Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 апреля 2016 г. N 03-05-05-02/23696
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о непризнании земельных участков, занимаемых Государственным музеем-заповедником, объектами налогообложения по земельному налогу в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 389 Кодекса определены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения земельным налогом.
Так, на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1487, определено, что к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (далее - особо ценные объекты) относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. N 1143 особо ценные объекты включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, депозитарием которого является Минкультуры России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2009 N 1089 Федеральное государственное учреждение культуры включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Одновременно обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
На основании пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия.
Учитывая изложенное, полагаем, что положение подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса должно распространяться в отношении земельных участков, занятых Государственным музеем-заповедником, внесенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и на которые выданы соответствующие паспорта объектов культурного наследия.
Данная позиция согласуется с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2015 г. N 310-КГ15-10792.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос, признаются ли земельные участки, занимаемые Государственным музеем-заповедником, объектами обложения по земельному налогу.
В силу НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Как пояснил Минфин России, указанное положение НК РФ должно распространяться в отношении участков, которые заняты Государственным музеем-заповедником, внесены в единый госреестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России и на которые выданы соответствующие паспорта объектов культурного наследия.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 апреля 2016 г. N 03-05-05-02/23696
Текст письма официально опубликован не был