Определение Верховного Суда РФ от 11 мая 2016 г. N 305-КГ16-3605
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Фирма СТРОЙСЕРВИС" и Администрации Мытищинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.04.2014, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.01.2016 по делу N А41-38615/2013,
установил:
Администрация Мытищинского муниципального района Московской области (далее Администрация, заявитель, обратилась в Арбитражный суд Московской области с требованиями к Федеральному государственному унитарному предприятию "Совхоз им. Тимирязева" (далее ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" ), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее ТУ Росимущества по Московской области), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее Росимущество) о:
- признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4 в связи с допущенными нарушениями норм Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
- признании недействительным кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4 как не соответствующего нормам Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
- исключении (аннулировании) сведений из государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:12:0000000:4;
- исключении (аннулировании) сведений из государственного кадастра недвижимости о земельных участках кадастровыми номерами 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:114, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:242, 50:12:0070210:334, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:156, 50:12:0000000:239, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:124, 50:12:0000000:243, 50:12:0000000:238, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:125, 50:12:0070210:335, 50:12:0080517:71, 50:12:0102404:27, 50:12:0102308:9, 50:12:0102306:21, 50:12:0102309:20;
- признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0000000:156, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:114, 50:12:0070210:334, 50:12:0000000:124, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:125;
- о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" на земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0000000:156, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:124, 50:12:0000000:114, 50:12:0070210:334, 50:12:0000000:125, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:132.
К участию в деле привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области), Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление Росреестра по Московской области), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "ЗЕМЕР" (далее ООО "ЗЕМЕР"), общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Пирогово" (далее ООО "Агрофирма Пирогово"), администрация городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области, закрытое акционерное общество "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ" (далее ЗАО "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ"), общество с ограниченной ответственностью "Фирма СТРОЙСЕРВИС" (далее ООО "Фирма СТРОЙСЕРВИС").
ЗАО "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области аннулировать и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:12:0000000:125, обязании Управления Росреестра по Московской области аннулировать и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о земельном участке с кадастровым номером 50:12:0000000:125 (дело N А41-52167/13).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Мытищинского муниципального района Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ООО "ЗЕМЕР".
Определением Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2013 года по делу N А41-52167/13 дела N А41-38615/13 и N А41-52167/13 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А41-38615/13.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.04.2015, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.01.2016, в удовлетворении заявленных Администрацией Мытищинского муниципального района Московской области, ЗАО "ТЕПЛОИНЖСТРОЙ" требований отказано.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, ООО "Фирма СТРОЙСЕРВИС" и Администрация просят отменить указанные судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
По мнению Администрации Мытищинского муниципального района Московской области, выводы судов о том, что земельные участки, на которые в настоящий момент зарегистрировано право постоянного(бессрочного) пользования, относится к федеральной собственности, в связи с чем Администрация не вправе была осуществлять их изъятие, противоречит обстоятельствам спора и имеющимся доказательствам.
Из предоставленного в 1981 г.совхозу земельного участка площадью 4563 га в 1991 г. согласно действовавшему на тот период земельному законодательству был изъят земельный участок площадью 1108,3 га. В полномочия Совета народных депутатов, в дальнейшем- местных администраций, непосредственно входило право изъятии земель независимо от формы собственности, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делам N А41-43421/12, А41-59190/13, А41-40807/11, А41-23840/13.
Изъятые из земель совхоза в 1991 г. земельные участки были переданы в ведение Советов народных депутатов, правопреемником которых в настоящее время является Администрация Мытищинского муниципального района Московской области. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и вступившими в законную силу судебными актами по делам N А41-43421/12, А41-59190/13, А41-40807/11, А41-23840/13.
Существующая запись в ЕГРП о правах Российской Федерации и ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" нарушает права Администрации, поскольку границы земельных участков пересекают границы земельных участков, изъятых у совхоза в 1991 г. в установленном порядке.
Существующее в настоящее время разграничение земель на федеральную, муниципальную и частную собственность, и соответственно, полномочия определенных органов по распоряжению ими, было введено законодателем при принятии Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Применение к полномочиям по изъятию земельных участков норм действующего законодательства, а не норм, действующих в период изъятия земель, является по мнению Администрации неправомерным.
В соответствии со статьей 39 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период изъятия земельных участков, основаниями прекращения права пользования земельным участком являлся добровольный отказ от земельного участка или от его части, отчуждения(продажи) Совету народных депутатов, изъятия (выкупа) земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам и иные основания, предусмотренные данной статьей. Право собственности на земельный участок прекращается при его отчуждении местному Совету.
Каждое изъятие земель у совхоза им. Тимирязева производилось с его согласия. С момента изъятия земель на основании соответствующих решений Совета народных депутатов у совхоза им. Тимирязева прекратилось право постоянного(бессрочного) пользования на земельные участки.
