Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" утверждена новая редакция Положения о государственных наградах Российской Федерации (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 48 - 50 Положения по решению Комиссии лица, награжденные государственными наградами, могут передавать их на постоянное хранение и для экспонирования в государственные или муниципальные музеи при наличии ходатайства музея, поддержанного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находятся вопросы сохранения культурного наследия, или по ходатайству федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится музей.
Передача государственных наград на постоянное хранение и для экспонирования в государственные или муниципальные музеи осуществляется на основании договора дарения.
Переданные музеям на постоянное хранение и для экспонирования государственные награды не возвращаются.
Государственные награды не могут передаваться на постоянное хранение и для экспонирования негосударственным или музеям иной формы собственности, а также государственным или муниципальным музеям, в которых не созданы необходимые условия для хранения государственных наград.
В случае смерти награжденного лица государственные награды и документы к ним хранятся у наследников. При отсутствии наследников государственные награды и документы к ним подлежат возврату в Администрацию Президента Российской Федерации.
По решению Комиссии государственные награды и документы к ним умершего награжденного лица или лица, награжденного посмертно, могут быть переданы государственным или муниципальным музеям в постоянное пользование и для экспонирования с согласия наследников и при наличии ходатайства музея, поддержанного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находятся вопросы сохранения культурного наследия, или по ходатайству федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится музей.
Государственные награды Российской Федерации и государственные награды СССР, изъятые правоохранительными органами и таможенными органами Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также государственные награды Российской Федерации и государственные награды СССР, владелец которых не установлен, подлежат возврату в Администрацию Президента Российской Федерации. (п. 13 Положения).
Практика показывает, что музеями Российской Федерации не всегда соблюдается порядок приема государственных наград и документов к ним в постоянное пользование: допускаются случаи приема в постоянное пользование наград без разрешения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам.
В связи с этим Министерство культуры Российской Федерации обращает внимание на соблюдение следующего порядка оформления документов при приеме государственных наград и документов к ним в постоянное пользование и включение их в Музейный фонд Российской Федерации:
1. Награжденное лицо или наследник (наследники) награжденных подает на имя директора музея письменное заявление с просьбой о приеме в постоянное пользование в музей государственных наград и документов к ним своего родственника (одного из супругов, отца, матери, сына, дочери и т.д.), при этом передаваемый материал перечисляется попредметно с указанием номеров государственных наград и исходных данных (номер, дата) наградных документов к ним.
Кроме того, в заявлении должна содержаться информация о награжденном: фамилия, имя, отчество (полностью), даты жизни и смерти, краткие биографические данные.
Заявление должно быть подписано всеми прямыми наследниками, чтобы исключить случаи опротестования данного решения кем-либо из наследников.
Если у награжденного только один прямой наследник, в заявлении должно быть указано, что он является единственным наследником и других наследников нет.
В случае, если у награжденного нет прямых наследников, в заявлении следует указать степень родства с награжденным (брат, сестра, племянник и т.д.) и сообщить, что прямых наследников на момент написания заявления у награжденного нет.
При приеме государственных наград трудового коллектива необходимо представить выписку из протокола собрания трудового коллектива, что принято решение о передаче наград в музей.
При приеме государственных наград республик, краев или областей в Комиссию должно быть представлено Постановление правительства региона о передаче данных наград в музей.
2. Заявление наследника (наследников) в установленном порядке рассматривается экспертной фондово-закупочной комиссией музея, решение о приеме предлагаемых наград и документов к ним оформляется протоколом, в котором дается аргументированное обоснование целесообразности приема (музейное, историко-культурное, мемориальное и др. значение наград), составляется список наград и документов к ним (приложение N 1).
3. Протокол ЭФЗК вместе со списком наград и документов к ним, а также с заверенной в установленном порядке копией заявления наследника соответствующим сопроводительным письмом представляется на согласование в вышестоящий орган по подчинению (региональные музеи - в соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры, муниципальные музеи - в администрацию муниципального образования, федеральные музеи - в Министерство культуры Российской Федерации), после чего направляются последними в Комиссию при Президенте Российской Федерации по государственным наградам для решения вопроса о передаче наград и документов к ним в постоянное пользование в музей.
Список направляется на бумажном и электронном носителе, утверждается печатью и подписью директора музея (Приложение).
В представлении в Комиссию при Президенте Российской Федерации по государственным наградам обязательно следует указать информацию об условиях охраны и сохранности государственных наград и документов к ним.
Если государственные награды, принимаемые в музей, содержат драгоценные металлы, необходимо указать, что музей зарегистрирован в государственной инспекции пробирного надзора (указать регистрационный номер).
4. После получения разрешения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам на передачу наград и документов к ним музей составляет договор дарения (пожертвования), оформляет акт приема предметов в постоянное пользование и направляет экземпляр акта приема в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам.
Обращаем внимание, что по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по государственным наградам Минкультуры России не рекомендует выносить на рассмотрение Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам вопросы, связанные с передачей государственных наград в государственные и муниципальные музеи, поступившие в музеи до принятия Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и входящие в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Приложение на 1 л.
|
В.В. Аристархов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственные награды и документы к ним могут быть переданы государственным или муниципальным музеям в постоянное пользование и для экспонирования. Это касается и наград умершего награжденного лица или лица, награжденного посмертно.
Минкультуры России разъяснило, что награжденное лицо или его наследник (наследники) подает на имя директора музея письменное заявление. Передаваемый материал перечисляется попредметно с указанием номеров госнаград и исходных данных (номер, дата) наградных документов к ним. Заявление должно быть подписано всеми прямыми наследниками, чтобы исключить случаи опротестования данного решения кем-либо из наследников.
При приеме госнаград республик, краев или областей должно быть представлено постановление правительства региона о передаче данных наград в музей.
Заявление рассматривается экспертной фондово-закупочной комиссией музея. Решение о приеме предлагаемых наград и документов к ним оформляется протоколом, в котором дается аргументированное обоснование целесообразности приема (музейное, историко-культурное, мемориальное и др. значение наград). Составляется список наград и документов к ним согласно установленной форме. Все документы направляются через вышестоящий орган в комиссию при Президенте РФ по госнаградам.
После принятия комиссией решения о приеме музей составляет договор дарения (пожертвования), оформляет акт приема предметов в постоянное пользование и направляет экземпляр акта приема в Управление Президента РФ по госнаградам.
Письмо Министерства культуры РФ от 1 июня 2016 г. N 181-01-39-ВА "О порядке приема государственных наград и документов к ним в постоянное пользование в государственные и муниципальные музеи"
Текст письма официально опубликован не был