Приказ Департамента культурного наследия г. Москвы от 19 апреля 2016 г. N 247
"О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного по адресу: просп. Мира, д. 191, стр. 1, в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы"
10 февраля 2017 г.
В соответствии со статьями 3.1 и 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г. N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия" и постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2015 г. N 548-ПП "Об утверждении Порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия" приказываю:
1. Включить объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, "Московская Окружная железная дорога 1903-1908 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры Л.Д. Проскуряков, С.Д. Карейша, П.Я. Каменцев, П.И. Рашевский. Станция "Ростокино", 1905-1906 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры С.Д. Карейша, Л.Д. Проскуряков: - Полуказарма", расположенный по адресу: просп. Мира, д. 191, стр. 1, в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы с наименованием "Московская Окружная железная дорога, 1903-1908 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры Л.Д. Проскуряков, С.Д. Карейша, П.Я. Каменцев, П.И. Рашевский. Станция "Ростокино", 1905-1906 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры С.Д. Карейша, Л.Д. Проскуряков: - Полуказарма".
2. Утратил силу.
См. текст пункта 2
3. Утратил силу.
См. текст пункта 3
4. Исключить объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, "Московская Окружная железная дорога 1903-1908 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры Л.Д. Проскуряков, С.Д. Карейша, П.Я. Каменцев, П.И. Рашевский. Станция "Ростокино", 1905-1906 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры С.Д. Карейша, Л.Д. Проскуряков: - Полуказарма" из списка объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, города Москвы.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы - главного археолога города Москвы Л.В. Кондрашева.
Руководитель |
А.А. Емельянов |
Пояснительная записка
к приказу Департамента культурного наследия города Москвы "О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, по адресу: просп. Мира, д. 191, стр. 1 в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы и об утверждении границ его территории"
1. Адрес объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия: просп. Мира, д. 191, стр. 1.
2. Наименование объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия: "Московская Окружная железная дорога 1903-1908 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры Л.Д. Проскуряков, С.Д. Карейша, П.Я. Каменцев, П.И. Рашевский. Станция "Ростокино", 1905-1906 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры С.Д. Карейша, Л.Д. Проскуряков: - Полуказарма".
3. Сведения об объекте, обладающем признаками объекта культурного наследия, предоставленные заявителем и имеющиеся в Мосгорнаследии:
Московская Окружная железная дорога построена в 1903-1908 годах с целью разгрузки Московского железнодорожного узла от потоков транзитных грузов, а также для организации пассажирского движения и упорядочения воинских перевозок через Московский узел.
Для строительства были привлечены лучшие специалисты своего времени: инженер-мостостроитель Л.Д. Проскуряков, группа архитекторов под руководством А.Н. Померанцева. Общее руководство было возложено на инженера П.И. Рашевского.
Комплекс зданий Московской Окружной железной дороги представлял собой весьма значительный ансамбль, который необходимо было выдержать в едином ключе. Усложнялась эта задача тем, что многие здания в силу своей сугубой утилитарности не допускали декоративного изобилия в фасадных решениях. С другой стороны, на цельность единовременного восприятия важно было ориентировать застройку отдельной станции, ансамбль же в целом зритель-пассажир воспринимал в динамике, с временными разрывами, следовательно, важно было наделить его запоминающимися "акцентами", обладающими общностью и допускающими вариативность.
В результате было построено 17 станций, 2 остановочных пункта, 3 телеграфных поста, 72 моста, в том числе 4 через Москву-реку. Всего более 150 построек, включая пассажирские здания, жилые дома для работников станций, казармы, полуказармы, служебные постройки.
Все пассажирские здания расположены внутри кольца со стороны центра города, а товарные платформы, пакгаузы, станционные пути - с внешней стороны. На станциях существовали билетные кассы, залы ожидания, где было проведено отопление (голландские и русские печи), электричество.
Обслуживанием железнодорожных путей занимались станционные рабочие, обходчики путей, бригады мастеров по ремонту. Для проживания работников, непосредственно связанных с содержанием железнодорожных путей, были построены здания полу казарм. Располагались они рядом с железнодорожными путями и относились к типу линейно-путевых построек. От путевой казармы полуказарма отличалась неполным составом помещений и, соответственно, меньшим размером.
Рассматриваемое строение расположено на станции "Ростокино" в Северо-Восточном административном округе города Москвы. Во время эксплуатации Московской Окружной железной дороги станция "Ростокино" служила для связи Московской окружной и Северной железных дорог. Свое название станция получила по местности, в которой располагалась.
