Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Кириллиной С.И. (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на совершенствование организационно-управленческих механизмов взаимодействия региональных систем образования с организациями социального комплекса и социальными институтами в части формирования здорового образа жизни обучающихся, в том числе в процессе реализации дополнительных образовательных программ для детей, развития детского туризма (номер извещения 0173100003716000092) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В предмет Конкурса включены работы (услуги), закупка которых должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
2. В Конкурсной документации отсутствуют требования к дизайну дипломов и кубков.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 23 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок - 12.05.2016.
1. Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Пунктом I.9 таблицы 5 "Содержание выполняемых работ (оказываемых услуг), предъявляемые требования" раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание) услуг" Конкурсной документации предусмотрено, в том числе награждение победителей конкурса, в рамках которого победителям в каждой из 3 номинаций должны быть выданы дипломы 1, 2 и 3 степени (всего не менее 9 дипломов), оформленные в оригинальном дизайне. Должна быть обеспечена фотосъемка процедуры награждения (не менее 30 фотографий). Победители, занявшие первые места в каждой из 3 номинаций, должны быть награждены кубками и ценными подарками (всего не менее 3 кубков и ценных подарков). Дизайн оформления дипломов и кубков должен быть согласован с Заказчиком.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанные работы (услуги) установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не включены в Перечень.
Вместе с тем, Заявителем явка не обеспечена и не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом I.9 таблицы 5 "Содержание выполняемых работ (оказываемых услуг), предъявляемые требования" раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание) услуг" Конкурсной документации предусмотрено, в том числе награждение победителей конкурса, в рамках которого победителям в каждой из 3 номинаций должны быть выданы дипломы 1, 2 и 3 степени (всего не менее 9 дипломов), оформленные в оригинальном дизайне. Должна быть обеспечена фотосъемка процедуры награждения (не менее 30 фотографий). Победители, занявшие первые места в каждой из 3 номинаций, должны быть награждены кубками и ценными подарками (всего не менее 3 кубков и ценных подарков). Дизайн оформления дипломов и кубков должен быть согласован с Заказчиком.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что проведение, организация вышеуказанных мероприятий установлено в соответствии с потребностью Заказчика в целях надлежащего исполнения обязательств и достижения целей и задач, поставленных при осуществлении закупки, при этом дизайн оформления дипломов и кубков разрабатывается в любой форме исполнителем. Специальных требований к оформлению кубков и дипломов не установлено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1), "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2), с соответствующими значениями значимости 60%, 10%, 30%, а также коэффициентами значимостей 0,6; 0,1; 0,3.
Критерий N 1 содержит, в том числе следующий показатель:
Качество работ, качество услуг (число отдельных обоснований достижения и (или) повышения качества работ (услуг) в результате использования алгоритма), значимость - 40%, коэффициент значимости - 0,4 (далее - Показатель N 1).
Критерий N 2 содержит, в том числе следующие показатели:
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, значимость - 40 %, коэффициент значимости - 0,4 (далее - Показатель N 2).
Опыт Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого с предметом Конкурса по содержанию, составу работ (услуг) и объему финансирования, значимость - 20 %, коэффициент значимости - 0,20 (далее - Показатель N 3).
По показателю N 1 установлен следующий порядок оценки:
"Для целей присвоения баллов будут учитываться обоснования применения только того алгоритма, который указан в Части 1 Формы 3 Предложения участника закупки в отношении объекта закупки "Детализированный План выполнения работ (оказания услуг)" раздела V Конкурсной документации и в приложении N 1 к "Детализированному плану выполнения работ (оказания услуг)", по которому обосновано достижение и (или) повышение качества работ (услуг). При этом в обосновании, указанном в приложении N 1 к "Детализированному плану выполнения работ (оказания услуг)" раздела V Конкурсной документации должно быть раскрыто влияние применения каждого Алгоритма (по каждому наименованию работ (услуг)) на качество определенных наименований работ (услуг), необходимых Государственному заказчику (причинно-следственная связь)".
