Методические рекомендации по разработке планов повышения защищенности критически важных объектов, территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(утв. МЧС России 28 декабря 2011 г. N 2-4-60-21-14)
1. Разработка плана повышения защищенности критически важного объекта
1.1. Форма типового Плана повышения защищенности критически важного объекта
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
ПЛАНА ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОГО ОБЪЕКТА
(по заполнении - Для служебного пользования)
СОГЛАСОВАНО |
|
УТВЕРЖДАЮ |
Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации |
|
Руководитель объекта |
(Ф.И.О) |
|
(Ф.И.О) |
М.П. |
|
М.П. |
"___" ______________ 201__ г. |
|
"___" ______________ 201__ г. |
|
|
|
Начальник управления ФСБ России по субъекту Российской Федерации |
|
|
(Ф.И.О) |
|
|
М.П. |
|
|
"___" ______________ 201__ г. |
|
|
|
|
|
Начальник Главного управления МВД России по субъекту Российской Федерации |
|
|
(Ф.И.О) |
|
|
М.П. |
|
|
"___" ______________ 201__ г. |
|
ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОГО ОБЪЕКТА
____________________________________________________
наименование объекта и эксплуатирующей организации
Наименование населенного пункта, год
1. Типовой План повышения защищенности критически важного объекта (далее - План) разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5е).
2. Типовой План повышения защищенности критически важного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению Плана. План разрабатывается на объектах, включенных в Перечень критически важных объектов Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 г. N 411-рс).
3. План повышения защищенности критически важного объекта - комплекс мероприятий организационного, методического, инженерного, экономического, социального и другого характера, реализуемый объектом и направленный на повышение его защищенности от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.
4. Разработку Плана организует руководитель объекта.
5. План повышения защищенности критически важного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости с внесением изменений во все экземпляры.
Переоформляется План повышения защищенности критически важного объекта через 5 лет, а также при изменении сферы деятельности, реконструкции, модернизации технологических процессов объекта.
6. При заполнении форм Плана повышения защищенности критически важного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.
7. План утверждается руководителем объекта, согласовывается с главными управлениями МЧС России и МВД России по субъекту Российской Федерации, управлением ФСБ России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).
8. План повышения защищенности критически важного объекта разрабатывается в четырех экземплярах.
Первый экземпляр Плана повышения защищенности критически важного объекта остается на объекте. Второй, третий и четвертый экземпляры Плана повышения защищенности критически важного объекта представляются в главные управления МЧС России и МВД России по субъекту Российской Федерации, управление ФСБ России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).
9. План повышения защищенности критически важного объекта включает в себя:
разделы:
"Общая характеристика критически важного объекта";
"Оценка защищенности критически важного объекта";
"Мероприятия по повышению уровня защищенности критически важного объекта";
"Источники финансирования плана";
лист, содержащий подписи разработчиков;
приложения.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОГО ОБЪЕКТА
В Плане повышения защищенности критически важного объекта приводятся общие характеристики КВО (функциональное назначение, производственная мощность, транспортная инфраструктура, численность персонала, наличие аварийно-спасательных формирований и др.), оценка объекта с точки зрения его значимости и последствий при угрозах техногенного, природного характера и террористических проявлений. Исходя из этой оценки, определяются необходимые мероприятия, выполнение которых обеспечивает максимальный уровень защищенности объекта. Эти мероприятия приводятся в форме 1. В форму 1 заносятся мероприятия как требующие, так и не требующие финансовых затрат. Для мероприятий, требующих финансовых затрат заполняются графы 3-5.
Форма 1
Мероприятия, обеспечивающие максимальную защищенность объекта от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного характера и террористических проявлений
2. ОЦЕНКА ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОГО ОБЪЕКТА
При оценке защищенности критически важного объекта учитываются:
декларирование безопасности критически важного объекта;
страховой фонд документации;
объем выполнения инженерно-технических мероприятий (в т.ч. ИТМ ГО);
наличие и состояние диагностической аппаратуры и автоматических систем контроля и регулирования параметров состояния опасных элементов объекта;
обеспеченность защиты персонала объекта и населения, проживающего в зоне воздействия объекта, как источника чрезвычайных ситуаций;
подготовленность объекта к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
полнота проведения мероприятий по предупреждению и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
готовность систем управления к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
физическая защищенность объекта от террористических актов;
другие факторы, а также состояние реализации мероприятий, приведенных в форме 1.
