Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО СМК "РосПроект" (далее - Заявитель) на действия Федерального дорожного агентства (далее - Уполномоченный орган) при проведении Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на Выполнение работ (оказание услуг) в целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки и права оперативного управления на участки автомобильных дорог и установления придорожных полос автомобильных дорог в качестве организатора централизованных торгов:
Лот N1 - Проведение работ по разделу автомобильных дорог федерального значения на участках автомобильных дорог Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск. Подъезд к г. Томск с км 0+000 по км 9+991 и с км 27+681 по 31+800, А/д Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск с км 1442+660 по км 1454+009, утративших федеральное значение в связи с образованием в составе федеральных автомобильных дорог дублирующих участков, в том числе проведения работ по разделу земельных участков полос отвода в целях государственной регистрации права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования для нужд ФКУ "Сибуправтодор" (далее - Заказчик N 1);
Лот N 2 - Проведение работ в целях уточнения границ полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения для нужд ФКУ "Управление автомобильной магистрали "Москва-Волгоград" (далее - Заказчик N 2);
Лот N 3 - Проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости: а/д А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола", км 0+000 - км 57+000; а/д А-180 "Нарва" Санкт-Петербург - граница с Эстонской Республикой, подъезд к МТП Усть-Луга, км 0+000 - км 44+300 для нужд ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик N 3) (номер извещения 0173100005716000018) (далее - Конкурс),
и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа при проведении Уполномоченным органом, Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа:
1. В конкурсной документации надлежащим образом не установлено требование о предоставлении участником закупки в составе своей заявки на участие в Конкурсе документов и сведений подтверждающие непринадлежность участника закупки к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. В Конкурсной документации неправомерно установлены дополнительные требования к участникам Конкурса.
3. Осуществление закупки по Лоту N 1 путем проведения открытого конкурса неправомерно.
4. В проектах государственных контрактов, являющихся неотъемлемой частью Конкурсной документации, неправомерно не установлены условия о предоставлении заказчиками в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
5. Из положений проекта государственного контракта по Лоту N 2, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, следует, что срок действия контракта прекращает свое действие до истечения обязательств по оплате Заказчиком N 2, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) дата окончания срока подачи заявок - 20.05.2016;
4) начальная (максимальная) цена контракта:
- по Лоту N 1 - 1 569 799 рублей;
- по лоту N 2 - 13 841 97 рублей;
- по лоту N 3 - 7 785 014;
5) на участие в Конкурсе подано:
- по Лоту N 1 - 2 заявки от участников закупки;
- по Лоту N 2 - 4 заявки от участников закупки;
- по Лоту N 3 - 5 заявок от участников закупки;
6) к участию в Конкурсе допущено:
- по Лоту N 1 - 2 участника закупки;
- по Лоту N 2 - 3 участника закупки;
- по Лоту N 3 - 4 участника закупки;
7) победителем Конкурса признано:
- по Лоту N 1 - ООО "Геоцентр" с предложением о цене контракта 1 412 819,10 рублей;
- по Лоту N 2 - ООО "Геоцентр" с предложением о цене контракта 12 457 780,20 рублей;
- по Лоту N 3 - ООО "ГеоСервис" с предложением о цене контракта 7 590 388,65 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, в конкурсной документации надлежащим образом не установлено требование о предоставлении участником закупки в составе своей заявки на участие в Конкурсе документов и сведений, подтверждающих непринадлежность участника закупки к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, что не соответствует статье 14, пунктам 2, 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 2, 8 части 3 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик, в том числе указывает:
- требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
- условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
Извещением о проведении Конкурса, пунктом 10 раздела I "Общие условия конкурса" Конкурсной документации установлены единые требования к участникам Конкурса, в том числе:
"В открытом конкурсе могут принимать участие юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, соответствующие следующим условиям:
1.8. Участник закупки не является организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики. Соответствие требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, которые осуществляют выполнение работы, являющейся объектом закупки. Участниками данной закупки не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турции, а также организации, контролируемые ими и (или) турецкими гражданами (п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457)".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа сообщили, что при подготовке Конкурсной документации, извещения о проведении Конкурса единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики установлено на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, учитывая, что Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлено требований о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в Конкурсе документов и сведений, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в пункте 12 раздела I "Общие условия конкурса" Конкурсной документации неправомерно установлены дополнительные требования к участникам Конкурса.
