ОАО "ВБРР"
51. ОАО АКБ "Банк Китая (ЭЛОС)".
Также в соответствии с пунктом 1.7.1 Документации обеспечение исполнения договора оформляется в виде банковской гарантии.
Вместе с тем, пунктом 8.1.8 Документации обеспечение надлежащего исполнения договора в виде банковской гарантии оформляется по форме приложения N 5 к Документации, выданной одним из банков, указанных в приложении N 6 к Документации.
Приложением N 6 к Документации для участников закупки установлен перечень банков, приемлемых, для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору поставки, который включает:
1. ОАО "Сбербанк России"
2. ОАО "Банк ВТБ"
3. ОАО "Газпромбанк"
4. ПАО "Банк ВТБ 24"
5. ПАО АКБ "РОСБАНК"
6. ЗАО "ЮниКредитБанк"
7. ОАО АКБ "Банк Москвы"
8. ОАО "Альфа-Банк"
9. ОАО "Россельхозбанк"
10. АКБ "Абсолют Банк".
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Аукциона, либо на качество исполнения таких обязательств.
Кроме того, пунктом 2.4 Документации участник закупки должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем.
В подтверждение того, что участник является производителем продукции либо обладает правом поставки товаров, предоставленным производителем участник в составе заявки должен представить:
- документ, подтверждающий, что участник является производителем;
- информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товаров;
- договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копии договора с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования к обеспечению аукционной заявки и требования к обеспечению надлежащего исполнения договора указанных в приложениях N 4 и N 6 Документации, а также требование об обязательном предоставлении сведений о том, что участник должен являться производителем, либо обладать правом поставки товаров, представленным производителем противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Довод Заявителя об отсутствии в его действиях нарушения части 12 статьи 4 Закона о закупках противоречит фактическим обстоятельствам дела, отклоняется судом в силу следующим.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках и пунктом 288 Положения о закупках, по итогам рассмотрения аукционных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения аукционных заявок, в котором, в том числе может содержаться следующая информация:
1) сведения об участниках закупки, подавших аукционные заявки;
2) принятое заказчиком решение о допуске участников закупки к участию в аукционе или об отказе в допуске с обоснованием такого решения;
3) предложения для рассмотрения комиссией.
Протокол размещается в единой информационной системе не позднее чем через 3 дня со дня его подписания.
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, 20.08.2015 опубликован Протокол.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителей Заказчика Протокол, размещенный на Официальном сайте 20.08.2015, содержит ошибку в части указания положения Документации, явившегося основанием для отказа в допуске участнику закупки.
В связи с этим, 02.09.2015 на Официальном сайте Заказчиком размешен протокол рассмотрения аукционных заявок от 19.08.2015 N 6203/ОАЭ-ДКСС/15/2 с соответствующим действительности положением Документации, явившемся основанием для отказа в допуске к участию в Аукционе Заявителю.
С учетом того, что согласно Закону о закупках протокол должен быть размещен на Официальном сайте в течение 3 дней с момента его подписания, при этом размещение Заказчиком на Официальном сайте протокола рассмотрения аукционных заявок от 19.08.2015 N 6203/ОАЭ-ДКСС/15/2 произошло 02.09.2015, размещение с нарушением срока на Официальном сайте Заказчиком протокола рассмотрения аукционных заявок от 19.08.2015 N 6203/ОАЭ-ДКСС/15/2 противоречит пункту 288 Положения о закупках и нарушает часть 12 статьи 4 Закона о закупках.
Суд приходит к выводу, что оспариваемые решение основано на нормах действующего законодательства и имеющихся в материалах дела доказательствах, а какие-либо правовые основания для признания данного ненормативного правового акта незаконным отсутствуют."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2016 г. по делу N А40-237198/2015-84-1955)
3. Документация о закупке, утвержденная заказчиком, должна соответствовать извещению о закупке.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета оптового рынка электроэнергии (далее - Конкурс).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Согласно информации размещенной на официальном сайте НМЦК Конкурса составляет 726 491 182,82 рублей.
Вместе с тем, Документацией НМЦК по Конкурсу установлена в размере 857 259 595,73 рублей.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 8.1.8.7 Документации, в подтверждение внесение обеспечения необходимо представить оригинал банковской гарантии, при этом банковская гарантия оформляется по форме приложения N 4 к Конкурсной документации, выданной одним из банков, указанных в приложении N 5 к Документации.
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнения обязательств по договору, заключаемому по итогам Конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств.
Пунктом 4.2 Договора, являющегося неотъемлемой частью Документации установлено, что "исполнитель не вправе привлекать к оказанию Услуг по настоящему Договору третьих лиц без письменного согласия Заказчика".