На станции сохранились вокзал, жилой дом 5-го типа, путевая полуказарма.
Здание полуказармы кирпичное, одноэтажное, в плане прямоугольное с выступами. Расположено вдоль Проектируемого проезда N 911. В настоящее время доступ к зданию ограничен пользователем.
Главный фасад здания имеет четыре световые оси. В боковой части акцентирован ризалитом. Согласно проекту ризалит должен быть увенчан фронтоном с деревянными филенками, однако в настоящее время данный архитектурный элемент утрачен. Углы здания оформлены рустованными лопатками, окна и дверной проем - наличниками с веерной клинчатой перемычкой в венчающей части. В верхней части проходит гладкий фриз. Двускатные кровли перекрыты современными материалами.
4. Анализ сведений об объекте, обладающем признаками объекта культурного наследия, в соответствии с Критериями историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, расположенных на территории города Москвы, утвержденными приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 30 декабря 2015 г. N 478:
Здание является частью исторического ансамбля Московской Окружной железной дороги в составе станции "Ростокино". Выстроено в 1903-1908 годах по типовому проекту полуказармы, разработанному архитектором А.Н. Померанцевым в стиле модерн.
В настоящее время объект сохраняет свои местоположение и градостроительные характеристики. Расположено здание с небольшим отступом от Проектируемого проезда N 911. В настоящее время доступ к зданию ограничен пользователем и находится за забором.
Объемно-пространственная композиция и исторический облик фасадов здания сохранены с незначительными изменениями: к боковому фасаду пристроен дополнительный объем, утрачено деревянное оформление фронтона.
Архитектурно-художественная ценность фасадов выражена в комплексе декоративных элементов: руст, наличники с веерной клинчатой перемычкой в венчающей части, гладкий широкий фриз.
Необходимо отметить, что это единственный хорошо сохранившийся типологический образец полуказармы на Московской Окружной железной дороге.
Анализ сведений о рассматриваемом объекте в соответствии с приказом Мосгорнаследия от 30 декабря 2015 г. N 478 "Об утверждении Критериев историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, расположенных на территории города Москвы" (далее - приказ N 478) изложен в приложении к настоящей пояснительной записке.
По результатам проведенного анализа установлено, что согласно Критериям историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, расположенных на территории города Москвы, утвержденным приказом N 478, сумма числовых значений объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, по адресу: просп. Мира, д. 191, стр. 1 составляет 209 баллов, что в соответствии с пунктом 2 приказа N 478 подтверждает наличие у рассматриваемого объекта историко-культурной ценности.
5. Вывод:
Включить объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, "Московская Окружная железная дорога, 1903-1908 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры Л.Д. Проскуряков, С.Д. Карейша, П.Я. Каменцев, П.И. Рашевский. Станция "Ростокино", 1905-1906 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры С.Д. Карейша, Л.Д. Проскуряков: - Полуказарма" по адресу: просп. Мира, д. 191, стр. 1 в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы с наименованием "Московская Окружная железная дорога, 1903-1908 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры Л.Д. Проскуряков, С.Д. Карейша, П.Я. Каменцев, П.И. Рашевский. Станция "Ростокино", 1905-1906 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры С.Д. Карейша, Л.Д. Проскуряков: - Полуказарма".
Границы территории объекта предлагается установить по внешнему периметру здания с учетом придомовой территории.