Следовательно, в процессе разграничения государственной собственности на землю, эти участки уже не могли быть отнесены к федеральной собственности на землю, эти участки уже не могли быть отнесены к федеральной собственности как выделенные федеральному предприятию, поскольку право пользования этими участками ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" прекратилось.
Выводы судов трех инстанций относительно того, что при переоформлении совхозу права постоянного пользования на основании постановления N 181 от 21.01.1993 спорные земельные участки, изъятые в 1991 г. вновь вошли в земли совхоза не соответствуют обстоятельствам дела, установленным вступившими в законную силу судебными актами.
В соответствии с положениями действующего законодательства. полномочия по распоряжению данными землями осуществляет Админист рация Мытищинского муниципального района Московской области, в связи с чем выводы судов об отсутствии у Администрации права на предъявление иска противоречат нормами права.
По мнению заявителя, требования Администрации Мытищинского муниципального района Московской области о признании права собственности в РФ и права постоянного (бессрочного) пользования совхоза заявлены в пределах срока исковой давности.
Вопреки пункту 3 статьи 86, пункта 7 статьи 71 АПК РФ судом апелляционной инстанции не дана оценка экспертному заключению, подтверждающее наложение границ земельных участков.
ООО "Фирма Стройсервис" в обоснование доводов жалобы указал, что владеет на законных основаниях ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером 50:12:0102309:21 площадью 7998 кв. м., а также земельным участком площадью 3,91 га, что подтверждается заключением эксперта N 127-сэ от 20.11.2015 в уголовном деле N 127022.
По мнению заявителя жалобы, суды применив к спорным правоотношениям Федеральный закон " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ошибочно не применил часть 1 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Указанная ошибка является, как полагает заявитель существенной, так как суды не установили обстоятельства, с которыми закон связывает учет земельного участка с кадастровым номером 50:12:0102309:21, а следовательно, и возникновение прав на этот участок.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационных жалоб и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из судебных актов, совхоз им. Тимирязева был создан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 09.03.1960 и находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства.
Решением исполкома Мытищинского горсовета "Об утверждении границ землепользования совхоза им. Тимирязева" от 26.08.1981 N 966 утверждены границы землепользования совхоза на площади 4563 га, выдан Государственный акт на право пользования землей серии А-1 N 049928.
Решением исполкома Мытищинского райсовета от 06.01.1987 указанный земельный участок предоставлен совхозу им. Тимирязева в бессрочное и бесплатное пользование.
Земельные участки общей площадью 1 476,3 га изъяты у Совхоза им. Тимирязева и переданы в ведение сельских советов в соответствии с решениями Мытищинского городского совета N 588/9 от 21.05.1991, N 5с-7-3/2 от 15.01.1992.
На основании постановления главы администрации Мытищинского района Московской области от 21.01.1993 N 181 совхозу им. Тимирязева перерегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 3103 га, выдано свидетельство от 21.01.1993 N 30 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3 103 га для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок площадью 3 103 га был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:12:0000000:4.
На основании материалов кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4, площадью 31 030 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, суды установили, что данный участок принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования ФГУП "Совхоз имени Тимирязева", граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
Из земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:4 путем его раздела был образован ряд земельных участков, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 50:12:0000000:132, 50:12:0000000:114, 50:12:0090223:145, 50:12:0000000:242, 50:12:0070210:334, 50:12:0080415:488, 50:12:0000000:156, 50:12:0000000:239, 50:12:0000000:133, 50:12:0000000:124, 50:12:0000000:243, 50:12:0000000:238, 50:12:0000000:134, 50:12:0000000:125, 50:12:0070210:335, 50:12:0080517:71, 50:12:0102404:27, 50:12:0102308:9, 50:12:0102306:21, 50:12:0102309:20. Указанные участки были поставлены на кадастровый учет.
Согласно пунктам 9, 12 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Суды пришли к правильному выводу о том, что ФГУП "Совхоз им. Тимирязева" является государственным предприятием, его имущество, в том числе земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:4, относится к собственности Российской Федерации в соответствии с действовавшим на момент постановки его на кадастровый учет (согласно кадастровой выписке о данном земельном участке - 21.01.1993) Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", статьей 3 которого было предусмотрено, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав в том числе земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко- культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (пункт 1) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 2 статьи 3.1 Закона).
Администрацией Мытищинского муниципального района Московской области не представлены доказательства, подтверждающие основание
возникновения права муниципальной собственности на спорные земельные участки.
Доводы заявителей жалоб не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Оснований для передачи жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационных жалоб общества с ограниченной ответственностью "Фирма СТРОЙСЕРВИС" и Администрации Мытищинского муниципального района Московской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 11 мая 2016 г. N 305-КГ16-3605 по делу N А41-38615/2013
Текст определения официально опубликован не был