Поскольку предметом Конкурса является оказание услуг по обеспечению в постгарантийный период функционирования технических и программных средств автоматизированной системы коммерческого учета оптовых рынков электроэнергии, которые, согласно Приложению N 13 к Документации должны осуществляться на всей территории России, а также ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные требования, установленные в пункте 8.1.8.7 Документации и пункте 4.2 Договора, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о Закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 7.2.1 Документации запрос о разъяснении Документации "может быть направлен с момента размещения аукционной документации, извещения о проведении Конкурса на сайтах и не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Согласно информации размещенной на официальном сайте НМЦК Конкурса составляет 726 491 182,82 рублей.
Вместе с тем, Документацией НМЦК по Конкурсу установлена в размере 857 259 595,73 рублей.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 4 Закона о закупках."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2016 г. по делу N А40-238033/15)
4. При проведении закупки у единственного поставщика заказчик должен разместить на официальном сайте документацию о закупке.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по объекту (далее - Закупка у единственного поставщика).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупке).
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (часть 3 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно пункту 1 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о способе закупки.
Пунктом 15.1 Положения о закупке предусмотрены следующие способы проведения закупок:
1) открытый аукцион в электронной форме;
2) конкурс;
3) запрос предложений;
4) запрос котировок;
5) закупка у Единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
6) закупка малой стоимости.
Закупка у Единственного поставщика - способ закупки, при котором договор заключается без использования конкурентных процедур в случаях, определенных статьей 33 Положения о закупке (пункт 16.5 Положения о закупке).
Согласно Протоколу от 01.09.2015 N 489/2015-1 заседания Закупочной комиссии по вопросу согласования заключения договора на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по объекту N П-9/14 в соответствии с подпунктом 2 пункта 33.4 Положения о закупки принято решение заключить договор с ООО "С".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 33.4 Положения о закупке "_закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться, в том числе, когда приобретаются товары, работы, услуги, процедура закупки которых конкурентным способом была признана несостоявшейся по основаниям, предусмотренным настоящим Положением (не подано ни одной заявки или все поданные заявки отклонены). При этом договор должен быть заключен на условиях, предусмотренных закупочной документацией, в том числе, цена договора не должна превышать начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении 53 закупки. При этом договор должен быть заключен с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), соответствующим условиям и требованиям закупочной документации_".
При этом согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках и подпункту 4 пункта 9 Положения о закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе, документация о закупке.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что документация о проведении Закупки у единственного поставщика на официальном сайте не размещена.
Указанные действия (бездействие) Заказчика, выразившиеся в не размещении на официальном сайте документации о проведении Закупки у единственного поставщика, нарушают часть 5 статьи 4 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Исходя из вышеизложенного, а также в связи с тем, что Заказчиком не размещена документация о проведении Закупки у единственного поставщика, на заседании Комиссии ФАС России не представляется возможным проверить соответствие заявки победителя Закупки у единственного поставщика ООО "С" требованиям Документации.
2. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Из пункта 4.6 проекта договора по Закупке у единственного поставщика, размещенного на официальном сайте, следует, что:
"...Подрядчик вправе произвести авансирование Субподрядчика...Общий размер авансовых платежей по Договору не может превышать 50% от Цены Договора".
Таким образом, в пункте 4.6 проекта договора, размещенного на официальном сайте, в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен надлежащим образом конкретный размер аванса.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. На заседании Комиссии ФАС России установлено, что между ООО "Р" и ФГУП "Г" договор от 22.07.2014 N 1637-2014/СМР на полный комплекс работ по объекту "Строительство стационарных объектов".
Закупка у единственного поставщика проводилась на право заключения договора на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по объекту N П-10/14.
Таким образом, наименование предмета договора, заключаемого по результатам проведения Закупки у единственного поставщика не совпадает с наименованием предмета договора от 22.07.2014 N 1637.
Кроме того, исходя из того, что Заказчиком в Документации не установлен объем выполняемых работ, не представляется возможным установить обоснованность довода Заявителя о том, что предлагаемый к выполнению по результатам Закупки у единственного поставщика объем работ является предметом заключенного между ООО "Р" и ФГУП "Г" договора от 22.07.2014 N 1637.
4. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N 932 (далее - Правила), в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.
В плане закупки Заказчика на 2015 год, размещенном на официальном сайте, отсутствует информация о Закупке у единственного поставщика.
Учитывая изложенное, указанные действия противоречат пункту 2 Правил и нарушают часть 2 статьи 4 Закона о закупке, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ, требуемых к закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
При этом, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что документации, на основании которых должны выполняться работы, являющиеся предметом Закупок у единственных поставщиков, на официальном сайте не размещены.
Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Закупок у единственных поставщиков, к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, к результатам работ приводит к невозможности формирования участниками Запроса предложений заявки на участие в Запросе предложений, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2016 г. по делу N А40-244332/2015-33-1779)
5. Требование заказчика о предварительном тестировании оборудования, предлагаемого к поставке, до подачи заявки на участие в закупке, противоречит требованиям Закона о закупках.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого двухэтапного запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования DWDM, экземпляров программного обеспечения, предоставление прав на использование программного обеспечения и оказание услуг в рамках реализации проектов по развитию магистральной транспортной сети (далее - Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен в пункте 1.3.2 Положения: "При закупке товаров, работ, услуг Общество руководствуется следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к Участникам".
