Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Центр Права и Технологий" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, государственным заказчиком которых является Россотрудничество (номер извещения 0173100006016000020) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в Конкурсной документации значимости стоимостных и нестоимостных критериев.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 11.05.2016 на 12.05.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.05.2016.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1), "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2), с соответствующими значениями значимости 30%, 30%, 40%, а также коэффициентами значимостей 0,3; 0,3; 0,4.
Критерий N 1 содержит, в том числе показатель "Срок представления Заказчику отдельных результатов выполнения работ (оказания услуг)", значимость - 20%, коэффициент значимости - 0,2 (далее - Показатель N 1).
По показателю N 1 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения: "В предложении Участника закупки должно быть указано конкретное значение количественного показателя по наименованию работ: I.1, в части срока представления Заказчику методики проведения экспертизы предложений по формированию тематики проектов в рамках мероприятий Программы, с целью оценки соответствия целям и задачам Программы, возможности и эффективности достижения целевых показателей с момента заключения государственного контракта (в календарных днях с момента заключения государственного контракта). Единица оценки: календарный день с момента заключения государственного контракта. Предметом оценки является: срок представления Заказчику методики проведения экспертизы предложений по формированию тематики проектов в рамках мероприятий Программы, с целью оценки соответствия целям и задачам Программы, возможности и эффективности достижения целевых показателей с момента заключения государственного контракта (в календарных днях с момента заключения государственного контракта)".
Согласно пункту 2 приложения к Правилам минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 60% с максимальной значимостью нестоимостных критериев оценки (процентов) в размере 40%. При этом пунктом 3 указанного приложения для услуг по проведению экспертизы предельные величины стоимостных и нестоимостных критериев составляют 30% и 70% соответственно.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, государственным заказчиком которых является Россотрудничество с начальной (максимальной) ценой контракта 9 000 000 рублей.
Согласно положениям Конкурсной документации предметом закупки является экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, государственным заказчиком которых является Россотрудничество, при этом также необходимо выполнить (оказать) иные работы (услуги), например: I.2. Проведение мониторинга хода реализации Программы (сбора данных с исполнителей контрактов и грантополучателей), I.3. подготовка отчетности о ходе реализации Программы государственным заказчиком - Россотрудничеством, I.6. непрерывное ведение (актуализация) в течение 2016 года базы данных проектов, реализуемых Россотрудничеством в рамках Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы на федеральном уровне, II.2. оказание экспертной и консультационной поддержки Заказчика по вопросам формирования тематик проектов, II.4. проведение оценки предварительных обоснований начальной (максимальной) цены контрактов по проектам, предлагаемым для реализации в рамках Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы в течение 2017 года, II.6. проведение мониторинга хода реализации Программы (сбора данных с исполнителей контрактов и грантополучателей), оценка достижения в течение 2017 года значений целевых индикаторов и показателей 2 и 3 направлений Программы, II.10. непрерывное ведение (актуализация) в течение 2017 года базы данных проектов, реализуемых Россотрудничеством в рамках Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы на федеральном уровне.
При этом закупка иных работ (услуг), не относимых к услугам по проведению экспертизы, не может осуществляться с установлением предельных величин стоимостных и нестоимостных критериев в размере 30% и 70% соответственно.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в Конкурсной документации не установлен надлежащий порядок оценки заявок, поскольку срок не является критерием оценки заявок, предусмотренным Законом о контрактной системе и Правилами, а также неправомерно установлены предельные величины стоимостных и нестоимостных критериев в размере 30% и 70% соответственно.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Центр Права и Технологий" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 12.05.2016 по делу N К - 732/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 мая 2016 г. N К-732/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был