Оценка защищенности объекта в результате реализации мероприятий ____%.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОГО ОБЪЕКТА
Мероприятия по повышению уровня защищенности критически важного объекта, требующие финансовых затрат, представляются в форме 2.
Форма 2
Мероприятия по повышению защищенности на планируемый период по этапам и годам ________________
N |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Планируемый объем выполнения (тыс. руб.) |
Финансирование (тыс. руб.) |
Результат выполнения мероприятия, (тыс. руб.) |
||||
Всего |
В том числе |
Собственные средства объекта |
Привлекаемые средства |
Недостающие средства |
|||||
Строительно-монтажные работы |
Приобретение материально-технических средств |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
n |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка уровня защищенности объекта в результате реализации планируемых мероприятий _______%.
4. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА И ОРГАНИЗАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОГО ОБЪЕКТА
5. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЛАНА
Средства объектов _______________ тыс. руб.
Средства органа местного самоуправления _______________ тыс. руб.
Финансовые средства от органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) _______________ тыс. руб.
Средства субъекта Российской Федерации _______________ тыс. руб.
Средства федеральных органов исполнительной власти ______________ тыс. руб.
Привлекаемые средства других источников _______________ тыс. руб.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Подписи разработчиков
7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТА
Подписи разработчиков
1.2. Методические рекомендации по разработке плана повышения защищенности критически важного объекта
Последовательность заполнения плана:
Заполняется заголовок: наименование объекта и эксплуатирующей его организации.
В 1-ом разделе плана ("Общая характеристика критически важного объекта") определяются цель, задачи, сроки реализации плана, оценка его опасности по ЧС различного характера.
Оценка объекта включает:
производственно-техническую характеристику, определяющую критическую важность объекта;
последствия при различного вида ЧС, в т.ч. при террористических проявлениях с указанием границ зон ЧС;
количество населения, которое попадает в зону ЧС, непосредственно проживающее вблизи объекта;
количество населения, для которого нарушается жизнедеятельность от воздействия вторичных факторов;
количество населения и объектов экономики, которые не дополучат продукцию;
возможный ущерб для объекта, а также района (субъекта Российской Федерации и т.д.);
социально-экономические последствия при различных видах ЧС.
Понятие защищенности объекта трактуется как условие выполнения представляемых в форме 1 мероприятий, при выполнении которых повышается защищенность объекта.
В форму 1 вносятся мероприятия, реализация которых, по мнению разработчиков Плана, обеспечит максимально возможную защищенность объекта от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.
Примерный перечень таких мероприятий:
1. Инженерно-технические мероприятия.
1.1. Перенос деятельности критически важного объекта в безопасный район (новое место).
1.2. Строительство защитных и инженерно-технических сооружений.
1.3. Модернизация и обновление основных производственных фондов.
1.4. Выполнение планово-предупредительных ремонтов.
1.5. Обновление и модернизация систем аварийной защиты производства.
1.6. Организация и сооружение объездных путей.
1.7. Перевод производства на более безопасное сырье.
1.8. Подготовка резервных систем энергоснабжения, в т.ч. автономных.
1.9. Другие инженерно-технические мероприятия повышения защищенности критически важного объекта.
2. Мероприятия по совершенствованию системы технической и физической защищенности критически важных объектов
2.1. Совершенствование физических барьеров и препятствий, систем контроля и управления доступом.
2.2. Совершенствование систем обнаружения проникновения нарушителей.
2.3. Совершенствование систем телевизионного наблюдения, технических средств предупреждения и воздействия.
3. Ресурсное обеспечение защищенности.
3.1. Создание финансовых и материально-технических резервов.
3.2. Создание топливно-энергетических запасов, продовольствия и других МТС (в т.ч. в соседних субъектах и муниципальных образованиях).
3.3. Обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты.
3.4. Приобретение специального аварийно-спасательного, пожарно-технического и др. оборудования, снаряжения и др.
3.5. Приобретение техники, оборудования и имущества для обеспечения длительной автономной работы.