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
Начальник Управления |
О.А. Захарова |
Приложение 1
к пояснительной записке
Критерии
историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, расположенных на территории города Москвы "Московская Окружная железная дорога, 1903-1908 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры Л.Д. Проскуряков, С.Д. Карейша, П.Я. Каменцев, П.И. Рашевский. Станция "Ростокино", 1905-1906 гг., архитектор А.Н. Померанцев, инженеры С.Д. Карейша, Л.Д. Проскуряков: - Полуказарма" по адресу: проспект Мира, д. 191, стр. 1
N |
Наименование критерия историко-культурной ценности |
Численные значения критериев (баллы) |
||
Ценностные характеристики объекта с точки зрения истории | ||||
1 |
Датировка (если установлено, что объект создан в течение нескольких исторических периодов, то для такого объекта определяется перечень строительных периодов и процентное соотношение между ними (в сумме - 100%), т.е. коэффициент репрезентации каждого из периодов. Итоговая оценка складывается из суммы численных значений каждого из периодов, умноженной на коэффициент его репрезентации в объекте) |
Допетровская архитектура - до XVII в. включительно |
0 |
|
"Допожарная архитектура" - памятники, относящиеся к периоду до 1812 года |
0 |
|||
Послепожарный и поздний классицизм, ранняя эклектика - после 1812-1860-е гг. |
0 |
|||
Архитектура периода позднего "историзма" или "эклектики" и иных направлений - 1870-1910-е гг. |
0 |
|||
Рубеж XIX-XX вв. (модерн и иные развившиеся на его основе направления) - 1890-1910-е гг. |
60 |
|||
Экспериментальная архитектура "советского авангарда" и иных направлений - 1920 - нач. 1940 гг. |
0 |
|||
"Сталинская архитектура" - 1930-1950 гг. |
0 |
|||
Архитектура 1950-1970-х гг. |
0 |
|||
2 |
Авторство |
Установлено или предполагается авторство выдающегося архитектора, имеющего мировое или общенациональное значение, творчество которого оказало существенное влияние на развитие новых направлений в архитектуре, скульптуре, садово-парковом, монументальном и инженерном искусстве; архитекторов, творчество которых представляло самостоятельное направление в архитектуре, скульптуре, садово-парковом, монументальном и инженерном искусстве своего времени или (и) конкретного региона; авторов, работавших до начала XVIII века |
0 |
|
Установлено или предполагается авторство архитектора, имеющего важное значение в развитии архитектуры определенного исторического периода или региона и введенного в научный оборот, творчество которого представляло заметное явление в архитектуре, скульптуре, садово-парковом, монументальном и инженерном искусстве своего времени; архитекторов, применявших индивидуальную трактовку архитектурных форм и композиционных приемов; авторов, активно участвовавших в проектировании и строительстве исторических объектов |
20 |
|||
Установлены авторы (автор), не вошедшие в первые две категории, имена которых документально известны в связи с конкретным историческим объектом; авторы, творчество которых основано на применении типовых, образцовых проектов |
0 |
|||
3 |
Мемориальная ценность |
Связь с исторической личностью или событием общемирового значения |
0 |
|
Связь с исторической личностью или событием национального значения |
0 |
|||
Связь с исторической личностью или событием регионального или локального значения |
0 |
|||
Косвенная или легендарная связь с исторической личностью или событием |
0 |
|||
Ценностные характеристики объекта с точки зрения градостроительства | ||||
4 |
Градостроительное значение |
Доминанта общегородского значения - объект является одной из общегородских доминант, играет существенную роль в формировании силуэта города, в общегородских панорамах |
0 |
|
Элемент, формирующий фронт застройки магистрали общегородского значения (проспекта, набережной) |
0 |
|||
Градостроительный акцент местного значения - объект играет заметную роль в формировании композиционной структуры улицы, бульвара, парка, площади, набережной, перекрестка |
0 |
|||
Элемент, участвующий в формировании застройки красной линии улицы (переулка) Здание расположено с небольшим отступом от красной линии Проектируемого проезда N 911 |
15 |
|||
Элемент внутриквартальной застройки (объект, являющийся значимым градостроительным элементом квартала) |
0 |
|||
Элемент внутриквартальной застройки |
0 |
|||
5 |
Ансамблевое значение |
Объект является целостным градостроительным комплексом или ансамблем, обладающим самостоятельной историко-культурной ценностью (городская усадьба, монастырь, отдельно стоящий храм либо храмовый комплекс, доходный комплекс, комплекс промышленных зданий, квартал жилой застройки) |
0 |
|
Объект является элементом архитектурного или градостроительного ансамбля, исторического домовладения |
8 |
|||
6 |
Визуальная связь с исторической застройкой и включенность в исторический градостроительный контекст |
