В соответствии с пунктом 2 статьи 83 и пунктом 4 статьи 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийской экономический совет решил:
Утвердить прилагаемую Концепцию формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
Концепция
формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза
(утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. N 7)
I. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в целях реализации пункта 2 статьи 83 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор).
Настоящая Концепция направлена на обеспечение формирования государствами - членами Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) общего рынка газа Союза, предусматривающего:
взаимную торговлю газом между участниками общего рынка газа Союза;
транспортировку газа, принадлежащего участникам общего рынка газа Союза и предназначенного для поставки потребителям газа на общем рынке газа Союза, по газотранспортным системам.
Формирование общего рынка газа Союза является неотъемлемой частью экономической интеграции в рамках Союза и направлено на обеспечение благоприятных условий для свободного движения товаров, услуг, технологий и капиталов между государствами-членами.
Формирование общего рынка газа Союза осуществляется с учетом:
обязательств государств-членов, определяемых международными договорами;
особенностей функционирования и развития газовых рынков государств-членов;
первоочередного обеспечения внутренних потребностей в газе государств-членов;
законодательства государств-членов;
международного опыта формирования общих рынков газа.
II. Определения
Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:
"внутренние потребности в газе" - объемы газа, необходимые для потребления на территории каждого из государств-членов;
"внутренний рынок газа государства-члена" - совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов на территории государства-члена в сфере транспортировки и поставки газа, действующих на основании законодательства государства-члена;
"газ" - горючая смесь газообразных углеводородов и других газов, состоящая в основном из метана и транспортируемая в сжатом газообразном состоянии по газотранспортным системам;
"газотранспортные системы" - сооружения для транспортировки газа, включающие магистральные газопроводы и связанные с ними единым технологическим процессом объекты, кроме газораспределительных сетей;
"доступ к газотранспортным системам" - предоставление права использования газотранспортных систем, управляемых субъектами естественных монополий государств-членов, для транспортировки газа;
"инфраструктурные организации" - операторы газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, и операторы биржевых торгов;
"транспортировка и поставка газа между государствами-членами" - транспортировка и поставка газа с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
"общий рынок газа Союза" - совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами;
"оператор биржевых торгов" - юридическое лицо, оказывающее услуги по осуществлению биржевой оптовой торговли газом на территории государства-члена и обеспечивающее исполнение договоров, заключенных при осуществлении данной торговли, путем взаимодействия с операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;
"оператор газотранспортной системы" - юридическое лицо, являющееся собственником газотранспортной системы или владеющее газотранспортной системой на ином законном основании и осуществляющее оперативно-диспетчерское управление газотранспортной системой, транспортировку газа по газотранспортной системе;
"поставка газа" - передача газа от поставщика газа потребителю газа на установленных соответствующим договором условиях;
"поставщик газа" - юридическое лицо, осуществляющее поставку газа на территориях государств-членов;
"потребитель газа" - юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства-члена и приобретающее газ для собственных, производственных или иных хозяйственных нужд;
"свободные мощности" - технологически возможные свободные мощности магистральных газопроводов государств-членов, определяемые в соответствии с едиными правилами доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов;
"субъекты общего рынка газа Союза" - участники общего рынка газа Союза и инфраструктурные организации, обеспечивающие функционирование общего рынка газа Союза;
"транспортировка газа" - перемещение газа по газотранспортной системе от пункта приема до пункта сдачи или передачи газа в другие газотранспортные системы;
"услуги по транспортировке газа" - услуги по перемещению газа по газотранспортным системам.
"участники общего рынка газа Союза" - поставщики газа и потребители газа, зарегистрированные на территориях государств-членов и при необходимости уполномоченные государством-членом на поставку и (или) покупку газа на общем рынке газа Союза.
Иные понятия используются в настоящей Концепции в значениях, определенных Договором.
III. Цели, принципы и задачи формирования общего рынка газа Союза
Основными целями формирования общего рынка газа Союза являются:
повышение энергетической безопасности государств-членов;
повышение надежности, доступности и качества газоснабжения потребителей газа на территориях государств-членов;
повышение экономической эффективности использования газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов.