4. Подготовка системы информации и управления.
4.1. Подготовка локальной системы оповещения на критически важном объекте.
4.2. Содержание (хранение) и приобретение оборудования и средств связи.
4.3. Заблаговременное создание запасных (мобильных) пунктов управления.
4.4. Подготовка аппарата управления к действиям при угрозе возникновения и возникновении ЧС, в том числе и при совершении диверсионно-террористических актов.
4.5. Создание системы мониторинга критически важного объекта.
5. Подготовка в области защиты от ЧС работников объекта.
6. Организационные мероприятия.
6.1. Совершенствование физической защиты (охраны) критически важных объектов.
6.2. Повышение готовности и увеличение численности пожарно-спасательных подразделений, аварийно-спасательных формирований.
7. Мероприятия по защите населения и территории вблизи объекта.
8. Другие мероприятия по повышению защищенности критически важного объекта.
При составлении плана определяется, какие мероприятия подходят для данного объекта, какими мероприятиями перечень нужно дополнить.
Для каждого мероприятия указывается объем (финансовых) средств в тыс. руб., необходимых для завершения мероприятия (в т.ч. на строительно-монтажные работы (СМР), приобретение материально-технических ресурсов).
В процентах указывается степень завершенности мероприятия на начало планируемого периода. Если мероприятие было выполнено ранее, указывается 100%. Если мероприятие полностью не завершено, то в последней графе следует указать, к чему может привести незавершенность данного мероприятия.
После заполнения формы 1 в разделе 2 плана проводится оценка защищенности объекта в процентах, при условии выполнения в полном объеме всех внесенных в форму мероприятий. При отсутствии соответствующих методик она определяется экспертным путем.
Определение уровня защищенности критически важного объекта может быть проведено на основании Методики оценки защищенности критически важного объекта, разработанной специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и приведенной в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
При установлении оценки защищенности следует учитывать факторы, указанные в перечне раздела 2.
В разделе 3 представляются непосредственно мероприятия, планируемые к реализации, требующие финансовых затрат. Они представляются по форме 2.
В форму 2 заносятся мероприятия из формы 1 или более дифференцированные мероприятия, направленные на реализацию мероприятий, представленных в форме 1.
Для каждого мероприятия, внесенного в форму 2, указываются:
срок начала и окончания его реализации в планируемом периоде;
планируемый объем выполняемых работ в тыс. руб., в том числе СМР и приобретение материально-технических средств;
объем финансирования с указанием собственных, привлекаемых и недостающих средств, в тыс. руб.
После внесения мероприятий в форму 2 снова предлагается оценить уровень защищенности объекта в результате реализации планируемых мероприятий аналогичным образом, как это делалось no заполнению формы 1. Создаваемую группировку сил и средств для выполнения мероприятий по повышению защищенности, наращивание усилий при угрозе ЧС и ликвидации последствий по видам ЧС, в т.ч. при террористических проявлениях. Физическая защищенность - условия охраны (обороны) объекта, привлечение других организаций для охраны объекта, их наращивание при угрозе ЧС, организация охраны при возникновении ЧС (вневедомственная охрана, частные охранные предприятия, подразделения МВД России, Минобороны России и т.д.).
В разделе 4 плана определяются должностные лица и организации, ответственные за реализацию предложенных в форме 2 мероприятий, выделяемые силы и средства собственно объекта и сторонних организаций.
В разделе 5 плана указываются источники финансирования мероприятий, внесенных в форму 2. При назначении объемов финансирования должен производиться их расчет с учетом фактической стоимости реализации мероприятий, а также потенциальной опасности объекта в случае ЧС.
В разделе 6 раскрываются вопросы взаимодействия с заинтересованными объектами экономики (использующими продукцию, выделяющими силы и средства для повышения защищенности в повседневной деятельности, при угрозе ЧС, при возникновении ЧС различного характера), с органами управления федеральных органов исполнительной власти, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в т.ч. по линии оперативных дежурных служб, выполняемых при этом мероприятий.