Объект находится в прямой визуальной связи с одним или несколькими объектами культурного наследия, обеспечивая целостность их восприятия в историческом градостроительном контексте |
0 |
|
7 |
Сохранность общей объемно-пространственной структуры |
Объемно-пространственная структура полностью сохранна |
0 |
|
Имеются незначительные утраты и/или легковычленимые в объемно-пространственной структуре и легкоудалимые с конструктивной точки зрения малоценные/искажающие пристройки и надстройки |
10 |
|||
Имеются значительные утраты, подлежащие восстановлению при проведении работ по сохранению |
0 |
|||
Имеются малоценные/ искажающие пристройки и надстройки, встроенные в структуру основного объема и не удаляемые без серьезных реконструктивных вмешательств, в том числе необходимые с точки зрения современного функционального использования |
0 |
|||
8 |
Сохранность исторического облика фасадов |
Историческая композиционная структура фасадов полностью сохранна |
0 |
|
Имеются принципиально устранимые искажения исторической композиционной структуры фасадов |
0 |
|||
Имеются фрагментарные утраты архитектурно-декоративной отделки фасадов, достоверно восполнимые реставрационными методами на основании сохранившихся фрагментов и данных историко-архивных и натурных исследований |
8 |
|||
Имеются значительные позднейшие искажения архитектурно-декоративной отделки и композиционной структуры фасадов |
0 |
|||
Есть основания предполагать сохранность исторической композиционной структуры и архитектурно-декоративной отделки фасадов, скрытой под позднейшими наслоениями (обшивками, красочным и штукатурным слоями) |
0 |
|||
Ценностные характеристики объекта с точки зрения архитектуры и искусства | ||||
9 |
Архитектурно-художественная ценность фасадов |
Наличие уникальных или редких (авторских) декоративных элементов |
0 |
|
Наличие разнообразных декоративных элементов (фигуры или скульптурные изображения, барельефы, маскароны, маски, растительный или геометрический орнамент и т.п.), рельефный или плоскостной декор с использованием различных техник и материалов (художественный металл, мозаика, глазурь, сграффито и т.п.), оригинальное пластическое решение фасада |
0 |
|||
Комплекс декоративных элементов (полуколонны, пилястры с капителями, фриз, венки, гирлянды, декорированные венчающие и междуэтажные карнизы и т.д.), руст, декор в "псевдорусском" стиле, "краснокирпичная эклектика", сталинское ар-деко |
0 |
|||
Наличие простых венчающих и междуэтажных карнизов, наличников, лопаток, отдельных элементов декоративного оформления фасадов |
15 |
|||
Лаконичный декор фасадов (характерный для конструктивизма, а также архитектуры 1960-1970-х гг.) |
0 |
|||
10 |
Сохранность конструктивной системы (несущие, ограждающие конструкции, перекрытия) |
1-я категория (оценочно - до 20% утрат) |
8 |
|
2-я категория (оценочно - до 60% утрат) |
0 |
|||
3-я категория (оценочно - более 60% утрат) |
0 |
|||
11 |
Наличие сводов или сложных перекрытий другого типа |
1-й категории сложности (купольные перекрытия, сложные своды с распалубками) |
0 |
|
2-й категории сложности (цилиндрический, крестовой, сомкнутый, зеркальный) |
0 |
|||
Своды типа "Монье" |
0 |
|||
12 |
Сохранность пространственно-планировочной структуры интерьеров |
Сохранна в пределах капитальных стен, опорных конструкций, перегородок и перекрытий |
0 |
|
Сохранна в пределах капитальных стен и перекрытий |
5 |
|||
Сохранна в пределах капитальных стен |
0 |
|||
13 |
Архитектурно-художественная отделка интерьеров |
Полная, без искажений и утрат |
0 |
|
Имеются принципиально устранимые искажения, утраты и/или легковычленимые и устранимые дополнения |
0 |
|||
Имеются фрагментарные утраты архитектурно-художественной отделки интерьеров, достоверно восполнимые реставрационными методами на основании сохранившихся фрагментов и данных историко-архивных и натурных исследований |
0 |
|||
Имеются значительные позднейшие искажения и утраты исторической декоративной отделки |
0 |
|||
Имеются основания предполагать наличие декоративной отделки интерьеров, скрытой под позднейшими наслоениями (обшивками, красочным и штукатурным слоями |
0 |
|||
14 |
Наличие на территории объекта исторически сохранившихся малых архитектурных форм, элементов благоустройства, ландшафта |
Ограда |
1-я категория сложности (развитый декор, ворота, калитка, металл повышенной сложности) до 1910-х гг. включительно |
0 |
2-я категория сложности (1920-1970-е гг.) |
0 |
|||
Историческая планировка территории |
Сохранность более 50% |
0 |
||
Сохранность менее 50%, следы |
0 |
|||
Отдельно стоящие на территории малые архитектурные формы, элементы благоустройства |
Имеются, исторически и композиционно связаны с архитектурой |
0 |
||
Имеются, не связаны с архитектурой |
0 |
|||
Историческое озеленение (в том числе фрагментарно сохранившееся) |
