Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению мэра
г. Новосибирска
от 17 мая 2004 г. N 2801-р
Городская целевая программа
"Информатизация муниципальной системы образования
г. Новосибирска на 2004-2007 годы"
Паспорт программы
Наименование - Городская целевая программа "Информатизация
программы муниципальной системы образования
г. Новосибирска на 2004-2007 годы"
По-видимому, в тексте следующего абзаца допущена опечатка. Дату распоряжения Правительства РФ N 1756-Р следует читать как "29.12.2001"
Нормативно-правовая - Распоряжение Правительства Российской Федерации
база программы от 29.12.2002 N 1756-р "О концепции
модернизации российского образования на период
до 2010 года", решение городского Совета от
21.01.2004 N 348 "О концепции модернизации
муниципальной системы образования г.
Новосибирска на 2007-2010 годы", Федеральная
целевая программа "Развитие единой
образовательной-информационной среды (2001 -
2005 годы)", утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от
28.08.2001 N 630, постановление мэра от
29.12.2000 N 2525 "Об информатизации
муниципалитета г. Новосибирска", решение
городского Совета от 31.10.2001 N 70 "Об
утверждении "Городской целевой программы
"Электронный Новосибирск" на 2002-2006 годы"
Заказчик программы - Мэрия Новосибирска
Соисполнители - Управление образованием мэрии, управление связи
программы и информатизации мэрии, управление финансов и
налоговой политики мэрии, Институт электронных
программно-методических средств обучения
Российской академии образования, Институт
систем информатики СО РАН имени академика
А.П.Ершова, Новосибирский государственный
педагогический университет, Новосибирский
институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Сроки реализации - 2004-2007 годы
программы
Цель и задачи - Совершенствование учебно-воспитательного
программы процесса, повышение качества образования на
основе использования новых информационных
технологий. Формирование информационной
культуры всех участников образовательного
процесса. Развитие единой информационной
образовательной среды муниципальной системы
образования г. Новосибирска
Основные направления - Разработка и внедрение эффективной модели
программы организации процесса информатизации в
муниципальных учреждениях образования,
включающей информационно-методическое, кадровое
и материально-техническое обеспечение.
Формирование и апробация инновационных подходов
к информатизации всех видов и типов
образовательных учреждений. Оснащение
образовательных учреждений современными
электронными учебными материалами. Подготовка
педагогических кадров к освоению и эффективному
внедрению информационных и коммуникационных
технологий в образовательный процесс.
Обеспечение образовательных учреждений
средствами информационных и коммуникационных
технологий
Ожидаемые конечные - Повышение качества образования и уровня
результаты реализации информационной культуры участников
программы образовательного процесса на основе
использования современных информационных
технологий. Развитие индивидуальных и
творческих способностей учащихся на основе
интеграции личностно-ориентированных
педагогических и информационных технологий.
Создание единой информационной образовательной
среды города Новосибирска
Система организации - Контроль реализации программы осуществляет
контроля за департамент образования, культуры, спорта и
исполнением программы молодежной политики мэрии, управление связи и
информатизации мэрии
Объемы финансирования - первый этап (2004 год):
программы бюджет города - 4,0 млн. рублей;
привлеченные средства - 4,0 млн. рублей;
второй этап (2005 год):
бюджет города - 5,0 млн. рублей;
привлеченные средства - 5,0 млн. рублей;
третий этап (2006 год):
бюджет города - 6,0 млн. рублей;
привлеченные средства - 5,0 млн. рублей;
четвертый этап (2007 год):
бюджет города - 7,0 млн. рублей;
привлеченные средства - 5,0 млн. рублей
1. Состояние проблемы
Изменения, происходящие в современном российском обществе, непосредственно влияют на сферу образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений государственной информационной политики Российской Федерации, а также определяющим условием модернизации образовательной системы.
