Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия Департамента развития новых территорий города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Реконструкция школы N 2062 на 350 мест со строительством пристройки на 550 мест, по адресу: деревня Яковлевское, поселение Новофедоровское" (номер извещения 0173200001416000180) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, неправомерно выбравших способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо электронного аукциона.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 05.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 704 188 839,39 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 26.05.2016.
1. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Согласно примечанию N 4 к Перечню (на момент публикации извещения о проведении Конкурса) в Перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), за исключением, в том числе, работ, включенных в группировку "Работы строительные", в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 рублей.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходили из объекта закупки.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение подрядных работ по объекту: "Реконструкция школы N 2062 на 350 мест со строительством пристройки на 550 мест, по адресу: деревня Яковлевское, поселение Новофедоровское" с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 150 000 000 рублей, а именно 704 188 839,39 рублей.
Следовательно, Заказчик, Уполномоченный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе действующим на момент размещения извещения о проведения Конкурс не обязан проводить электронный аукцион, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 рублей.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом правомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, и довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 2.5 проекта контракта Конкурсной документации содержит следующее положение "пункты 2.5.1. - 2.5.2 проекта контракта Конкурсной документации - не применяются". При этом указанными пунктами установлен порядок оплаты работ, а пункт 2.5 отменяет указанный порядок и не содержит иной порядок.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что порядок оплаты работ установлен в пункте 2.5 проекта контракта Конкурсной документации, согласно которому оплата за выполнение работ осуществляется по факту выполнения работ. При этом указанный пункт не содержит порядок оплаты работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации не установлен надлежащим образом порядок оплаты в части выполненной работы.
Кроме того, пунктами 4.1.1, 4.1.2 проекта контракта Конкурсной документации Заказчиком, Уполномоченным органом установлен порядок приёмки работ, согласно которым:
"4.1.1. Генеральный подрядчик до __ числа месяца, следующего за месяцем выполнения работ представляет в 3-х экземплярах Заказчику либо по его указанию Техническому заказчику (далее Заказчик/Технический заказчик) акты о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС-2 (далее акт по форме N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 (далее - справка по форме N КС-3), а также документы, подтверждающие выполненные работы, необходимые счета-фактуры и счета. Указанные документы в обязательном порядке представляются сопроводительным письмом.
Заказчик/Технический заказчик в течение ___ рабочих дней осуществляет проверку выполненных работ, рассматривает представленные документы, подписывает акт по форме N КС-2, согласовывает справку по форме N КС-3 и возвращает Генеральному подрядчику, либо направляет обоснованный отказ.
4.1.2. В случаях, когда определен Технический заказчик, Генеральный подрядчик до ____ числа месяца, следующего за месяцем выполнения работ, представляет Заказчику оформленные Техническим заказчиком документы (в том числе акт по форме N КС-2 и справку по форме N КС-3). Заказчик в течение ___ рабочих дней рассматривает представленную документацию, подтверждающую выполнение работ. При наличии у Заказчика претензий к выполненным Генеральным подрядчиком работам и (или) при непредставлении надлежащим образом оформленных документов в полном объеме, Заказчик вправе не подписывать Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3). В случае надлежащего выполнения работ, Заказчик подписывает Справки о стоимости выполненных работ (форма N КС-3), возвращает один экземпляр Генеральному подрядчику.
После подписания сторонами справки по форме N КС-3, работы подлежат оплате в соответствии с условиями Контракта".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации не установлены сроки приемки выполненной работы.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оплаты и сроки приемки выполненной работы, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3. Согласно частям 23, 24, 25 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Указанная информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
При этом, в случае непредставления заказчику указанной в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.
Пунктом 7.7 проекта контракта Конкурсной документации Заказчиком, Уполномоченным органом установлено:
"При непредставлении Заказчику информации, указанной в п. 5.4.7. Контракта, Подрядчику (Исполнителю) начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от Цены Контракта, заключенного Подрядчиком (Исполнителем) с субподрядчиками (субисполнителями) пеня подлежит начислению за каждый день просрочки за неисполненные фактически обязательства".
