Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), Департамента развития новых территорий города Москвы (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Детско-взрослая поликлиника на 750 посещений в смену с женской консультацией, поселение Первомайское, поселок Птичное (уровень-2)" (номер извещения 0173200001416000228) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, неправомерно выбравших способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо электронного аукциона.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 085 458 624,57 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 24.05.2016;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки.
1. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
В указанный Перечень включены работы строительные (код 42 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД), за исключением, в том числе, работ, включенных в группировку "Работы строительные", в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 рублей.
Таким образом, Заказчик не обязан проводить электронный аукцион, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 рублей.
Представители Заказчика пояснили, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходили из объекта закупки.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение подрядных работ по объекту: "Детско-взрослая поликлиника на 750 посещений в смену с женской консультацией, поселение Первомайское, поселок Птичное (уровень-2)" с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 150 000 000 рублей, а именно 1 085 458 624,57 рублей.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае Заказчик не обязан проводить электронный аукцион, в связи с чем Заказчик вправе осуществить закупку указанных работ путем проведения как электронного аукциона, так и открытого конкурса.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом правомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, и довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии: "цена контракта" - значимость критерия: 60%, "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" - значимость критерия: 20%, "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость критерия: 20%.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен показатель "Качество работ", в соответствии с которым:
Состав работ с учетом всех разделов, указанных в файле "Локальные сметы", максимум 10 баллов Сведения о составе работ не представлены 0 баллов
Сведения о составе работ представлены не в полном объеме 2 балла
Сведения о составе работ представлены в полном объеме 10 баллов
Последовательность выполнения работ с учетом всех разделов, указанных в файле "Локальные сметы", максимум 20 баллов Последовательность выполнения работ не представлена 0 баллов
Последовательность выполнения работ представлена не в полном объеме и не соответствует технологическим нормам 1 балл
Последовательность выполнения работ представлена не в полном объеме и соответствует технологическим нормам 5 баллов
Последовательность представлена в полном объеме и не соответствует технологическим нормам 5 баллов
Последовательность выполнения работ представлена в полном объеме и соответствует технологическим нормам 10 баллов
Последовательность выполнения работ представлена в полном объеме, соответствует технологическим нормам, представлено "ноу-хау" и мировой опыт 20 баллов
Описание технологии применительно к составу работ с учетом всех разделов, указанных в файле "Локальные сметы", максимум 40 баллов Описание технологии не представлено 0 баллов
Описание технологии представлено не по каждому виду работ и без учета специфики строительства по объекту закупки 1 балл
Описание технологии представлено с учетом специфики строительства по объекту закупки и не по каждому виду работ 15 баллов
Описание технологии представлено без учета специфики строительства по объекту закупки и по каждому виду работ 15 баллов
Описание технологии представлено с учетом специфики строительства по объекту закупки и по каждому виду работ 20 баллов
Описание технологии представлено с учетом специфики строительства по объекту закупки, по каждому виду работ с учетом "ноу-хау" и мирового опыта 40 баллов
Мероприятия по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды с учетом разделов, указанных в проекте организации строительства, максимум 30 баллов Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды не представлены 0 баллов
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены не в полном объеме и без учета специфики строительства по объекту закупки 1 балл
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены с учетом специфики строительства по объекту закупки и не в полном объеме 10 баллов
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены без учета специфики строительства по объекту закупки и в полном объеме 10 баллов
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены в полном объеме и с учетом специфики строительства по объекту закупки 15 баллов
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены в полном объеме, с учетом специфики строительства по объекту закупки и мирового опыта 30 баллов
Примечание:
1. Технологическая норма - набор правил, регулирующих использование технологических методов и средств. В данном случае имеется в виду технологическая последовательность выполнения работ для получения конечного результата с заданными параметрами качества.
2. Специфика строительства - это совокупность характерных особенностей осуществления строительного процесса на конкретном объекте в зависимости от его места расположения, категории опасности, режима функционирования. При этом необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения нетрадиционных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных кадровых ресурсов.
3. Ноу-хау - это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые используются для достижения конкурентного преимущества над другими организациями.
4. Мировой опыт - это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые используются в других странах
5. Ноу-хау и мировой опыт должен соответствовать предмету закупки. При указании ссылок на ноу-хау и мировой опыт, УРЗ вправе предоставить описание передовых технологий (ноу-хау) и мировой опыт, его (их) практическое применение к предмету закупки, необходимость и конкурентную способность их применения в данной закупке, конкретные виды работ, которые требуются, по мнению УРЗ, замены, с учетом применения ноу-хау и мирового опыта.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку порядок оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" не соответствует требованиям Правил оценки заявок, поскольку:
1) Конкурсная документация не содержит определения технологических норм и специфики непосредственно объекта закупки, подлежащей учету при подаче предложений по данному критерию,
2) отсутствует указание на исчерпывающий перечень работ, подлежащих описанию, вместе с тем, оценке подлежит именно полнота описания работ.
3) для показателей критерия "Качество работ" не установлен коэффициент значимости, в соответствии с которым будет производиться оценка заявок.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", согласно которому оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 24 - 29 Правил, а именно:
"Оценка в 0 баллов (минимальный балл) по показателю присваивается участнику:
- в составе заявки которого не представлены требуемые сведения;
- в составе заявки которого не представлены документы, подтверждающие представленные сведения;
- представленные сведения и документы подтверждают наличие опыта выполнения работ:
а) не соответствующих установленному предмету закупки,
б) дата заключения договоров (контрактов) по которому превышает трехлетний срок до даты окончания сроков подачи заявок на участие в конкурсе.
Оценка в 20 баллов (максимальный балл) по показателю присваивается участнику:
- в составе заявки которого представлены сведения об опыте выполнения участником работ (с учетом правопреемства) по строительству в качестве подрядчика без применения мер ответственности, соответствующих предмету закупки, договоров (контрактов) заключённых за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, общая стоимость которых составляет 20% и более от начальной (максимальной) цены контракта.
В случае предоставления участником закупки в составе заявки, сведений об опыте выполнения участником работ (с учетом правопреемства) по строительству в качестве подрядчика без применения мер ответственности, соответствующих предмету закупки, договоров (контрактов) заключённых за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, общая стоимость которых составляет менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, балл, присваиваемый заявке рассчитывается по формуле.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить какие именно работы подлежат оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежат представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному нестоимостному критерию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с локальными сметами N 02-01-20 на технологические решения по оснащению медицинским оборудованием, являющимися неотъемлемой частью Конкурсной документации, установлены требования к поставке товаров (оборудования), в том числе, набор изделий для врача общей практики; штатив медицинский для длительных вливаний, передвижной, стальной; линейки скиаскопические ЛСК-1, аппарат УЗИ, обеззараживатель медицинских отходов, магнито-резонансный томограф и т.д.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что строительство объекта осуществляется "под ключ" и при сдаче объекта в эксплуатацию товары и оборудование также должны быть установлены.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу и поставке после окончания строительства объекта.
Кроме того, в пункте 16.1 раздела 2 "Информационная карта" Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства, выданном саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительство в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), 33.3 жилищно-гражданское строительство.
Вместе с тем, указанное свидетельство не требуется для осуществления поставки оборудования.
Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки товаров, оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 18.05.2016 N К-778/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 мая 2016 г. N К-778/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был