Раздел 7 плана посвящен системе контроля за исполнением плана. Раскрываются вопросы организации оповещения населения, взаимодействующих объектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок передачи информации. Определяется порядок организации связи (используемые средства связи, резерв средств связи, дублирующие каналы связи и т.д.), в т.ч. ретрансляторы по видам ЧС при угрозе и возникновении ЧС между пунктами управления, оперативными группами, силами и средствами и т.д. Пункты управления, оперативные группы, их перемещение, использование мобильных (подвижных) пунктов управления, создание дублирующих, их места при угрозе и возникновении ЧС. Порядок организации контроля и отчетности и т.п. Здесь требуется отразить отчеты исполнителей мероприятий, должностных лиц перед вышестоящим органом исполнительной власти о ходе выполнения плана повышения защищенности объекта, результате контрольных проверок, ежеквартальные проверки КЧС и ОПБ выполнения мероприятий по повышению защищенности объекта, проверки ответственными лицами готовности сил и средств, создание рабочей группы контроля и порядок проверки выполнения мероприятий.
В план повышения защищенности критически важного объекта включаются четыре приложения:
Приложение 1. Карта возможной обстановки (план, схема объекта), на которую заносятся: роза ветров по временам года, граница зон возможных ЧС, пункты управления свои и взаимодействующих структур (органов управления), районы сосредоточения сил и средств, маршруты их выдвижения, предварительные задачи, условия охраны (обороны) в повседневной жизни и при угрозе возможных ЧС, при терактах.
Карта подписывается руководителем объекта.
Приложение 2. Схема организации связи. На ней отражаются вопросы организации связи между силами, пунктами управления, оперативными группами критически важного объекта, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, взаимодействия между объектами и т.д.
Приложение 3. Схема организации управления. На ней отражается порядок организации управления при выполнении мероприятий по повышению защищенности, включая пункты управления - дублеры, запасные, подвижные, взаимодействующих органов управления, привлекаемых сил и средств.
Приложение 4. Состав группировки сил и средств в форме таблицы:
2. Разработка плана повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
2.1. Форма типового Плана повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
ПЛАНА ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
|
(по заполнении секретно) |
УТВЕРЖДАЮ | |
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования | |
(Ф.И.О) | |
М.П. | |
"___" ______________ 201__ г. |
ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
____________________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования)
Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации |
|
Председатель Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) |
"___" ______________ 201__ г. М.П. |
"___" ______________ 201__ г. М.П. |
|
Начальник управления ФСБ России по субъекту Российской Федерации |
|
|
"___" ______________ 201__ г. М.П. |
|
|
Начальник Главного управления МВД России по субъекту Российской Федерации |
|
|
"___" ______________ 201__ г. М.П. |
|
Наименование населенного пункта, год
1. Типовой План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5е).
2. Типовой План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований разработан для административно-территориальных единиц: республики, края, области, муниципального образования и населенного пункта (города).
3. Типовой План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению Плана повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований разрабатывается на основе планов повышения защищенности критически важных объектов, включенных в Перечень критически важных объектов Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 г. N 411-рс).
4. План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - комплекс мероприятий организационного, методического, инженерного, экономического, социального и другого характера, реализуемый на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования и направленный на повышение защищенности критически важных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.
5. Разработка Плана повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
6. План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - комплекс мероприятий организационного, нормативного, правового, инженерного, методического, экономического, социального и другого характера, реализуемых высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом государственной власти муниципального образования, организациями, гражданами, направленных на повышение защищенности критически важных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
7. План повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.
Переоформляется План повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования через 5 лет.
8. При заполнении форм паспорта безопасности территории разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенности территории.
9. План повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, согласовывается с главным управлением МЧС России и МВД России по субъекту Российской Федерации, с управлением ФСБ России по субъекту Российской Федерации.
10. План повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации разрабатывается в пяти экземплярах.
Первый экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации остается в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Второй экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации. Третий экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации направляется в МЧС России. Четвертый экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации направляется в управление ФСБ России по субъекту Российской Федерации. Пятый экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации направляется в Главное управление МВД России по субъекту Российской Федерации.
11. План повышения защищенности критически важных объектов муниципального образования разрабатывается в четырех экземплярах.