За период реализации Городской целевой программы "Информатизация образования г. Новосибирска на 1999-2003 гг.", утвержденной постановлением мэра от 23.12.99 N 1782, сделаны значительные шаги в области применения современных информационных технологий в системе образования города. На условиях софинансирования и в рамках Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной-информационной среды на 2001-2005 гг." в 2002-2003 гг. значительно улучшена материальная база школ:
Год | Коли- чество компь- ютеров |
Количест- во мультиме- дийных проекто- ров |
Федеральный бюджет |
Бюджет города | Привлеченные средства |
Итого | |||
% | Сумма, тыс. рублей |
% | Сумма, тыс. рублей |
% | Сумма, тыс. рублей |
||||
2002 | 596 | 52 | 40 | 7000,0 | 23 | 4000,0 | 37 | 6500,0 | 17500,0 |
2003 | 597 | 53 | 46 | 6116,0 | 22 | 3000,0 | 32 | 4200,0 | 13316,0 |
Всего | 1193 | 105 | 43 | 13116,0 | 23 | 7000,0 | 34 | 10700,0 | 30816,0 |
Приобретено более 100 компьютерных классов, 105 мультимедийных проекторов (47 % школ), сетевое оборудование, принтеры, модемы и программное обеспечение учебного назначения. В 2003 году компьютерными классами оснащены все школы-интернаты города, установлены компьютеры в детских домах.
В городе Новосибирске на один компьютер приходится 49 учащихся, (в 2002 году - 132 учащихся). Среднероссийский показатель - около 100 учащихся на один компьютер (в 2002 году - 250 учащихся).
Создана городская экспериментальная площадка по внедрению информационных технологий, объединяющая 13 базовых школ и Городской Центр информатизации "Эгида". Для координации работы в управления (отделы) образования администраций районов города введены должности методистов по информационным технологиям.
В ряде школ города накоплен положительный опыт организации образовательного процесса с применением современных информационных технологий.
Построение качественно нового образовательного процесса на основе эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в обучении и воспитании школьников подтверждает опыт функционирования новосибирских школ - экспериментальных площадок Российской академии образования, аккредитованных при Институте электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования.
Необходимым условием эффективной организации процесса информатизации является кадровое обеспечение. Так, в течение 2001-2003 годов прошли обучение более 3,5 тыс. управленческих и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города.
Таким образом, созданы предпосылки и условия для перехода к новому этапу информатизации муниципальной системы образования города.
Наряду с этим существует ряд трудностей, влияющих на развитие процессов информатизации.
Отношение к роли и месту компьютера в образовательной среде сегодня пересматривается с учетом подготовленности кадров, материально-технической оснащенности каждого образовательного учреждения. Использование современных технологий требует непрерывного повышения квалификации и переподготовки 17,0 тыс. педагогических работников муниципальной системы образования. В ряде образовательных учреждений города используется "морально" устаревшая техника (компьютеры на базе процессоров 286 - 486).
Получение качественно новых результатов и решение обозначенных проблем информатизации образовательного пространства города связано с формированием у всех участников образовательного процесса четких представлений о целях и задачах информатизации муниципальной системы образования и механизма их достижения.
Результатом реализации Городской целевой программы "Информатизация муниципальной системы образования г. Новосибирска на 2004-2007 годы" (далее по тексту - программа) должно стать совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества образования на основе эффективного использования информационных и коммуникационных технологий. Залогом успеха в этом, с учетом специфики города Новосибирска, является интеграция науки и образования.
Реализация основных направлений программы позволит осуществить в образовательных учреждениях г. Новосибирска следующие позитивные изменения:
создание открытой информационной среды;
развитие у каждого учащегося собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для дифференциации учебного процесса, организация эффективной познавательной деятельности учащихся;
формирование навыков работы в информационной среде;
формирование навыков работы с удаленными информационными ресурсами;
расширение условий для эффективной воспитательной работы;
совершенствование форм и методов подготовки учителя к осуществлению профессиональной деятельности на современном уровне;
организация эффективного управления образовательной системой на всех уровнях;
создание условий для поэтапного перехода образовательных учреждений на систему казначейского исполнения бюджета.
2. Термины и понятия, используемые при разработке программы
Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования современных информационных технологий.
Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Информатизация, основанная на активном использовании в учебном процессе информационных технологий, позволяет значительно расширить область самостоятельной работы школьников, обеспечить высокую активность их работы с учебными материалами, что существенно повышает качество образования.
Информатизация школы - процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию в условиях расширенного доступа к информации.
