Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск-Сурское - Ульяновск до автодороги 1 Р 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия" (I пусковой комплекс) (3 очередь строительства) (номер извещения 0309200000216000036) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика неправомерно выбравшего способ осуществления закупки, путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 809 648 981 рубль;
4) дата окончания подачи заявок - 06.06.2016.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 25.05.2016 на 26.05.2016.
1. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р. 13.05.2016 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, в соответствии с которым примечание N 4 в Перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13)) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Следовательно заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включённых в код ОКПД 41.2, 42, 43, а именно работы строительные (кроме коды 43.13).
Представители Заказчика пояснили, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходили из объекта закупки.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение остатков подрядных работ по строительству объекта: "Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск-Сурское - Ульяновск до автодороги 1 Р 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 000 000 рублей и составляет 809 648 981 рубль, код ОКПД2 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов". Кроме того, извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.05.2016.
Следовательно, в соответствии с действующим на момент публикации извещения о проведении Конкурса законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчик не вправе был проводить Конкурс при осуществлении закупки.
При этом, согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление).
В соответствии с пунктом 5 Приложения 2 к Постановлению в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей, у Заказчика имеются правовые основания для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
При этом представители Заказчика сообщили, что в объект закупки не включены особо опасные, технически сложные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения.
Принимая во внимание, что в рамках сформированного Заказчиком закупки предполагается осуществление работ строительных включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД, Комиссия приходит к выводу о том, что осуществление рассматриваемой закупки путем проведения отрытого конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, в рассматриваемом случае закупка работ по строительству автодороги не может осуществляться путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии: "Цена контракта" - значимость критерия: 60%, "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" - значимость критерия: 15%, "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость критерия: 25%.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен показатель "Качество работ", в соответствии с которым:
"В рамках показателя "Качество работ" оценивается описание участником открытого конкурса выполняемых работ - шкала предельных величин значимости показателя "Качество работ" представлена в Таблице N1 настоящего пункта конкурсной документации.
По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения государственного контракта, предложенной участником открытого конкурса.
Оценка заявок по показателю "Качество работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов).
При оценке заявок по показателю "Качество работ" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ и содержащая наиболее полные и качественные сведения. При подготовке заявки по показателю "Качество работ" Участникам необходимо руководствоваться: - Приложением N 2. Проект государственного контракта с приложениями; - Приложением 3. Ведомость объемов работ; Приложением N 4. Проектная документация; СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" (СП 48.13330.2011 "Организация строительства")".
Установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок:
N п/п Показатели Предельные
величины значимости
"Качество работ"
1 Пояснительная записка,
содержащая описание участником закупки систем обеспечения качества, контроля качества и мероприятий по контролю качества Максимальное значение - 20 баллов
1.1. - система мероприятий по контролю качества работ, полностью соответствующая составу выполняемых работ, имеющая сертификат о наличии сертифицированной системы менеджмента качества не ниже ГОСТ ISO 9001-2011. 20 баллов
При неполном представлении информации по показателю 10 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2 Проект производства работ Максимальное значение - 80 баллов
Регламентирует организацию производства строительных работ в соответствии с ГОСТ, СНиП, СП, технологическими правилами, требованиями к охране труда, экологической безопасности и качеству работ и включает в себя:
2.1. - технологические карты на все без исключения виды операций, необходимых для реализации работ по предмету настоящей закупки, которые должны содержать технологические схемы на выполнение каждого отдельного вида работ. Количество технологических карт определяется в соответствии с принятой на предприятии участника конкурса технологией выполнения работ,
- описание методов производства работ
10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.2. - План обеспечения работ трудовыми ресурсами 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.3. - Расчет потребности машин и механизмов с описанием последовательности выполнения операций необходимых для выполнения работ на Объекте, в соответствии с проектной документацией в стадии "П" с представлением графика их работы на Объекте. Расчёт должен отражать покрытие потребности в машинах и механизмах за счет собственной и (или) арендованной техники в соответствии с Проектом; 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.4. - решение по технике безопасности, организации безопасности дорожного движения, описание комплекса природоохранных мероприятий, подлежащих выполнению в связи с производством работ, которые должны быть выполнены по предмету настоящего заказа и в соответствии с ними должны быть разработаны мероприятия по обеспечению безопасности выполнения этих работ и дорожного движения; 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.5. - график поставки строительных материалов конструкций, изделий и оборудования и расчет потребности в материалах содержащий информацию о сроках и объёмах поставок строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования на Объект; 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.6. - решение по производству геодезических работ, которое должно содержать основные способы проведения геодезических работ, включающее схемы размещения основных геодезических построений; 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.7. - строительный план, на котором должны быть показаны проектируемые и существующие постоянные здания и сооружения, расположение временных зданий, сооружений, механизированных установок и коммуникаций, необходимых для производства строительно-монтажных работ. (СП 48.13330.2011) 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.8 - календарный график производства подрядных работ, составленный по форме приложения N 1 к государственному контракту (проект прилагается) и основывается на определенных участником закупки объёмах работ и сроках их выполнения, в зависимости от трудозатрат и необходимого для выполнения работ количества машино-часов, рассчитанных на основе фактически имеющихся в наличии у участника закупки людских ресурсов, а также машин и механизмов, определяет продолжительность выполнения всех видов работ по предмету заказа с учетом их технологической последовательности и совместимости во времени в полном соответствии с технологией производства всех видов работ, предусмотренных в проектной документации, а также содержит помесячные объемы освоения бюджетных средств по видам работ и общую стоимость работ из конкурсного предложения участника заказа на весь срок выполнения работ. 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку порядок оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" не соответствует требованиям Правил оценки заявок, а именно:
1) отсутствует указание на исчерпывающий перечень сведений, подлежащих описанию, вместе с тем, оценке подлежит именно полнота описания сведений.
2) не установлен коэффициент значимости, в соответствии с которым будет производиться оценка заявок.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен, в том числе, показатель "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ", в соответствии с которым установлен следующий порядок оценки:
"Наличие производственных мощностей, состоящих из:
1) Автотранспорт и иные основные средства, необходимые для выполнения работ, в соответствии с Потребностью основных механизмов. Приложение N4 к Конкурсной документации - Проектная документация. (В приложении N4 указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы - следует читать "или эквивалент").
2) Асфальтобетонный завод мобильный или расположенный на расстоянии не далее 40 км от Объекта;
3) Лабораторное сопровождение сертифицированной лабораторией выпуска а/б смеси, приемки материалов на Объекте и выполнения технологических операций.
Наличие производственных мощностей подтверждается документально - в собственности или в аренде. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов: паспорта технических средств (птс/псм) и/или договоры аренды, договоры финансовой аренды (лизинг), копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства выполняемых работ, являющихся предметом конкурса, из которых можно определить их технические характеристики для идентификации с Потребностью основных механизмов, свидетельства об аттестации или аккредитации лаборатории, свидетельства о поверке средств измерений. Лучшим условием исполнения контракта будет считаться предложение, сделанное участником закупки, предложившим наибольшее количество производственных мощностей (Кmax). Рейтинг остальных предложений по данному критерию будет определен по Формуле -2. При отсутствии информации о наличии производственных мощностей по одному из условий, указанных в пунктах 1 - 3 настоящего раздела - предложение приравнивается к 0 (нулю)"
Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ" отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными участниками закупки в своих заявка.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 26.05.2016 по делу N К-849/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 мая 2016 г. N К-849/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был