Формирование общего рынка газа Союза осуществляется в соответствии с основными принципами формирования общих рынков энергетических ресурсов, указанными в пункте 1 статьи 79 Договора, и основными принципами формирования общего рынка газа Союза, указанными в пункте 3 Протокола о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики (приложение N 22 к Договору).
Формирование общего рынка газа Союза основывается на развитии внутренних рынков газа государств-членов и предусматривает:
обеспечение внутренних потребностей в газе государства-члена за счет ресурсов газа, добываемых и (или) приобретаемых на территории этого государства-члена, на территориях других государств-членов и при необходимости на территориях третьих государств, при этом объемы, цена продажи газа и тарифы на услуги по его транспортировке, а также коммерческие и иные условия транспортировки газа определяются гражданско-правовыми договорами между хозяйствующими субъектами государства-члена в соответствии с законодательством государства-члена;
право государства-члена принимать необходимые регулятивные меры на внутреннем рынке газа государства-члена в случае угрозы экономической или энергетической безопасности государства-члена.
Формирование общего рынка газа Союза требует решения следующих основных задач:
обеспечение недискриминационного доступа участников общего рынка газа Союза к общему рынку газа Союза;
создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции между участниками общего рынка газа Союза в сфере поставки газа на общем рынке газа Союза;
переход к рыночным механизмам ценообразования в отношении газа на общем рынке газа Союза;
рассмотрение вопросов использования национальных валют в расчетах за газ;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие газотранспортных систем государств-членов, включая реализацию совместных проектов;
недискриминационное и прозрачное распределение между участниками общего рынка газа Союза свободных мощностей газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов и используемых для транспортировки газа между государствами-членами, в соответствии с едиными правилами доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов;
унификация норм и стандартов на газ государств-членов и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;
обеспечение информационного обмена на основе информации, включающей в себя сведения о внутреннем потреблении газа, а также о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов, в том числе об оптовых ценах на газ, тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам.
IV. Этапы формирования общего рынка газа Союза
Формирование общего рынка газа Союза осуществляется в 3 этапа путем выполнения мероприятий программы формирования общего рынка газа Союза, предусмотренной статьями 83 и 104 Договора.
Решения о переходе к очередному этапу и о его содержании принимаются Высшим Евразийским экономическим советом на основании согласованных предложений государств-членов.
Первый этап (до 2020 года) характеризуется решением следующих основных задач:
гармонизация законодательства государств-членов в области регулирования общего рынка газа Союза;
обеспечение доступности и полноты раскрытия информации о свободных мощностях газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;
унификация норм и стандартов на газ государств-членов и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;
создание системы информационного обмена на основе информации, включающей в себя сведения о внутреннем потреблении газа, а также о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов, в том числе об оптовых ценах на газ, тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам;
разработка и согласование единых правил доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов;
установление согласованного уполномоченными органами государств-членов порядка осуществления биржевой торговли газом на общем рынке газа Союза;
формирование индикативного (прогнозного) баланса газа Союза;
выявление инфраструктурных ограничений при транспортировке газа между государствами-членами и разработка предложений по их устранению.
Второй этап (до 2021 года) характеризуется решением следующих основных задач:
обеспечение функционирования одной или нескольких товарных бирж на территории Союза, на которых могут осуществляться торги газом;
обеспечение недискриминационного доступа участников общего рынка газа Союза к биржевым торгам газом на товарных биржах государств-членов;
обеспечение доступа участников общего рынка газа Союза к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов, в целях транспортировки и поставки газа между государствами-членами с учетом согласованного индикативного (прогнозного) баланса газа Союза;
использование различных механизмов, в том числе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа, для развития мощностей газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;
увеличение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов государств-членов на общем рынке газа Союза, в том числе посредством реализации совместных инфраструктурных проектов;
проведение консультаций государств-членов по вопросам транспортировки и поставки газа в третьи государства по направлениям поставки, в которых государства-члены конкурируют или потенциально могут конкурировать между собой.