При этом пункт 5.4.7 проекта контракта Конкурсной документации в не установлена обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в пункте 7.7 проекта контракта Конкурсной документации допущена техническая ошибка, а именно, исполнителю контракта необходимо предоставить информацию, указанную в пункте 5.3.3 проекта контракта Конкурсной документации, согласно которому генеральный подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, допусками СРО, лицензиями, специальным оборудованием по видам (содержанию) работ, предусмотренных в Проектной/Сметной документации и уведомить об этом Заказчика.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 5.3.3 проекта контракта Конкурсной документации не установлено обязательное требование к участникам закупки в части предоставления исполнителем Заказчику информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, а также не установлена ответственность за непредставление указанной информации исполнителем.
Таким образом, выше указанные действия Заказчика нарушают части 23, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с положениями Конкурсной документации Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к поставке и монтажу оборудования, в том числе: компьютеры, электрические бытовые приборы, мебель, кухонный инвентарь, и т.д.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что указанное выше оборудование, необходимо с целью завершения строительства, и передачи готового объекта для использования Заказчиком.
Вместе с тем, представителями Заказчика, Уполномоченным органом на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки товаров, оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП.
5. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии: "цена контракта" - значимость критерия: 60%, "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" - значимость критерия: 20%, "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость критерия: 20%.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен показатель "Качество работ", в соответствии с которым:
Состав работ с учетом всех разделов, указанных в файле "Локальные сметы", максимум 10 баллов Сведения о составе работ не представлены 0 баллов
Сведения о составе работ представлены не в полном объеме 2 балла
Сведения о составе работ представлены в полном объеме 10 баллов
Последовательность выполнения работ с учетом всех разделов, указанных в файле "Локальные сметы", максимум 20 баллов Последовательность выполнения работ не представлена 0 баллов
Последовательность выполнения работ представлена не в полном объеме и не соответствует технологическим нормам 1 балл
Последовательность выполнения работ представлена не в полном объеме и соответствует технологическим нормам 5 баллов
Последовательность представлена в полном объеме и не соответствует технологическим нормам 5 баллов
Последовательность выполнения работ представлена в полном объеме и соответствует технологическим нормам 10 баллов
Последовательность выполнения работ представлена в полном объеме, соответствует технологическим нормам, представлено "ноу-хау" и мировой опыт 20 баллов
Описание технологии применительно к составу работ с учетом всех разделов, указанных в файле "Локальные сметы", максимум 40 баллов Описание технологии не представлено 0 баллов
Описание технологии представлено не по каждому виду работ и без учета специфики строительства по объекту закупки 1 балл
Описание технологии представлено с учетом специфики строительства по объекту закупки и не по каждому виду работ 15 баллов
Описание технологии представлено без учета специфики строительства по объекту закупки и по каждому виду работ 15 баллов
Описание технологии представлено с учетом специфики строительства по объекту закупки и по каждому виду работ 20 баллов
Описание технологии представлено с учетом специфики строительства по объекту закупки, по каждому виду работ с учетом "ноу-хау" и мирового опыта 40 баллов
Мероприятия по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды с учетом разделов, указанных в проекте организации строительства, максимум 30 баллов Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды не представлены 0 баллов
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены не в полном объеме и без учета специфики строительства по объекту закупки 1 балл
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены с учетом специфики строительства по объекту закупки и не в полном объеме 10 баллов
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены без учета специфики строительства по объекту закупки и в полном объеме 10 баллов
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены в полном объеме и с учетом специфики строительства по объекту закупки 15 баллов
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены в полном объеме, с учетом специфики строительства по объекту закупки и мирового опыта 30 баллов
Примечание:
1. Технологическая норма - набор правил, регулирующих использование технологических методов и средств. В данном случае имеется в виду технологическая последовательность выполнения работ для получения конечного результата с заданными параметрами качества.
2. Специфика строительства - это совокупность характерных особенностей осуществления строительного процесса на конкретном объекте в зависимости от его места расположения, категории опасности, режима функционирования. При этом необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения нетрадиционных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных кадровых ресурсов.
3. Ноу-хау - это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т.п.), которые используются для достижения конкурентного преимущества над другими организациями.
