Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва-Тверь-Великий Новгород-Санкт-Петербург (номер извещения 0336100012516000036) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика неправомерно выбравшего способ осуществления закупки, путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 13.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 931 918 779 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 03.06.2016;
5) 23.05.2016 Заказчиком размещено на ЕИС извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2016 NИО1.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ осуществления закупки, путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.
13.05.2016 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, согласно которому заказчики обязаны проводить / электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включённых в код ОКПД 41.2,42,43 (кроме коды 43.13) а именно работы строительные. Исключение составляют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, извещение об осуществлении закупки размещено 13.05.2016.
При этом в соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Представитель Заказчика пояснил, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) руководствовался положениями Закона о контрактной системе, действующим на момент публикации извещения о проведении Конкурса, а именно, в соответствии с примечанием N 4 к Перечню (в редакции от 21.03.2016) в Перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13)) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), за исключением:
- работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения,
- а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 150 000 000 рублей, а именно 931 918 779 рублей, код ОКПД2 41.20.40.000.
Таким образом, в соответствии с действующим на момент публикации извещения о проведении Конкурса законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчик имел право осуществить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса.
Также на заседании комиссии установлено, что 23.05.2016 Заказчиком размещено на ЕИС извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2016 N ИО1.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (Значимость критерия: 60%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок"
(Значимость критерия: 20%), "Квалификация участников закупки" (далее - Критерий N 3) (Значимость критерия: 20%).
По Критерию N 3 установлен, в том числе показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема" в соответствии с которым:
"Шкала оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема"
Определение объекта опыта участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема (далее - объект опыта) Значение Величины значимости
Объект опыта - это выполнение участником закупки работ по капитальному ремонту автомобильных дорог стоимостью 931918779 (девятьсот тридцать один миллион девятьсот восемнадцать тысяч семьсот семьдесят девять) рублей 00 копеек, с учетом всех налогов и сборов, и более в рамках одного государственного контракта, который успешно исполнен и дата исполнения которого не старше трёх лет, предшествующей дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе Предоставление информации об одном объекте опыта, двух объектах опыта, при отсутствии объектов опыта или при отсутствии информации по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" 0 баллов
Предоставление информации о трех и более объектах опыт 100 баллов
Участник открытого конкурса в целях оценки заявки на участие в открытом конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема" предоставляет следующую информацию об объекте опыта: наименование объекта опыта, номер государственного контракта, дата его заключения, наименование Заказчика, с которым участник закупки заключил такой государственный контракт, стоимость выполненных работ (с учетом НДС) по такому государственному контракту (в рублях), информацию об исполнении (с указанием даты исполнения) такого государственного контракта. (Рекомендуемая форма предоставления вышеуказанной информации - табличная, согласно Приложению 2 к конкурсному предложению (Приложение N 3 к конкурсной документации)). В качестве подтверждения участник открытого конкурса предоставляет копии государственных контрактов объектов опыта и копии документов, подтверждающих их исполнение".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема" Критерия N 2, учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному показателю возможна количественная оценка.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостным критериям, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком 23.05.2016 отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя), следовательно указанный порядок не применялся.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком 23.05.2016 отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя), следовательно выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы от 25.05.2016 по делу N К-835/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2016 г. N К-835/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был