Первый экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов муниципального образования остается в исполнительном органе власти муниципального образования. Второй экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование. Третий экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов муниципального образования представляется в управление ФСБ России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование. Четвертый экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов муниципального образования представляется в Главное управление МВД России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.
12. План повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования включает в себя:
раздел I. Общая характеристика территории;
раздел II. Характеристика критически важных объектов на территории;
раздел III. Оценка защищенности критически важных объектов на территории;
раздел IV. Характеристика мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов на территории;
раздел V. Организации и должностные лица, ответственные за обеспечение защищенности критически важных объектов на территории;
раздел VI. Характеристика источников финансирования плана;
раздел VII. Характеристика организации взаимодействия;
раздел VIII. Организация управления и контроля при выполнении мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов на территории;
лист, содержащий подписи разработчиков;
приложения.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ
II. ХАРАКТЕРИСТИКА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
Приводится оценка в масштабе территории:
количества критически важных объектов;
влияния критически важных объектов на экономику, жизнедеятельность населения, инфраструктуру района в случае выхода их из строя;
размер ущерба при различных ЧС;
состав сил и средств объектов для ликвидации ЧС;
прогнозируемое выделение сил и средств с других объектов, запасов материальных и финансовых средств и порядок их привлечения.
Защищенность критически важных объектов на территории означает выполнение в полном объеме мероприятий по повышению защищенности объектов, приведенных в форме 3.
Форма 3
Критически важные объекты, расположенные на территории
______________________________________ на период __________________
местоположение
III. ОЦЕНКА ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
При оценке защищенности критически важных объектов на территории учитываются:
перечень критически важных объектов, расположенных на данной территории;
страховой фонд документации;
декларирование безопасности объектов;
объем выполнения мероприятий ИТМ ГО;
наличие и состояние диагностической аппаратуры и автоматических систем контроля и регулирования параметров состояния опасных элементов объектов;
обеспеченность защиты персонала объектов и населения, проживающего на территории;
подготовленность объектов, расположенных на данной местности, к работе в условиях ЧС;
полнота проведения мероприятий по предупреждению и смягчению последствий ЧС;
готовность систем управления к работе в условиях ЧС;
физическая защищенность объектов от террористических актов;
другие факторы, состояние реализации мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
Мероприятия по повышению защищенности критически важных объектов территории, планируемые на период _________________, представляются в форме 4.
Форма 4
Мероприятия по повышению защищенности критически важных объектов, расположенных на территории ______________________ на ____________ год
Оценка группировки сил и средств, защиты объектов (условия охраны и обороны).
V. ОРГАНИЗАЦИИ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
VI. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЛАНА
Средства объектов ______________ тыс. руб. (по каждому объекту).
Средства муниципального образования ______________ тыс. руб.
Средства субъекта Российской Федерации ______________ тыс. руб.
Средства федеральных органов исполнительной власти ______________ тыс. руб.
Привлекаемые средства других источников ______________ тыс. руб.
VII. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
Подписи разработчиков
2.2. Методические рекомендации по разработке Плана повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Порядок заполнения плана:
Заполняется заголовок: наименование территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указывается период времени для реализации плана.
В 1-ом разделе плана "Общая характеристика территории" в табличной форме даются сводные данные о территории. Может быть использована информация Паспорта безопасности территории (в случае его разработки).
Во 2-ом разделе плана "Характеристика критически важных объектов на территории" определяются:
количества критически важных объектов;
последствия при различных видах ЧС, в т.ч. террористических проявлениях, с указанием границ зон ЧС;
количество населения, которое попадает в зоны ЧС, непосредственно проживающее вблизи критически важных объектов;
влияния на экономику, жизнедеятельность населения, инфраструктуру района в случае выхода их из строя;
ущерб при различных ЧС для муниципального образования, субъекта Российской Федерации и т.д.;
социально-экономические последствия при различных видах ЧС;
прогнозируемое выделение сил и средств с других объектов, запасов материальных и финансовых средств и порядок их привлечения.
Понятие защищенности критически важных объектов на территории трактуется как условие защищенности всех представляемых в форме 3 объектов.
В форме 3 перечисляются критически важные объекты, расположенные на территории.