4. Мировой опыт - это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т.п.), которые используются в других странах
5. Ноу-хау и мировой опыт должен соответствовать предмету закупки. При указании ссылок на ноу-хау и мировой опыт, УРЗ вправе предоставить описание передовых технологий (ноу-хау) и мировой опыт, его (их) практическое применение к предмету закупки, необходимость и конкурентную способность их применения в данной закупке, конкретные виды работ, которые требуются, по мнению УРЗ, замены, с учетом применения ноу-хау и мирового опыта".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку порядок оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" не соответствует требованиям Правил оценки заявок, а именно:
1) Конкурсная документация не содержит определения технологических норм и специфики непосредственно объекта закупки, подлежащей учету при подаче предложений по данному критерию,
2) отсутствует указание на исчерпывающий перечень работ, подлежащих описанию, вместе с тем, оценке подлежит именно полнота описания работ.
3) для показателей критерия "Качество работ" не установлен коэффициент значимости, в соответствии с которым будет производиться оценка заявок.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", согласно которому оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 24 - 29 Правил, а именно:
"Оценка в 0 баллов (минимальный балл) по показателю присваивается участнику:
- в составе заявки которого не представлены требуемые сведения;
- в составе заявки которого не представлены документы, подтверждающие представленные сведения;
- представленные сведения и документы подтверждают наличие опыта выполнения работ:
а) не соответствующих установленному предмету закупки,
б) дата заключения договоров (контрактов) по которому превышает трехлетний срок до даты окончания сроков подачи заявок на участие в конкурсе.
Оценка в 20 баллов (максимальный балл) по показателю присваивается участнику:
- в составе заявки которого представлены сведения об опыте выполнения участником работ (с учетом правопреемства) по строительству в качестве подрядчика без применения мер ответственности, соответствующих предмету закупки, договоров (контрактов) заключённых за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, общая стоимость которых составляет 20% и более от начальной (максимальной) цены контракта.
В случае предоставления участником закупки в составе заявки, сведений об опыте выполнения участником работ (с учетом правопреемства) по строительству в качестве подрядчика без применения мер ответственности, соответствующих предмету закупки, договоров (контрактов) заключённых за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, общая стоимость которых составляет менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, балл, присваиваемый заявке рассчитывается по формуле".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить какие именно работы подлежат оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежат представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному нестоимостному критерию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
6. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 24 Информационной карты Конкурсной документации "Срок предоставления разъяснений положений конкурсной документации" Конкурсной документации, установлено следующее: "Дата окончания предоставления разъяснений: 17.05.16"
При этом пунктом 29.2 Информационной карты Конкурсной документации установлено: "Дата окончания предоставления разъяснений: 12.05.16"
Таким образом, Комиссией установлено, что Конкурсная документация содержит противоречивые даты окончания срока предоставления участникам закупок разъяснений положений Конкурсной документации.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 16.1 Информационной карты Конкурсной документации, установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
8. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Проектом контракта предусмотрено обеспечение исполнения контракта Конкурсной документацией, в том числе, следующие положения:
"8.1. Принять к сведению, что Генеральный подрядчик внёс обеспечение исполнения Контракта на сумму 73 445 973 (семьдесят три миллиона четыреста сорок пять тысяч девятьсот семьдесят три) рубля 29 копеек. рублей копеек, что составляет 10% от начальной максимальной цены Контракта, в форме ______________________________.
Обеспечение исполнения Контракта предоставляется:
В размере 10% от начальной максимальной цены Контракта на срок действия Контракта плюс один месяц.
В размере 0% от начальной максимальной цены Контракта на срок действия гарантийного срока.
8.2. Денежные средства, внесенные в виде обеспечения Контракта, возвращаются Генеральному подрядчику при условии надлежащего исполнения Генеральным подрядчиком всех своих обязательств по настоящему Контракту после получения Заказчиком соответствующего письменного требования Генерального подрядчика. Денежные средства возвращаются на банковский счёт Генерального подрядчика".
Вместе с тем, проектом контракта Конкурсной документации, не установлен срок возврата Заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших срок возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств ненадлежащим образом, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
9. В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
На заседании Комиссии, установлено, что пункт 20.1 Информационной карты Конкурсной документации содержит следующие положения: "Генеральный подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства не менее, чем на сумму в 15% от Цены Контракта".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установившего в Конкурсной документации конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде процента от цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 30, частей 13, 23, 24, 27 статьи 34, пунктов 1, 4, 8, 9 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 23.05.2016 по делу N К-806/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 мая 2016 г. N К-806/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был