0 |
|||
15 |
Наличие живописи и/или мозаики в интерьерах |
Сохранилась комплексно |
0 |
|
Фрагменты |
0 |
|||
Следы или достоверные данные о наличии |
0 |
|||
16 |
Наличие скульптуры и/или лепного декора в интерьере |
Комплекс |
0 |
|
Сохранились отдельные фрагменты лепнины, единичные произведения скульптуры, наличие тянутого штукатурного декора повышенной сложности |
0 |
|||
Достоверные данные о наличии произведений скульптуры, привязанных к объекту, их местонахождении, наличие простого лепного или тянутого декора |
0 |
|||
17 |
Наличие отдельных элементов отделки интерьеров |
Полы |
1-я категория сложности: наборный паркет сложного рисунка, метлахская плитка полихромная, сложного рисунка, формы, наборные полы из ценных пород камня, доломитовая плита, мозаика |
0 |
2-я категория сложности: наливные, "брекчия", метлахская плитка монохромная, типовая, простого рисунка, паркет типовой |
0 |
|||
Двери |
1-я категория: филенчатые двери и тамбуры сложного рисунка, нескольких типов, со скобяным прибором, наличниками, десюдепортами, отделкой со вставками различных материалов и применением разнообразных техник (витраж, гобелен, резьба, роспись) |
0 |
||
2-я категория: филенчатые двери простого рисунка, типовые |
0 |
|||
Печи, камины |
1-я категория: сложная форма, несколько типов, наличие полихромии, поливных изразцов, зеркал, каминных экранов и решеток, латунного прибора, использование ценных пород камня |
0 |
||
2-я категория: типовые приборы, монохромная облицовка, печи скрыты современной обшивкой, облицовкой |
0 |
|||
Осветительные приборы |
1-я категория: наличие осветительных приборов нескольких типов, выполненных по индивидуальным проектам, специально спроектированным для данного интерьера |
0 |
||
2-я категория: типовые осветительные приборы |
0 |
|||
Наличие исторически связанного с объектом обстановочного комплекса технологического оборудования, предметов мебели и т.п. |
0 |
|||
Художественный металл в интерьере |
1-я категория сложности |
0 |
||
2-я категория сложности |
0 |
|||
Витражи |
0 |
|||
18 |
Уникальность (параметры уникальности объекта - его функции, типологии, композиции, конструктивного решения, сохранности и т.д. - требуют конкретизации и описания) |
Объект уникален (требуется обоснование) |
0 |
|
Объект редок Представляет собой единственный хорошо сохранившийся типологический образец "Полуказарма", выполненный по проекту архитектора А.Н.Померанцева в рамках строительства Московской Окружной железной дороги |
50 |
|||
Объект сыграл новаторскую роль в истории развития (типологии, стиля, конструкции и т.д.) |
0 |
|||
Объект является характерным образцом для своего исторического периода или типа (функционального, стилистического, конструктивного и т.д.) |
0 |
|||
Ценностные характеристики объекта с точки зрения науки и техники | ||||
19 |
Инженерно-технологическая (материальная) ценность |
Использование редких и ценных строительных и отделочных материалов, в том числе изразца, белого камня, туфа, дерева, мозаики, облицовочного кирпича, плитки "кабанчик"; редких технологий, конструкций и приемов обработки материала |
Редких, новаторских в период создания объекта |
0 |
Редких, малосохранившихся в настоящее время |
0 |
|||
Ценностные характеристики объекта с точки зрения социальной культуры | ||||
20 |
Включенность в научный оборот, общественное внимание к сохранению |
Обобщающие монографии, учебники по истории архитектуры, энциклопедии |
0 |
|
Труды по отдельным проблемам, статьи в научных сборниках, доклады на конференциях |
0 |
|||
21 |
Особое общественное значение (сакральное, мифологическое, дидактическое, туристическое, культурологическое и т.д.) (имеются в виду ценностные характеристики объекта, которые выходят за рамки мемориальной составляющей историко-культурной ценности, например: особое значение объекта для представителей той или иной конфессии (сакральность), связь объекта с литературными произведениями или мифологическими источниками, ценность с точки зрения возможной музеефикации, использования как объекта туристического показа, включения в образовательный процесс. В каждом отдельном случае констатация наличия ценности по данному критерию требует обоснования) Исторические постройки Московской Окружной железной дороги, в том числе полуказарма на станции "Ростокино", представляют собой ценность с точки зрения туристического показа, а также включения в образовательный процесс |
10 |
||
Итого: 209 баллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента культурного наследия г. Москвы от 19 апреля 2016 г. N 247 "О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного по адресу: просп. Мира, д. 191, стр. 1, в перечень выявленных объектов культурного наследия города Москвы"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента культурного наследия г. Москвы от 10 февраля 2017 г. N 90