Для каждого объекта, внесенного в форму 3 указываются:
его подчиненность, принадлежность собственнику (графа 3);
максимально возможный уровень защищенности, который может быть достигнут при реализации всех необходимых мероприятий (графа 4). Этот показатель уточняется на стадии согласования проектов объектовых планов с органом местного самоуправления;
планируемый уровень защищенности на конец планового периода (графа 5). Этот показатель уточняется на стадии согласования проектов объектовых планов с органом местного самоуправления, исходя из решения вопросов финансирования соответствующих мероприятий;
дефицит финансовых средств для реализации мероприятий по защищенности данного объекта (графа 6). Дефицит определяется как разность необходимых средств и суммы собственных средств объекта и средств, выделяемых органом государственной власти.
В разделе 3 плана "Оценка защищенности критически важных объектов на территории" перечисляются основные факторы, которые учитываются на территориальном уровне при подходе к оценке защищенности критически важных объектов.
В разделе 4 плана "Характеристика мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов на территории" по форме 4 представляются планируемые мероприятия по повышению защищенности критически важных объектов на территории.
Примерный перечень таких мероприятий:
1. Инженерно-технические мероприятия.
1.1. Перенос деятельности КВО (название объекта) в безопасный район (новое место).
1.2. Строительство защитных сооружений.
1.3. Модернизация и обновление основных производственных фондов КВО (название объекта).
1.4. Выполнение планово-предупредительных ремонтов на КВО (название объекта).
1.5. Обновление и модернизация систем аварийной защиты производства на КВО (название объекта).
1.6. Организация и сооружение объездных путей.
1.7. Перевод производства на КВО (название объекта) на более безопасное сырье.
1.8. Подготовка резервных систем энергоснабжения, в т.ч. автономных.
1.9. Другие инженерно-технические мероприятия повышения устойчивости функционирования объектов и на территории органа самоуправления.
2. Ресурсное обеспечение защищенности
2.1. Создание финансовых и материально-технических резервов.
2.2. Создание топливно-энергетических запасов, продовольствия и других МТС (в т.ч. в соседних субъектах и муниципальных образованиях).
2.3. Обеспечение населения территории средствами индивидуальной защиты.
3. Подготовка системы информации и управления
3.1. Подготовка системы оповещения и связи.
3.2. Заблаговременное создание запасных (мобильных) пунктов управления.
3.3. Организация системы мониторинга и прогнозирования на местном уровне.
3.4. Подготовка органов управления, сил и средств к предупреждению и ликвидации ЧС и диверсионных террористических актов.
3.5. Развитие системы декларирования и лицензирования в области обеспечения безопасности промышленных объектов.
3.6. Разработка программ проведения обследований критически важных объектов различного назначения.
3.7. Формирование единой системы информационных баз данных по критически важным объектами и факторам природного и техногенного происхождения.
3.8. Усиление контроля за проведением обязательного страхования и развитие системы страхования от ЧС.
4. Подготовка населения
5. Организационные мероприятия.
5.1. Совершенствование физической и технической защиты (охраны) критически важных объектов.
5.2. Повышение готовности и увеличение численности пожарно-спасательных подразделений, аварийно-спасательных формирований.
6. Мероприятия по совершенствованию системы технической и физической защищенности критически важных объектов
6.1. Совершенствование физических барьеров и препятствий, систем контроля и управления доступом.
6.2. Совершенствование систем обнаружения проникновения нарушителей.
6.3. Совершенствование систем телевизионного наблюдения, технических средств предупреждения и воздействия.
7. Мероприятия по защите населения и территорий вблизи критически важных объектов.
8. Другие мероприятия по повышению защищенности критически важных объектов на территории.
В план включаются также мероприятия, осуществляемые в целях повышения защищенности соответствующей территории, например, такие как 3.2, 3.8, 5.2, 5.3 и др. Представленный перечень может быть дополнен другими мероприятиями, направленными на решение задач плана.
Для каждого мероприятия указывается объем финансовых средств в тыс. руб., необходимых для завершения мероприятия (в т.ч. на строительно-монтажные работы (СМР), приобретение материально-технических ресурсов).
В форме 4 (графа 8) показываются объемы финансирования мероприятий из бюджета органа местного самоуправления. Графы 6 и 7 заполняются после утверждения Федерального плана защищенности критически важных объектов.