По Показателю N 2 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения:
"Оцениваются подтвержденные сведения о специалистах, которых Участник закупки предполагает привлечь к выполнению работ (оказанию услуг) в рамках исполнения осуществляемой закупки, имеющих опыт в области проведения аналогичных предмету Конкурса работ (услуг) за период 2013-2015 гг. в области разработки методических рекомендаций для педагогических и руководящих работников по вопросам здорового образа жизни и физической культуры; участие в подготовке и проведении мероприятий Всероссийского уровня (конкурсов, совещаний, выставок, конференций) по вопросам здорового образа жизни и физической культуры; разработка программ, учебно-методических материалов и организационно-методическое сопровождение массового внедрения (более 900 слушателей за период реализации проекта) программ повышения квалификации в области здорового образа жизни и физической культуры; проведение социологических опросов в сфере образования по вопросам здорового образа жизни и физической культуры; разработка проектов нормативно-правовых документов в сфере образования по вопросам здорового образа жизни и физической культуры и имеющих ученую степень кандидата или доктора педагогических или медицинских наук. б) Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется следующим образом:
Неподтвержденное наличие Специалистов, а именно отсутствие копий документов или отсутствие описания опыта, или роли Специалистов: НЦБ(Ктр) = 0. Каждый специалист, соответствующий требованиям, указанным в пункте а) и сведения (образование, опыт работы специалистов, роль специалистов) о котором подтверждены документами, указанными в п. 4) статьи 24.7 ИУЗ оценивается в 2 балла, но не более 100 баллов в сумме по следующей формуле:
НЦБ(Ктр) = 2 х Kкол_i х КЗктр
где: Kкол_i - число подтвержденных специалистов в Заявке i-го Участника; НЦБ(Ктр) - рейтинг (количество баллов) i-й Заявки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (услуг)" с учетом коэффициента значимости показателя; КЗктр - коэффициент значимости показателя".
По Показателю N 3 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения:
"Оценивается количество успешно исполненных контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ оказание (услуг), сопоставимых c предметом Конкурса (по содержанию и составу работ (услуг)) за период 2013 - 2015 гг. в области подготовки, организации и проведения повышения квалификации, мониторингов и исследований, сопровождения и поддержки деятельности работников системы образования и здравоохранения Российской Федерации; разработки методических рекомендаций для педагогических и руководящих работников по вопросам здоровья, здорового образа жизни и физической культуры; участие в подготовке и проведении мероприятий Всероссийского уровня (конкурсов, совещаний, выставок, конференций) по вопросам здоровья, здорового образа жизни и физической культуры; разработка программ, учебно-методических материалов и организационно-методическое сопровождение массового внедрения программ повышения квалификации в области здоровья, здорового образа жизни и физической культуры; проведение социологических опросов в сфере образования и здравоохранения; разработка проектов нормативно-правовых документов в сфере образования по вопросам здорового образа жизни и физической культуры, сопровождения и поддержки деятельности работников системы образования Российской Федерации.* б) Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется следующим образом: Отсутствие в указанный период у Участника закупки подтвержденного положительного опыта исполнения контрактов, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого c предметом Конкурса характера работ и с объемами финансирования за каждый год в объеме, указанном в пункте а): НЦБ(Об) = 0. За каждый успешно исполненный контракт, соответствующий требованиям, указанным в пункте а) настоящего показателя и п. а) показателя 3.2. Опыт Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимых с предметом Конкурса по содержанию и составу работ (услуг) критерия 3 Квалификация Участников закупки и сведения о котором подтверждены документами, указанными в п. 3) статьи 24.7 ИУЗ оценивается в 5 баллов, но не более 100 баллов в сумме по следующей формуле:
НЦБ(Ктр) = 5 х Kкол_i х КЗктр
где: Kкол_i - число контрактов в Заявке i-го Участника, соответствующие требованиям, установленным в п. а) показателя 3.2. Опыт Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимых с предметом Конкурса по содержанию и составу работ (услуг) критерия 3 Квалификация Участников закупки. НЦБ(об) - рейтинг (количество баллов) i-й Заявки по показателю "Опыт Участника по успешному выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого с предметом Конкурса по содержанию, составу работ (услуг) и объему финансирования" с учетом коэффициента значимости показателя, КЗоб - коэффициент значимости показателя"
Согласно пункту 20 Правил оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 25 Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 Правил.
Пунктами 21 - 24 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев определения баллов по формулам, а именно:
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 20 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi),
где: КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1; Кmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил установлено предельно необходимое минимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:
а) в случае если Кmin > Кпред, - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi);
б) в случае если , - по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кпред / Кi);
при этом НЦБmin = КЗ x 100,
где: КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1; Кmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил; Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; НЦБmin - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам закупки, предложение которых меньше предельно необходимого минимального значения, установленного заказчиком.
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где: КЗ - коэффициент значимости показателя, В случае если используется один показатель, КЗ = 1; Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если , - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред); при этом НЦБmax = КЗ x 100, где: КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1; Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 Правил; НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о установлении в Конкурсной документации по Показателям N N 2, 3 формулы расчета баллов, не предусмотренные пунктами 21 - 24 Правил.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что в Конкурсной документации не раскрыто понятие "обоснования достижения и (или) повышения качества работ (услуг)", а также не раскрыто какое "влияние применения каждого алгоритма" является "раскрытым".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП Кириллиной С.И. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 04.05.2016 по делу N К - 691/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 мая 2016 г. N К-691/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был