Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 мая 2016 г. N 03-07-11/30226
Вопрос: Банк арендует имущество, находящееся в государственной собственности Республики Крым, при этом арендодателем такого имущества являются унитарные предприятия, распоряжающиеся имуществом на праве хозяйственного ведения (Балансодержатель).
Договоры аренды заключаются в соответствии с Типовой формой договора, предусмотренного Порядком предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым N 344 от 25.09.2014 г. (далее - Порядок).
Пунктом 3.4 Типовой формы договора аренды предусмотрена уплата налога на добавленную стоимость Арендатором самостоятельно сверх арендной платы отдельным платежным поручением в соответствии с законодательством РФ и перечисление в соответствующие бюджеты через налоговые органы по месту своей регистрации с указанием в платежных документах, от чьего имени произведен платеж. Пунктом 3.6 Типовой формы договора аренды арендная плата перечисляется в пропорции, предусмотренной договором в бюджет Республики Крым и Балансодержателю (Арендодателю).
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Обозначенные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, Банк не является налоговым агентом по НДС по договорам аренды государственного имущества, в которых Арендодателем является унитарное предприятие. Обязанность по уплате НДС в бюджет со всей суммы арендной платы возникает у Арендодателя - Унитарного предприятия (Балансодержателя государственного имущества) независимо от того, куда перечисляется арендная плата, а счета-фактуры выставляются Банку-арендатору с указанием НДС, исчисленного с полной стоимости арендной платы.
Просим подтвердить правомочность позиции Банка в части отсутствия оснований для исполнения обязанностей налогового агента по уплате НДС по договорам аренды государственного имущества, заключенных в соответствии с действующим Порядком в Республике Крым.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении услуг по аренде имущества субъекта Российской Федерации, закрепленного за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен особый порядок применения налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.
Что касается услуг по предоставлению в аренду имущества субъектов Российской Федерации, закрепленного за государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то в отношении таких услуг особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость Кодексом не предусмотрено. В связи с этим при оказании услуг по предоставлению в аренду имущества субъектов Российской Федерации, закрепленного за государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются эти предприятия (учреждения), а не арендаторы имущества.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о применении НДС при приобретении услуг по аренде имущества региона, закрепленного за ГУП на праве хозяйственного ведения.
НК РФ установлен особый порядок применения НДС при предоставлении органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального, регионального и муниципального имущества. Так, налоговая база по НДС определяется налоговым агентом как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.
Что касается услуг по предоставлению в аренду имущества региона, закрепленного за ГУП или ФГУ (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то в отношении таких услуг особенностей по исчислению и уплате НДС НК РФ не предусмотрено.
В связи с этим при оказании данных услуг плательщиками НДС являются эти предприятия (учреждения), а не арендаторы имущества.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 мая 2016 г. N 03-07-11/30226
Текст письма официально опубликован не был