Третий этап (не позднее 1 января 2025 г.) характеризуется следующими основными признаками:
вступление в силу международного договора в рамках Союза о формировании общего рынка газа Союза;
обеспечение свободных поставок газа, приобретенного по прямым договорам или на биржевых торгах, между участниками общего рынка газа Союза в требуемых объемах и направлениях;
поддержание рыночных цен, обеспечивающих коммерческую рентабельность продажи газа на общем рынке газа Союза;
принятие государствами-членами согласованного решения о переходе к равнодоходным ценам на газ на территориях государств-членов.
V. Структура торговли газом на общем рынке газа Союза
Торговля газом на общем рынке газа Союза осуществляется в следующих формах:
заключение прямых договоров на поставку газа между участниками общего рынка газа Союза;
проведение биржевых торгов.
При заключении прямых договоров на поставку газа между участниками общего рынка газа Союза стороны договоров согласуют с операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, технические возможности и условия транспортировки газа.
Биржевые торги газом осуществляются участниками общего рынка газа Союза на товарных биржах государств-членов, а также могут осуществляться (в случаях создания) на межгосударственной бирже Союза. Необходимость и условия создания и функционирования межгосударственной биржи Союза определяются государствами-членами.
Государство-член определяет целесообразность осуществления биржевых торгов газом на товарных биржах государств-членов, а также число товарных бирж государства-члена, на которых могут осуществляться биржевые торги газом.
Участники общего рынка газа Союза имеют равные права доступа к биржевым торгам газом на общем рынке газа Союза.
Биржевые торги газом на общем рынке газа Союза включают в себя:
торги физическими объемами газа с различными сроками поставки газа;
торги производными финансовыми инструментами в сфере поставки газа.
Биржевые торги газом в государствах-членах осуществляются в соответствии с согласованным уполномоченными органами государств-членов порядком осуществления биржевой торговли газом на общем рынке газа Союза.
Операторы биржевых торгов газом согласовывают с операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, технические возможности и условия транспортировки газа, в отношении которого на товарной бирже государства-члена была или будет осуществлена операция купли-продажи.
Государства-члены вырабатывают и принимают единые технические стандарты на газ, в отношении которого проводятся торги на товарных биржах государств-членов.
VI. Механизмы тарифообразования в отношении услуг по транспортировке газа
Тарифообразование в отношении услуг по транспортировке газа осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов.
Тарифообразование в отношении услуг субъектов естественных монополий газовой отрасли государств-членов должно исходить из соблюдения баланса интересов потребителей газа, поставщиков газа и субъектов естественных монополий государств-членов, обеспечивающего доступность оказываемых услуг и надлежащий уровень их качества для потребителей, эффективное функционирование и развитие субъектов естественных монополий.
VII. Механизмы привлечения инвестиций
Государства-члены создают на своей территории благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности в газовой отрасли, включая реализацию совместных проектов.
Государства-члены совместно определяют и осуществляют проекты, представляющие для них общий интерес, в том числе обеспечивающие развитие мощностей межгосударственных магистральных газопроводов и технологически взаимосвязанных с ними объектов на основе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа. Государства-члены, на территориях которых осуществляются такие проекты, обеспечивают необходимую для их реализации регуляторную поддержку.
VIII. Техническое регулирование
В государствах-членах обеспечивается унификация технических норм и стандартов, связанных с функционированием газовой отрасли, в соответствии с разделом X Договора.
IX. Мониторинг и информационное обеспечение общего рынка газа Союза
Мониторинг функционирования общего рынка газа Союза и информационное обеспечение общего рынка газа Союза реализуются в рамках интегрированной информационной системы Союза, создаваемой в соответствии с пунктом 3 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору).
Обмен технологической информацией между операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, и операторами биржевых торгов осуществляется в объеме, необходимом для обеспечения бесперебойной транспортировки и поставки газа на общем рынке газа Союза.
Государства-члены проводят согласованные меры по повышению прозрачности и раскрытию информации операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов.