В разделе 5 плана "Организации и должностные лица, ответственные за обеспечение защищенности критически важных объектов на территории" указываются организации и должностные лица, ответственные за реализацию предложенных в форме 4 мероприятий, выделяемые силы и средства объектов, органа государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования, сторонних организаций.
В разделе 6 плана "Характеристика источников финансирования плана" указываются источники финансирования мероприятий (средства объектов, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования, федеральных органов исполнительной власти и других источников).
В разделе 7 "Характеристика организации взаимодействия" раскрываются вопросы взаимодействия с заинтересованными объектами экономики (использующих продукцию критически важных объектов, выделяющих силы и средства для повышения защищенности в повседневной деятельности, при угрозе ЧС, при возникновении ЧС различного характера), с органами управления федеральных органов исполнительной власти, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в т.ч. по линии оперативных дежурных служб, выполняемых при этом мероприятии.
Раздел 8 плана "Организация управления и контроля при выполнении мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов на территории" посвящен системе контроля за исполнением плана. Раскрываются вопросы организации оповещения населения, взаимодействующих объектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, порядок передачи информации. Определяется порядок организации связи (используемые средства связи, резерв средств связи, дублирующие каналы связи и т.д.), в т.ч. ретрансляторы по видам ЧС при угрозе и возникновении ЧС между пунктами управления, оперативными группами, силами и средствами и т.д. Пункты управления, оперативные группы, их перемещение, использование мобильных (подвижных) пунктов управления, создание дублирующих, их места при угрозе и возникновении ЧС. Порядок организации контроля и отчетности и т.п. Здесь требуется отразить отчеты исполнителей мероприятий, должностных лиц перед вышестоящим органом исполнительной власти о ходе выполнения плана повышения защищенности объектов, результате контрольных проверок, ежеквартальные проверки КЧС и ОПБ выполнения мероприятий по повышению защищенности объектов, проверки ответственными лицами готовности сил и средств, создание рабочей группы контроля и порядок проверки выполнения мероприятий.
В План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований включаются приложения:
Приложение 1. Карта возможной обстановки (ситуационный план территории), на которую заносятся:
расположения критически важных объектов, роза ветров по временам года, граница зон возможных ЧС, пункты управления свои и взаимодействующих структур (органов управления), районы сосредоточения сил и средств, маршруты их выдвижения, предварительные задачи, условия охраны (обороны) в повседневной жизни и при угрозе возможных ЧС, при терактах.
Ситуационный план подписывается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Ситуационный план согласовывается с главными управлениями МЧС России и МВД России по субъекту Российской Федерации, с управлением ФСБ России по субъекту Российской Федерации.
Приложение 2. Схема организации связи. На ней отражаются вопросы организации связи между силами, пунктами управления, оперативными группами критически важных объектов, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, взаимодействия между объектами и т.д.
Приложение 3. Схема организации управления. На ней отражается порядок организации управления при выполнении мероприятий по повышению защищенности, включая пункты управления - дублеры, запасные, подвижные, взаимодействующих органов управления, привлекаемых сил и средств.
Приложение 4. Состав группировки сил и средств в форме таблицы:
Приложение 5. Сведения о ходе разработки планов повышения защищенности критически важных объектов на территории ___________________________ (субъект Российской Федерации, муниципальное образование)
N |
Полное юридическое наименование объекта (организации), ведомственная принадлежность |
Адрес |
Должность, ФИО руководителя, тел./факс |
Вид опасности, кол-во опасных веществ (для потенциально опасных объектов) |
Срок разработки планов |
Примечание (причины задержки разработки) |
|
план |
фактически |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Директор |
С.Л. Диденко |
Начальник |
В.А. Акимов |
Заместитель Министра Российской |
А.П. Чуприян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по разработке планов повышения защищенности критически важных объектов, территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (утв. МЧС России 28 декабря 2011 г. N 2-4-60-21-14)
Текст методических рекомендаций приводится по изданию МЧС России (Москва, 2011 г.)
Письмом МЧС России от 30 декабря 2019 г. N 43-7134-11 настоящий документ отменен с 30 декабря 2019 г.