Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 мая 2016 г. N 03-07-03/25574
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение с предложениями по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации, и сообщает.
В отношении уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций по методу оплаты, то есть при поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу предприятия
В настоящее время согласно пункту 1 статьи 167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость признается наиболее ранняя из дат: день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо день их оплаты (частичной оплаты). При этом на основании норм статьи 172 Кодекса налогоплательщики имеют право до отгрузки произведенных товаров (выполнения работ, оказания услуг) принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), независимо от их оплаты.
Принятие предложения об изменении указанного порядка определения момента определения налоговой базы и установлении момента определения налоговой базы как день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) приведет к нарушению целостности системы налога на добавленную стоимость, поскольку налог, предъявленный указанными налогоплательщиками-продавцами по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), будет по-прежнему приниматься покупателями к вычету независимо от его оплаты продавцам, то есть в большинстве случаев до уплаты продавцами налога в бюджет.
Таким образом, принятие положительного решения по данному вопросу приведет к потерям федерального бюджета и негативно отразится на выполнении принятых обязательств по финансированию расходов бюджета.
Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии со статьей 247 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса объектом налогообложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях Кодекса признается для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Изменения относительно момента определения дохода с метода начисления на метод оплаты без соответствующих изменений в порядке определения расходной составляющей приведет к занижению налоговой базы и как следствие к снижению поступления налога на прибыль организаций в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, указанное предложение не поддерживается.
В отношении замены налога на добавленную стоимость налогом с продаж
Вопрос целесообразности введения налога с продаж, включая возможность его введения в отдельных субъектах Российской Федерации, рассматривался в 2013 году в рамках деятельности экспертной группы по развитию налоговой системы, созданной по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева при участии заинтересованных федеральных органов (в том числе Минфина России и Минэкономразвития России). При этом по итогам деятельности данной экспертной группы сделан вывод, что налог на добавленную стоимость по большинству параметров является более приемлемым налогом, чем налог с продаж по ряду причин.
Так, в частности, налог на добавленную стоимость нейтрален к международной торговле, предпринимательским интересам, позволяет более эффективно осуществлять налогообложение услуг, а главное - обладает большей устойчивостью к злоупотреблениям при его уплате, так как имеет встроенные механизмы противодействия мошенническим схемам.
Кроме того, вопрос о введении налога с продаж рассматривался в 2014 году и Правительством Российской Федерации принято решение о нецелесообразности введения указанного налога.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о возможности уплаты НДС и налога на прибыль по методу оплаты, то есть при поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу предприятия.
Указанное предложение в отношении НДС приведет к потерям федерального бюджета и негативно отразится на выполнении принятых обязательств по финансированию расходов бюджета.
Изменения относительно момента определения дохода по налогу на прибыль с метода начисления на метод оплаты без соответствующих изменений в порядке определения расходной составляющей приведет к занижению налоговой базы и к снижению поступления налога в бюджеты бюджетной системы.
Также не поддерживается предложение о замене НДС налогом с продаж.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 мая 2016 г. N 03-07-03/25574
Текст письма официально опубликован не был