Заказчиком в Документации установлены следующие требования: "участник должен иметь действующие сертификаты соответствия на предлагаемое в Заявке Оборудование и ПО, выданные соответствующим органом, осуществляющим сертификацию в области связи в соответствии с действующим законодательством РФ для применения на сети связи ПАО "Ростелеком". Оборудование, предлагаемое Участником в Заявке, должно быть протестировано на соответствие Техническим требованиям Заказчика в Технологической Лаборатории ПАО "Ростелеком" по адресу: г. Реутов, Юбилейный проспект д.29 (АТС-791) в соответствии с условиями Раздела IV "Техническое задание", что подтверждается копиями положительных протоколов тестирования Оборудования в ПАО "Ростелеком".
В случае отсутствия положительного протокола тестирования Оборудования, предлагаемого Участником в Заявке, в ПАО "Ростелеком" на момент подачи Заявки, Претендент вправе предоставить положительный протокол тестирования в ПАО "Ростелеком" до момента подведения итогов первого этапа Закупки. При этом в случае непредставления протокола тестирования Оборудования до момента подведения итогов первого этапа Закупки, Заказчик вправе отстранить такого Участника в соответствии с пунктом 6.3 Положения о закупках".
С учетом указанных выше условий Претендент, в случае его заинтересованности в проведении тестирования Оборудования, до момента подачи Заявки обязан уведомить ПАО "Ростелеком" соответствующим официальным письмом. По запросу Претендента ему могут быть предоставлены дополнительные сведения о процедуре проведения тестирования в лаборатории ПАО "Ростелеком", а также соответствующая документация (включая утвержденную методику проведения тестирования)" (пункт 11 Информационной карты Документации).
Также Заказчиком в Документации установлено требование о наличии у участника Запроса предложений авторизации производителя оборудования, или официального дистрибьютора, или дилерского соглашения, гарантирующего ПАО "Ростелеком" на период действия договора, заключаемого по итогам проведения Запроса предложений (пункт 14 Информационной карты Документации).
Таким образом, учитывая требования пунктов 11, 14 Информационной карты Документации, до момента подведения итогов первого этапа Запроса предложений участник закупки должен иметь товар, требуемый к поставке.
Вышеуказанные действия Заказчика, установившего излишние требования к участникам закупки, противоречащие пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 15 Информационной карты Документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений:
"Стоимость Технического решения (Цi) 97 %
Сроки гарантийной технической поддержки (Ci) 3 %.
По критерию "Срок гарантийной технической поддержки" (БСi) определяется:
Срок гарантийной технической поддержки в течение 3 (трех) лет с даты начала эксплуатации Оборудования Покупателем и/или со дня подписания Сторонами Акта приемки Услуг (Гарантийный срок) - 100 баллов.
Срок гарантийной технической поддержки в течение 2 (двух) лет с даты начала эксплуатации Оборудования Покупателем и/или со дня подписания Сторонами Акта приемки Услуг (Гарантийный срок) - 0 баллов (является обязательным требованием к предлагаемому Претендентом Оборудованию в соответствии с пунктом 5 Раздела 4 "Техническое задание" Документации).
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по показателю "Срок гарантийной технической поддержки", в связи с тем, что отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями, представленными к оценке участниками закупки.
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "В случае отсутствия положительного протокола тестирования Оборудования, предлагаемого Участником в Заявке, в ПАО "Ростелеком" на момент подачи Заявки, Претендент вправе предоставить положительный протокол тестирования в ПАО "Ростелеком" до момента подведения итогов первого этапа Закупки. При этом в случае непредставления протокола тестирования Оборудования до момента подведения итогов первого этапа Закупки, Заказчик вправе отстранить такого Участника в соответствии с пунктом 6.3 Положения о закупках".
С учетом указанных выше условий Претендент, в случае его заинтересованности в проведении тестирования Оборудования, до момента подачи Заявки обязан уведомить ПАО "Ростелеком" соответствующим официальным письмом. По запросу Претендента ему могут быть предоставлены дополнительные сведения о процедуре проведения тестирования в лаборатории ПАО "Ростелеком", а также соответствующая документация (включая утвержденную методику проведения тестирования)" (пункт 11 Информационной карты Документации).
Также Заказчиком в Документации установлено требование о наличии у участника Запроса предложений авторизации производителя оборудования, или официального дистрибьютора, или дилерского соглашения, гарантирующего ПАО "Ростелеком" на период действия договора, заключаемого по итогам проведения Запроса предложений (пункт 14 Информационной карты Документации).
Таким образом, учитывая требования пунктов 11, 14 Информационной карты Документации, до момента подведения итогов первого этапа Запроса предложений участник закупки должен иметь товар, требуемый к поставке.
Вышеуказанные действия Заказчика, установившего излишние требования к участникам закупки, противоречащие пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2016 г. по делу N А40-251733/2015-84-2080)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.