Согласно пункту 12 "Требования к содержанию, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе" раздела I "Общие условия конкурса" Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в Конкурсе оформляется в виде тома, который должен содержать информацию и документы, в том числе:
"9.1) Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе 3 контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) либо 4 и более контрактов (при этом не менее чем 75% контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт (В случае, если НМЦК составляет 15 миллионов рублей и менее и участником закупки, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦК).
Данная информация предоставляется в составе заявки в случае если участником конкурса представлено предложение о цене со снижением более 25% от начальной (максимальной) цены контракта и принято решение о предоставлении в качестве подтверждении добросовестности информации, указанной в ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что указанные положения Конкурсной документации являются антидемпинговыми мерами, а не дополнительными требованиями к участникам Конкурса, и установлены в соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37, пункта 4 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:
- в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса.
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
При этом частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, изложенное Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные положения Конкурсной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, осуществление закупки по Лоту N 1 путем проведения открытого конкурса неправомерно, поскольку в состав работ входят работы по технической инвентаризации, относимые к коду 68.32.13.110 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), которые включены в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
В данном Перечне товары, работы или услуги классифицированы в соответствии с ОКПД2.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки по Лоту N 1 является проведение работ по разделу автомобильных дорог федерального значения на участках автомобильных дорог Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск. Подъезд к г. Томск с км 0+000 по км 9+991 и с км 27+681 по 31+800, А/д Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск с км 1442+660 по км 1454+009, утративших федеральное значение в связи с образованием в составе федеральных автомобильных дорог дублирующих участков, в том числе проведения работ по разделу земельных участков полос отвода в целях государственной регистрации права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа сообщили, Конкурсной документацией, а также техническим заданием по Лоту N 1 не предполагается выполнение работ по технической инвентаризации недвижимого имущества нежилого фонда.
Также представители Уполномоченного органа пояснили, что согласно техническому заданию по Лоту N 1 необходимо выполнить работы (оказать услуги) (оказание услуг) по разделу автомобильных дорог федерального значения, утративших федеральное значение в связи с образованием в составе федеральных автомобильных дорог дублирующих участков, в том числе проведения работ по разделу земельных участков полос отвода в целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки и права оперативного управления на участки автомобильных дорог и установления придорожных полос автомобильных дорог. Указанные работы (услуги) отнесены к коду 71.12.35.110 ОКПД2 и не включены в Перечень.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своей жалобы надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, в проектах государственных контрактов, являющихся неотъемлемой частью Конкурсной документации, неправомерно не установлены условия о предоставлении заказчиками в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление N 190) определены случаи и порядок предоставления заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе и Постановления N 190 не устанавливают обязанность государственных (муниципальных) заказчиков указывать в документации о закупке положения об отсрочке уплаты неустоек.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, из положений проекта государственного контракта по Лоту N 2, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, следует, что срок действия контракта прекращает свое действие до истечения обязательств по оплате Заказчиком N 2, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 6.1 проекта государственного контракта по Лоту N 2, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, установлено:
"Сроки выполнения работ:
Начало - с момента подписания Контракта
Окончание - "15" декабря 2016 года".
Согласно пункту 15.1 проекта государственного контракта по Лоту N 2, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до 31.12.2016".
Из пункта 5.3 проекта государственного контракта по Лоту N 2, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, следует, что оплата выполненных работ производится в следующем порядке:
- на основании подписанного Сторонами Контракта Акта приема-передачи результата выполненных работ (по каждому этапу работ - Приложение N 3) и счета;
- заказчик производит оплату в течение 28 (двадцати восьми) календарных дней с момента получения должным образом оформленных документов от Подрядчика.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа сообщили, что из положений проекта контракта по Лоту N 2 следует, что оплата может быть произведена в течении любого срока, но не позднее 28 дней. Кроме того, согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации окончание срока действия контракта (договора) не является основанием для невыполнения стороной по контракту (договору) принятых на себя обязательств, в том числе по оплате.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку своих представителей не обеспечил, а также не представил в составе своей жалобы надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО СМК "РосПроект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 мая 2016 г. N К-847/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был