Участники образовательного процесса - дети, педагогические работники, родители (законные представители).
Информационная культура - компонент общей культуры современного человека, отражающий достигнутый им уровень организации работы с информацией, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, представления и использования информации, а также способности к целостному видению мира и предвидения последствий принимаемых решений; умение и потребность человека работать с информацией средствами современных информационных технологий.
Единое информационное образовательное пространство (среда) - основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами информационное обеспечение учащихся, учителей, родителей, администрацию учебных заведений и общественность. Подобная среда нацелена на информационную поддержку учебного процесса и управления учебным заведением, на информирование всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, а также о внеучебных мероприятиях.
Информационно-образовательный портал - web-сайт, предназначенный для представления интегрированной информации, содержащий ряд серверных служб (новости, поиск информации на сайте, образовательные услуги, образовательные форумы, базы данных, коллекции ссылок по тематикам и т. д.).
Дистанционное обучение - совокупность современных педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств, обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей учебного заведения. Дистанционная форма обучения не регламентирует временные и территориальные требования к реализации учебного процесса.
Медиатека - компьютеризированный центр, имеющий условия для хранения наборов CD/DVD дисков по разнообразной тематике и просмотра пользователями с целью самообразования представленной на них информации.
Мультимедийный класс - кабинет, оснащенный комплектом проекционного оборудования и компьютерной техникой, позволяющий проводить интерактивные занятия с использованием мультимедийных и коммуникационных технологий по различным учебным дисциплинам.
3. Цель программы
3.1. Реализация государственной политики в области информатизации системы образования. Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Повышение качества образования на основе использования современных информационных технологий, развитие единой информационной образовательной среды города Новосибирска.
3.2. Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса муниципальной системы образования города Новосибирска.
3.3. Обеспечение эффективного использования средств информатизации и коммуникации в муниципальных учреждениях образования.
4. Задачи программы
4.1. Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий в учебной и внеурочной работе с учащимися.
4.1.1. Внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий.
4.1.2. Обеспечение возможности создания для каждого учащегося собственной образовательной траектории, формирование навыков работы в информационной среде для личностного развития ребенка и его успешной социализации в обществе.
4.1.3. Повышение уровня доступности образования, в том числе детей с ограниченными возможностями.
4.1.4. Создание муниципальной системы дистанционного обучения.
4.2. Создание условий для внедрения информационных технологий в муниципальную систему образования.
4.2.1. Кадровое обеспечение процессов информатизации на всех уровнях системы муниципального образования, подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
4.2.2. Формирование и развитие специализированной инфраструктуры муниципальной системы образования с целью предоставления информационных и коммуникационных услуг образовательным учреждениям.
4.2.3. Повышение эффективности управления муниципальной системой образования на основе информационных технологий.
4.2.4. Научное и информационно-методическое обеспечение образовательных учреждений.
4.2.5. Создание и развитие школьных медиатек.
4.2.6. Создание условий для поэтапного перехода образовательных учреждений на систему казначейского исполнения бюджета, включающее оснащение необходимыми программными и техническими средствами, дополнительное обучение пользователей (бухгалтеров и экономистов).
4.2.7. Обеспечение технического обслуживания компьютерной техники в образовательных учреждениях.
4.3. Дальнейшее оснащение образовательных учреждений всех типов и видов компьютерной техникой и программным обеспечением, модернизация и замена устаревшего оборудования, обеспечение доступа к глобальным информационным ресурсам на основе программ информатизации органов управления образования администраций районов города.
4.4. Создание муниципального образовательного информационного портала, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей педагогов и школьников, позволяющего наиболее полно представить муниципальную систему образования в мировой глобальной сети, привлечь интерес российской и мировой общественности к городу Новосибирску. Обеспечение доступа педагогических работников к информационным образовательным ресурсам (базам данных, периодическим изданиям, методическим материалам).
4.5. Участие муниципальной системы образования на условиях долевого финансирования в реализации Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной-информационной среды (2001-2005 годы)".
5. Направления реализации программы
5.1. Создание условий для формирования у каждого учащегося собственной образовательной траектории, информационной культуры и навыков работы в информационной среде для успешной социализации в обществе.
