Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 июня 2016 г. N 305-ЭС15-16496 по делу N А41-1378/2015 Суд отменил судебные акты о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок, поскольку суды не учли, что само по себе невнесение земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу РФ земель не свидетельствует о том, что не имелось предусмотренных действовавшим ранее земельным законодательством оснований для отнесения участка к собственности РФ

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Органы местного самоуправления потребовали признать отсутствующим право федеральной собственности на участок.

Как указали истцы, в ЕГРП без законных оснований внесена запись об упомянутом праве на участок из состава земель, госсобственность на которые не разграничена.

Суды двух инстанций разошлись во мнениях.

СК по экономическим спорам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение, пояснив следующее.

Закон о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней закрепляет, что право федеральной, региональной или муниципальной собственности на участок при разграничении госсобственности на землю регистрируется на основании заявления.

Это должно быть заявление исполнительного органа госвласти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. При этом в заявлении указывается основание возникновения права.

В данном деле право федеральной собственности было зарегистрировано с нарушением приведенных требований (по заявлению главы местной администрации без указания основания возникновения права).

Исходя из норм, действовавших как до 01.03.2015, так и после этой даты, орган местного самоуправления имел право распоряжаться спорным участком.

Орган местного самоуправления, распоряжаясь участками, право госсобственности на которые не разграничено, должен действовать не только от своего имени и в своих гражданско-правовых интересах, но также и от имени и в интересах публичных образований других уровней: Российской Федерации и региона.

С учетом этого указанная госрегистрация права, проведенная с нарушением упомянутых требований, нарушает публичные интересы только в случае, если нет оснований, по которым спорный участок мог быть отнесен к федеральной собственности.

Между тем в данном случае нижестоящие суды этот вопрос не выяснили.

Само по себе невнесение участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации земель не свидетельствует о том, что не имелось оснований для отнесения участка к федеральной собственности.


Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 июня 2016 г. N 305-ЭС15-16496 по делу N А41-1378/2015


Текст определения официально опубликован не был