Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Частной охранной организации "Национальная Гвардия" (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения-Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг Пенсионному фонду Российской Федерации по охране зданий Исполнительной дирекции ПФР (номер извещения 0273100000116000082) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
На заседании Комиссии представителем Заявителя представлены дополнительные доводы к ранее поданной жалобе.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Разделом 3 "Наименование и описание объекта закупки" Технического задания Конкурсной документации установлены требования к исполнителю, ограничивающие количество участников закупки.
2. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участника закупки".
3. Заказчиком в Конкурсной документации указан неверный код ОКПД.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 22 364 747,69 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 20.05.2016.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки одним из обязательных требований к участникам закупок является соответствие таких участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно разделу "Деятельность групп оперативного реагирования" Технического задания Конкурсной документации исполнитель обязан предоставлять достаточное количество групп оперативного реагирования, необходимое для усиления постов охраны объектов Заказчика, которое определяется по согласованию с Заказчиком исходя из оперативной обстановки, но не менее 5 (пяти) групп оперативного реагирования, одновременно осуществляющих свою деятельность на территории г. Москвы. Время прибытия групп оперативного реагирования на любой из объектов Заказчика не должно превышать 25 минут в дневное время (с 6.00 до 22.00) и 15 минут в ночное время (с 22.00 до 6.00), наличие у Исполнителя не менее пяти автомобилей для передвижения групп оперативного реагирования; предоставление в пределах территории г. Москвы в любое необходимое для Заказчика время, в том числе ночное и в выходные дни, автомобиля с водителем, где не менее 7 пассажирских мест, повышенной проходимости, для проведения совместных плановых и внеплановых проверок.
Заказчик вправе в любое время, в том числе ночное и в выходные дни осуществлять проверки правильного и точного выполнения условий оказываемых услуг охраны. Во время проведения проверок начальник охраны объектов Заказчика должен сопровождать сотрудников Заказчика, уполномоченных на осуществление проверки.
Исполнитель регулярно, включая выходные и праздничные дни, своими силами и средствами обязан проводить выездные проверки несения службы сотрудниками охранной организации на объектах охраны. Такие проверки проводить не менее трех раз в неделю в любое время. Результаты проверок отражать письменно в журналах дежурства на постах охраны. Не реже трех раз
в сутки осуществлять дистанционный контроль (с использованием средств связи) несения службы сотрудниками охраны на каждом объекте. Результаты дистанционного контроля отражаются сотрудниками охраны объекта в журналах дежурства на постах.
Для немедленного реагирования с целью пресечения несанкционированного доступа в помещения, требующие защиты, Исполнитель должен за свой счет оборудовать объекты Заказчика своими техническими средствами охраны на период осуществления охранных услуг Исполнителем по Контракту, которые должны позволять и иметь следующие функции:
- обеспечить незамедлительную передачу сигнала тревоги в оперативную службу Исполнителя;
- обеспечить дополнительную защиту в независимости от несанкционированного отключения охранной сигнализации, либо прекращения подачи электроэнергии;
- иметь бесперебойный источник питания.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает исполнителя иметь в наличии товар, который не поставляется Заказчику, в том числе, при оказание услуг и подлежащий подробному описанию в соответствии с требованиями Конкурсной документации, вышеуказанные требования ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащие требования к исполнителю, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок, поданных на участие в Конкурсе: "Цена контракта" (значимость критерия 60%), "Квалификация участника закупки" (значимость критерия 40%).
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, должна составлять 100 баллов.
Перечень показателей с максимальными значениями показателей по критерию "Квалификация участника закупки" приведен в Таблице 2 настоящего пункта.
По критерию "Квалификация участника закупки" установлен, в том числе, показатель "Наличие высококвалифицированных специалистов (охранник 6 разряда), которые будут привлекаться для оказания услуг. (Кспец1)". Заявке, в которой представлено более 80 высококвалифицированных специалистов (охранник 6 разряда), присваивается максимальное значение 30 (тридцать) баллов. Заявке, в которой представлено от 60 до 80 высококвалифицированных специалистов (охранник 6 разряда), присваивается 20 (двадцать) баллов. Заявке, в которой представлено от 30 до 59 высококвалифицированных специалистов (охранник 6 разряда), присваивается 10 (десять) баллов. Заявке, в которой представлено менее 30 высококвалифицированных специалистов (охранник 6 разряда), присваивается 0 (ноль) баллов. Наличие высококвалифицированных специалистов подтверждается копиями свидетельств о присвоении квалификации, копиями протоколов о прохождении периодической проверки, выписками из приказов, заверенными руководителем Исполнителя, или иными документами подтверждающими присвоение соответствующего разряда охранника (6 разряд).
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваемых баллов и сведениями, представленными к оценке участниками закупки, а также порядок оценки по показателям нестоимостного критерия не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку заявкам участников закупки, сделавшим предложение, соответствующее предельно необходимому количественному значению характеристик, подлежащих оценке, или лучшее предложение, неправомерно присваивается не 100 баллов, а 50, 30, 20 баллов соответственно.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно извещению о проведении закупки, Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг Пенсионному фонду Российской Федерации по охране зданий Исполнительной дирекции ПФР.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что код ОКПД соответствует наименованию объекта закупки и установлен в соответствии с потребностью Заказчика.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлены надлежащие документы и доказательства, подтверждающие, что установленный код ОКПД нарушает Закон о контрактной системе, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе должна содержать: предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 1.3.4. Конкурсной документации установлено следующее: "Сведения раздела III конкурсной документации в части сведений о качестве услуг участник закупки должен подтвердить в составе своей заявки по форме 2".
Согласно пункту 2 Инструкции по заполнению заявок на участие в открытом конкурсе Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Документация, входящая в заявку на участие в открытом конкурсе. Заявка на участие в открытом конкурсе, подготовленная участником закупки, должна содержать следующие документы: форма заявки на участие в открытом конкурсе (форма 2)".
Форма 2 Конкурсной документации, в том числе, содержит следующее: "Условия оплаты _____________________________________________________".
(указывается необходимость и размер авансового платежа)
При этом в Конкурсной документации отсутствует указание на выплату аванса Заявителем.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требования к составу заявки на участие в Конкурсе вводят в заблуждение участников закупки, в связи с чем, действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащим образом требования к форме заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Частной охранной организации "Национальная Гвардия" обоснованной в части установления в Конкурсной документации неправомерных требований к исполнителю, ненадлежащего порядка оценки по нестоимостному критерию оценки заявок "Квалификация участника закупки".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 18.05.2016 по делу N К-775/16 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 мая 2016 г. N К-775/16/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был