5.2. Разработка и внедрение эффективной модели организации процесса информатизации в муниципальных учреждениях образования посредством реализации основных концептуальных положений "Информатизация общеобразовательной системы города Новосибирска", разработанных Сибирским институтом образовательных технологий Российской академией образования (авторы Молоков Ю.Г., Молокова А.В.), разработка и реализация Проекта "Открытая информационная среда школы" и "Концепции информатизации начальной школы", разработка критериев и технологии экспертной оценки эффективности информатизации школы.
5.3. Формирование и апробация инновационных подходов к информатизации всех видов и типов образовательных учреждений на основе развития опытно-экспериментальной работы по основным направлениям информатизации школы на базе сети экспериментальных площадок Российской академии образования, а также распространение опыта отдельных школ города. Создание банка данных инновационного программно-методического обеспечения, распространение опыта информатизации образовательного процесса.
5.4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс системы дистанционного образования.
5.5. Оснащение образовательных учреждений современными электронными учебными материалами, обеспечивающими проникновение информационных технологий в образовательный процесс.
5.6. Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением.
5.7. Развитие единой информационной образовательной среды на основе оптоволоконной сети муниципалитета, включая создание городского образовательного портала, для обеспечения доступа муниципальных образовательных учреждений к информационно-образовательным ресурсам.
5.8. Развитие системы электронных библиотек и медиатек для использования информационных, технических и кадровых ресурсов Российской академии образования, Сибирского отделения Российской академии наук и вузов г. Новосибирска (по согласованию), предприятий, учреждений города и иных общественных организаций.
5.9. Подготовка педагогических кадров к освоению и эффективному внедрению информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс.
5.10. Развитие городского центра информатизации образования, городской экспериментальной площадки по внедрению информационных технологий в муниципальной системе образования, районных ресурсных центров с целью оказания консультационной, методической и технической поддержки образовательных учреждений всех видов и типов.
5.11. Оснащение органов управления образованием, образовательных учреждений средствами информационных и коммуникационных технологий, создание мультимедийных классов.
5.12. Управление учреждениями муниципальной системы образования на основе развития информационной системы взаимодействия всех уровней управления и единой оптоволоконной сети муниципалитета (электронный документооборот, мониторинг образовательного процесса, база данных и система отчетности).
6. Срок и механизмы реализации программы
Срок реализации программы 2004-2007 годы.
Выполнение мероприятий программы, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса на повышение качества образования, предусматривается в соответствии с их приоритетностью.
На всех этапах реализации соисполнителями программы осуществляется научно-методическое сопровождение процесса информатизации муниципальной системы образования г. Новосибирска.
Координацию деятельности всех соисполнителей программы осуществляет управлением образованием мэрии совместно с управлением связи и информатизации мэрии.
Решение поставленных задач осуществляется через комплекс программных мероприятий, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех этапах реализации.
7. Ожидаемые результаты
Совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества образования на основе использования новых информационных технологий. Развитие у каждого учащегося собственной образовательной траектории, формирование навыков работы в информационной среде для успешной социализации личности ребенка в обществе.
Создание единой информационной образовательной среды г. Новосибирска, обеспечивающей развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Совершенствование форм и методов подготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров в области применения инновационных технологий в условиях информатизации образовательного процесса.
Повышение эффективности управления муниципальной системой образования г. Новосибирска.
Переход образовательных учреждений на систему казначейского исполнения бюджета.
8. Контроль за реализацией программы
Заказчиком программы является мэрия Новосибирска. Управление образованием мэрии осуществляет координацию деятельности всех соисполнителей программы.
Контроль за выполнением мероприятий, направленных на повышение качества образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий, осуществляет департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии.
Контроль за выполнением проектных и монтажных работ по созданию корпоративной сети системы муниципального образования осуществляет управлением связи и информатизации мэрии.
Контроль за выполнением приемо-сдаточных работ по созданию корпоративной сети системы муниципального образования осуществляет управление образованием мэрии совместно с управлением связи и информатизации мэрии.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Мэра г. Новосибирска от 17 мая 2004 г. N 2801-р "О Городской целевой программе "Информатизация муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.