Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 мая 2016 г. N 03-03-06/3/29266
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В целях Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и иных актов законодательства о налогах и сборах под банками (банк) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации (статья 11 НК РФ).
При этом в пункте 5 статьи 11 НК РФ уточнено, что правила, предусмотренные частью первой НК РФ в отношении банков, распространяются на государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Правовое положение Внешэкономбанка определяется Федеральным законом от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития" (далее - Закон N 82-ФЗ), согласно которому на Внешэкономбанк не распространяются положения законодательства о банках и банковской деятельности, регулирующие порядок государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций (подпункт 1 пункта 3 статьи 4 Закона N 82-ФЗ).
Следовательно, Внешэкономбанк для целей части второй НК РФ банком не признается.
Статьей 2 Федерального закона от 15.02.2016 N 25-ФЗ "О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности" (далее - Закон N 25-ФЗ) установлено, что с 01.01.2016 по 31.12.2016 непогашенная задолженность, указанная в пункте 2 статьи 269 НК РФ, не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью при одновременном выполнении условий, указанных в названной статье Закона N 25-ФЗ.
Одним из таких обязательных условий для признания непогашенной задолженности неконтролируемой является условие возникновения долгового обязательства налогоплательщика - российской организации перед организацией, являющейся банком (включая организации, признаваемые банками в соответствии с законодательством иностранных государств), не признаваемым взаимозависимым лицом как с налогоплательщиком - российской организацией, так и с лицами, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися исполнить долговое обязательство налогоплательщика.
Таким образом, статус Внешэкономбанка не позволяет применять положения Закона N 25-ФЗ в части права признания непогашенной задолженности налогоплательщика - российской организации перед Внешэкономбанком неконтролируемой.
С целью урегулирования указанного вопроса в обращении предлагается внести изменения в статьи 1 и 2 Закона N 25-ФЗ.
Предложение о внесении изменений в НК РФ поддерживается. Вместе с тем, по мнению Департамента, изменения в НК РФ должны носить системный характер, в связи с чем, полагаем необходимым оценить возможность внесения изменений в статью 11 НК РФ, с целью распространения особенности налогообложения банков на Внешэкономбанк.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В НК РФ были внесены изменения в части определения понятия контролируемой задолженности. Установлено, что с 01.01.2016 по 31.12.2016 непогашенная задолженность, указанная в НК РФ, не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой при одновременном выполнении определенных условий.
Разъяснено, что статус Внешэкономбанка не позволяет применять изменения в НК РФ в части права признания непогашенной задолженности налогоплательщика - российской организации перед Внешэкономбанком неконтролируемой.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 мая 2016 г. N 03-03-06/3/29266
Текст письма официально опубликован не был