X. Регулирование общего рынка газа Союза
Регулирование общего рынка газа Союза осуществляется в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов и включает в себя:
регулирование деятельности субъектов естественных монополий;
антимонопольное регулирование;
таможенно-тарифное регулирование;
техническое регулирование;
регулирование биржевых торгов газом.
Органами регулирования общего рынка газа Союза являются:
органы Союза;
государственные органы государств-членов, уполномоченные осуществлять реализацию государственной политики и регулирование в сфере транспортировки и поставки газа;
органы общего рынка газа Союза (советы руководителей государственных органов государств-членов, рабочие группы, специальные комиссии), которые могут быть сформированы для обеспечения взаимодействия государственных органов государств-членов, участников общего рынка газа Союза и инфраструктурных организаций общего рынка газа Союза.
Государства-члены осуществляют взаимодействие в целях формирования и функционирования общего рынка газа Союза.
Взаимодействие государственных органов государств-членов, уполномоченных на реализацию государственной политики и регулирование в сфере транспортировки и поставки газа, между собой и с Евразийской экономической комиссией осуществляется по следующим основным направлениям:
разработка нормативных правовых актов государств-членов и актов органов Союза, регулирующих общий рынок газа Союза;
разработка индикативных (прогнозных) балансов газа Союза;
гармонизация законодательства государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов в соответствии с актами, регулирующими общий рынок газа Союза;
анализ данных мониторинга функционирования общего рынка газа Союза;
применение единых правил доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов.
В целях координации работы в рамках общего рынка газа Союза инфраструктурные организации осуществляют взаимодействие между собой.
Взаимодействие операторов газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, осуществляется по следующим направлениям:
информационный обмен технологической информацией, необходимой для обеспечения бесперебойной транспортировки и поставки газа на общем рынке газа Союза;
согласование графиков ремонтов элементов газотранспортных систем, влияющих на пропускную способность и надежность работы межгосударственных магистральных газопроводов, используемых при взаимной торговле газом между участниками общего рынка газа Союза;
взаимное информирование о планах развития газотранспортных систем, влияющих на взаимную торговлю газом между участниками общего рынка газа Союза.
XI. Акты, регулирующие общий рынок газа Союза
Систему актов, регулирующих общий рынок газа Союза, составляют:
международный договор в рамках Союза о формировании общего рынка газа Союза, заключаемый государствами-членами в соответствии с пунктом 3 статьи 83 и пунктом 5 статьи 104 Договора;
акты органов Союза, разрабатываемые в соответствии с программой формирования общего рынка газа Союза, предусмотренной пунктом 2 статьи 83 и пунктом 4 статьи 104 Договора, и регулирующие деятельность субъектов общего рынка газа Союза;
нормативные правовые акты государств-членов.
Перечень, последовательность и сроки разработки актов, регулирующих общий рынок газа Союза, определяются Договором, разделом IV настоящей Концепции и разрабатываемой на ее основе программой формирования общего рынка газа Союза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция формирования общего рынка газа ЕАЭС.
Предусматриваются 3 этапа: до 2020 г., до 2021 г., не позднее 01.01.2025 г.
На первом планируются гармонизация законодательства, унификация норм и стандартов на газ, создание системы информационного обмена, разработка и согласование единых правил доступа к газотранспортным системам, установление согласованного порядка биржевой торговли газом на общем рынке ЕАЭС, формирование индикативного (прогнозного) баланса газа ЕАЭС, выявление инфраструктурных ограничений при транспортировке газа.
На втором предусматриваются обеспечение функционирования одной или нескольких товарных бирж, где могут осуществляться торги газом, обеспечение доступа участников общего рынка к газотранспортным системам, увеличение инвестиционной активности и др.
На третьем планируются вступление в силу международного договора в рамках ЕАЭС о формировании общего рынка газа, обеспечение между участниками общего рынка свободных поставок в требуемых объемах и направлениях, поддержание рыночных цен, обеспечивающих коммерческую рентабельность, принятие странами ЕАЭС согласованного решения о переходе к равнодоходным ценам на газ.
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. N 7 "О Концепции формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза"
Текст решения опубликован на официальном сайте Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion.org) 1 июня 2016 г.