Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Медиа Ферст Интернешнл" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Конкурсной комиссией, Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке и оказанию услуг по реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня информированности граждан Российской Федерации по вопросам профилактики ВИЧ, вирусных гепатитов B и C в 2016 году (номер извещения 0195100000216000073) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Конкурсной комиссией, Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.03.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 137 000 000 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.04.2016;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) на основании пункта 2 части 1 статьи 55 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе);
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 28.04.2016 N ПРО1 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: "Заявка участника закупки не соответствует требованиям подпункта 5 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и пункта 5.2.3.4. части 5.2.3. "Заявка на участие в конкурсе должна содержать" раздела 5 "Инструкция по подготовке и заполнению заявок на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации (Отсутствует документ, подтверждающий обеспечение заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В заявке участника открытого конкурса представлена копия банковской гарантии.
(подпункт "в" пункта 4.9.4 раздела 4 "Порядок проведения конкурса и заключения государственного контракта" и часть 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ)".
Согласно пункту 5.2.3.4 Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие обеспечение заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Комиссия, изучив заявку Заявителя, представленную представителями Заказчика на заседание Комиссии, установила, что в заявке Заявителя в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе представлена копия банковской гарантии, заверенная Заявителем.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при наступлении случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе, когда Заказчик вправе взыскать средства, внесенные в качестве обеспечения заявки участника закупки путем предоставления банковской гарантии, взыскание таких средств бенефициаром (Заказчиком) возможно только при наличии оригинала такой банковской гарантии.
Вместе с тем, обеспечение заявки на участие в закупке путем предоставления копии банковской гарантии законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено.
Таким образом, Конкурсной комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в составе заявки, в случае обеспечения заявки на участие в Конкурсе путем внесения денежных средств на счет Заказчика, факт внесения участником закупки таких денежных средств подтверждается платежным поручением с отметкой банка, или заверенным банком копии этого платежного поручения.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Пунктами 3.1.7, 5.2.3.1, 5.6.6 Конкурсной документации установлены требования о том, что 5.6.6. "все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника конкурса (для юридических лиц) и подписаны участником конкурса или лицом, уполномоченным таким участником конкурса", а также, что в случае, если от имени участника конкурса действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника конкурса, заверенную печатью участника конкурса и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности.
Следовательно, установленные Заявителем в Конкурсной документации, требования о необходимости заверять печатью участника Конкурса (для юридического лица) доверенность для участия в Конкурсе, а также скреплять печатью заявку участника Конкурса (для юридического лица), нарушают положения Закона о контрактной системе, так как Законом о контрактной системе установлено, что участникам закупки необходимо скреплять документы, входящие в состав заявки печатью только при наличии такой печати.
Указанные действия Заявителя нарушают пункт 4 части 1 статьи 50, часть 4 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией по критерию "Квалификация участника конкурса" установлен следующий порядок оценки:
"Значимость критерия - 40;
Показатель 1.1:
Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг (выполнения работ) по разработке/реализации комплексных телевизионных проектов/кампаний (размещение на не менее чем 2-х каналах коммуникации, один из которых телевидение (эфирные, в том числе общедоступные телеканалы)) социальной направленности сопоставимого объема (объём размещения на телевидении не менее 10 000 секунд) за период 2013-2015 годы:
Максимальное количество баллов - 70, присуждается заявке участника конкурса, содержащей сведения о трех и более исполненных государственных контрактах, договорах на оказание услуг (выполнение работ) по разработке/реализации комплексных телевизионных проектов/кампаний (размещение на не менее чем 2-х каналах коммуникации, один из которых телевидение (эфирные, в том числе общедоступные телеканалы)) социальной направленности сопоставимого объема (объём размещения на телевидении не менее 10 000 секунд) за период 2013-2015 годы.
Наличие одного-двух исполненных государственных контрактов, договоров на оказание услуг (выполнение работ) по разработке/реализации комплексных телевизионных проектов/кампаний (размещение на не менее чем 2-х каналах коммуникации, один из которых телевидение (эфирные, в том числе общедоступные телеканалы)) социальной направленности сопоставимого объема (объём размещения на телевидении не менее 10 000 секунд) за период 2013-2015 годы - 40 баллов.
Отсутствие у участника конкурса опыта оказания услуг (выполнения работ) по разработке/реализации комплексных телевизионных проектов/кампаний (размещение на не менее чем 2-х каналах коммуникации, один из которых телевидение (эфирные, в том числе общедоступные телеканалы)) социальной направленности сопоставимого объема (объём размещения на телевидении не менее 10 000 секунд) за период 2013-2015 годы или отсутствие документов, подтверждающих данный опыт - 0 баллов.
Показатель 1.2:
Наличие у участника конкурса профессиональных международных наград в области рекламы за период 2013-2015 гг:
Наличие у участника конкурса профессиональных международных наград в области рекламы за период 2013-2015 гг. - 10 баллов.
Отсутствие у участника конкурса профессиональных международных наград в области рекламы за период 2013-2015 гг. или отсутствие документов, подтверждающих наличие данных наград - 0 баллов.
Показатель 1.3:
Наличие у участника конкурса обеспеченности информацией по результатам исследований в области телевидения ("TV Index"):
Максимальное количество баллов - 20, присуждается заявке участника конкурса, содержащей документ, подтверждающий наличие у участника конкурса обеспеченности информацией по результатам исследований в области телевидения ("TV Index").
Отсутствие у участника конкурса обеспеченности информацией по результатам исследований в области телевидения ("TV Index") или отсутствие документа, подтверждающего наличие данной обеспеченности информацией - 0 баллов".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку порядок оценки по показателям 1.1, 1.2, 1.3 критерия "Квалификация участника конкурса" не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку заявкам участников закупки, сделавшим предложение, соответствующее предельно необходимому количественному значению качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, подлежащих оценке, или лучшее предложение, неправомерно присваивается не 100 баллов, а 70, 10, 20 баллов соответственно.
Кроме того, для каждого показателя указанного критерия не установлена его значимость (вес оценки, выраженный в процентах), в соответствии с которой будет производиться оценка.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии требованиям Конкурсной документации одной заявки, в связи с чем порядок оценки не применялся.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Медиа Ферст Интернешнл" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела от 12.05.2016 N К-722/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 мая 2016 г. N К-722/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был