Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Малибу-Майс" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального агентства по туризму (далее - Аукционная комиссия), Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на организацию и проведение серии круглых столов по актуальным вопросам повышения качества туристских услуг (номер извещения 0173100006516000027) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчик, Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования к характеристикам товара, используемых в рамках оказания услуг, а именно цвет, размер и форма упаковки.
Представители Заказчика не согласились доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 06.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 400 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) Аукцион признан несостоявшимся на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе.
1. По мнению Заявителя, Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 26.04.2016 N 0173100006516000027-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "в заявке указано "Гигиенические салфетки бумажные Будут квадратной формы... Размер 20х24 мм". Однако, геометрическая форма квадрат - равносторонний прямоугольник, т.е. имеющий равные стороны. Таким образом, салфетка квадратной формы не может иметь размеры 20х24 мм".
Пунктом 22 "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено следующее требование к используемому товару: "Гигиенические салфетки бумажные: должны быть квадратной или прямоугольной формы. Цвет белый, зеленый, желтый, синий. Размер не менее 20х24 мм и не более 25х29 мм".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующие сведения в отношении вышеуказанной позиции: "Гигиенические салфетки бумажные Будут квадратной формы. Размер 20х24 мм", что не соответствует действительности, поскольку указанный размер не является квадратной формой, что не соответствует требованиям пункта 25 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
Следовательно, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с Протоколом участник закупки с порядковым номером заявки "4" допущен к участию в Аукционе.
В соответствии, с пунктом 3 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования по позиции "джем нестерилизованный фруктовый": "должен быть изготовлен из натуральных продуктов, виды джема: абрикосовый; персиковый, вишневый; клубничный, яблочный; грушевый".
Пунктом 3.2.3.3 статьи 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе и инструкция по её заполнению" документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее положение: "символы " ; " (точка с запятой) следует читать как "или", символ " , " (запятая) следует читать как " и ".
Изучив первую часть заявки участника закупки с порядковым номером заявки "4", представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующие сведения в отношении используемого товара по позиции джем нестерилизованный фруктовый: "Виды джема: абрикосовый, яблочный", что не соответствует требованиям пункта 3.2.3.3 статьи 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе и инструкция по её заполнению" документации об Аукционе, поскольку участнику закупки в составе заявки необходимо указать джем "абрикосовый" или "персиковый, вишневый", или "клубничный, яблочный", или "грушевый".
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о допуске участника закупки с порядковым номером заявки "4" к участию в Аукционе, нарушают часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования к характеристикам товаров, используемых в рамках оказания услуг, а именно цвет, размер и форма упаковки.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 25.04.2016 до 09:30. Вместе с тем, жалоба на положение документации об Аукционе направлена Заявителем ФАС России 05.05.2016.
Таким образом, Заявитель подал жалобу на положения документации об Аукционе по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, вышеуказанный довод не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в ряде пунктов
Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товарам, применяемым при оказании услуг, а именно участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, например:
"- 12. Масло сливочное: Консистенция и внешний вид - Плотная, пластичная, однородная; слабо крошливая или рыхлая. Поверхность на срезе должна быть блестящая; слегка матовая; с наличием мелких капелек влаги. Массовая доля жира должна быть 82,5-72,5%. Массовая доля влаги должна быть . Титруемая кислотность плазмы должна быть не более 26,0 оТ;
- 14. Блокнот на боковой спирали (без логотипа): Лентикулярный материал должен быть изготовлен из PETG (полиэтилентерефталатгликоля) литьевым методом и должен обладать следующими характеристиками: толщина растра - не менее 0,680 мм и не более 0,700 мм, преломление растра должно быть от 1,52 до 1,65, угол обзора линзового растра должен быть в пределах от 40 до 50 градусов, линиатура не менее 85 lpi, угловое разрешение микролинзы не менее трех градусов. Лентикулярный материал должен обеспечивать эффекты: стерео/варио, анимация, морфинг, зум и 3D;
- 22. Тарелки одноразовые ГОСТ 26996-86 или ГОСТ 20282-86: Материал полистирол марки ПСМ-111; ПСМ-115; ПСМ-118; ПСМ-151, высшего или первого сорта (прочность при разрыве не менее 36,3 МПа, массовая доля остаточного стирола не более 0,15% от массы); полипропилен (низкого или среднего давления марки 21007; 21020; 21130; 01010; 01020, первого, второго или высшего сорта, с массовой долей летучих веществ от 0,09 до 0,15%)".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Малибу-Майс" необоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 12.05.2016 по делу N К-735/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 мая 2016 г. N К-735/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был