Письмо Минфина России от 19 апреля 2016 г. N 02-07-10/22438
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо о порядке и сроках списания с балансового учета сумм дебиторской задолженности и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить следующее.
Обязательные общие требования к учету бюджетными учреждениями финансовых активов, обязательств, операций их изменяющих, и полученных, по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н).
При этом положения Инструкции 157н не регламентирует срок прекращения права требования налогоплательщиком возврата переплаты, произведенной в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также порядок признания задолженности нереальной к взысканию.
Отношения, связанные с прекращением права требования задолженности, образовавшейся в рамках действующего федерального законодательства, и признание ее безнадежной к взысканию, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, а также иными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законодательных актов.
Порядок и сроки возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога определен статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно положениям статьи 41 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (статья 13 пункт 5 подпункт "а"), доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, относились к неналоговым доходам бюджета.
Случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет установлены статьей 47.2 БК РФ.
Порядок отражения на счетах бюджетного учета списания администратором доходов бюджета дебиторской задолженности, признанной в соответствии с законодательством Российской Федерации нереальной к взысканию установлен положениями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н.
Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета бюджетного учреждения списания кредиторской задолженности перед бюджетом установлен положениями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н.
Обращаем внимание, что списание кредиторской задолженности бюджетного учреждения перед бюджетом, сформированной учреждением на дату изменения типа учреждения (дату принятия учредителем решения о предоставлении бюджетному учреждению с 1 января 2012 года субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в части обязательств учреждения по перечислению в бюджет доходов от уплаты (возврата) дебиторами прошлых лет денежных средств производится, после принятия администратором дохода, выполняющим относительно бюджетного учреждения функцию учредителя, решения о признании указанной дебиторской задолженности, отраженной им на дату изменения типа учреждения по соответствующим счетам аналитического учета счета 120500000 "Расчеты по доходам" (по соответствующим видам доходов: 120520000; 120530000; 120540000; 120571000, 120572000, 120574000, 120581000 (по соответствующим видам доходов)*, безнадежной к взысканию и списания ее с балансового учета.
Заместитель директора Департамента бюджетной |
С.В. Сивец |
______________________________
* В соответствии с пунктом 4.2 Методических рекомендаций по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, доведенных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 25.04.2011 г. N 02-06-07/1546
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о порядке и сроках списания с балансового учета сумм дебиторской задолженности.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухучета не регламентирует срок прекращения права требования налогоплательщиком возврата переплаты, произведенной в бюджеты бюджетной системы, а также порядок признания задолженности нереальной к взысканию.
Порядок и сроки возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога определены НК РФ.
Порядок отражения на счетах бюджетного учета списания администратором доходов бюджета дебиторской задолженности, признанной нереальной к взысканию, установлен Инструкцией по применению Плана счетов бухучета бюджетных учреждений.
Эта же инструкция определяет порядок отражения на счетах бухучета бюджетного учреждения списания кредиторской задолженности перед бюджетом.
Списание кредиторской задолженности бюджетного учреждения перед бюджетом, сформированной учреждением на дату изменения типа, в части обязательств по перечислению в бюджет доходов от уплаты (возврата) дебиторами прошлых лет денежных средств производится после принятия администратором дохода - учредителем решения о признании указанной задолженности, отраженной по соответствующим счетам аналитического учета счета 120500000 "Расчеты по доходам", безнадежной к взысканию и списания ее с балансового учета.
Письмо Минфина России от 19 апреля 2016 г. N 02-07-10/22438
Текст письма опубликован в журнале "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", июль 2016 г., N 7