Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции участков автомобильной дороги Ижевск-Сарапул в Удмуртской Республике (номер извещения 0113200003816000052) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика неправомерно выбравшего способ осуществления закупки, путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 24.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 610 423 277 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.06.2016;
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ осуществления закупки, путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.
13.05.2016 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, в соответствии с которым примечание N 4 в Перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13)) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Следовательно, заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включённых в код ОКПД2 41.2, 42, 43, а именно работы строительные (кроме коды 43.13).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходили из объекта закупки.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение подрядных работ по реконструкции участков автомобильной дороги Костино-Камбарка км 10+200 - км 44+200 в Сарапульском районе, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 000 000 рублей и составляет 2 846 210 404 рублей, код ОКПД2 42.11.20.000. Кроме того, извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 24.05.2016.
Следовательно, в соответствии с действующим на момент публикации извещения о проведении Конкурса законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчик не вправе был проводить Конкурс при осуществлении закупки.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В рамках внеплановой проверке установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (Значимость критерия: 60%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок"
(Значимость критерия: 10%), "Квалификация участников закупки" (далее - Критерий N 3) (Значимость критерия: 30%).
N п/п Нестоимостные критерии оценки заявок на участие в конкурсе Значение
в баллах Значимость критерия , %
I Критерий оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" 100 10
Показатели по критерию Значение
в баллах Значимость показателя критерия ,%
1. Качество работ
1.1. наличие аттестованной компетентной испытательной лаборатории 100 100
1.2. отсутствие аттестованной компетентной испытательной лаборатории 0
II Критерий оценки "квалификация участников закупки" 100 30
Показатели по критерию Значение
в баллах Значимость показателя критерия ,%
2. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ с высшим и средним техническим образованием по предмету контракта, на право заключить который проводится закупка
2.1. наличие 50 специалистов и более 15 15
2.2. наличие до 50 специалистов 0
3. Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема по предмету контракта, на право заключить который проводится закупка за последние 5 лет до даты подачи заявок на участие в конкурсе.
3.1. - наличие копии 1 ранее исполненного контракта (договора), информация о котором внесена в единый реестре государственных и муниципальных контрактов (при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 75 % начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка)
- наличие 1 копии акта приемки объекта капитального строительства или копии акта о приемке выполненных работ 60
60
3.2. - отсутствие копии 1 ранее исполненного контракта (договора), информация о котором внесена в единый реестре государственных и муниципальных контрактов (при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 75 % начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка)
- отсутствие 1 копии акта приемки объекта капитального строительства или копии акта о приемке выполненных работ 0
4. Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ по предмету контракта, на право заключить который проводится закупка (год выпуска - не ранее 2010 г.)
4.1. Наличие указанного количества оборудования и более:
1) Автокран - 5 шт.
2) Экскаватор с объемом ковша 1 м3 - 10 шт.
3) Бульдозер - 10 шт.
4) Автогрейдер - 5 шт.
5) Каток самоходный гладковальцовый массой до 8 т. - 4 шт.
6) Каток самоходный гладковальцовый массой до 13 т. - 4 шт.
7) Каток на пневмоходу массой до 25 т. -5шт.
8) Автосамосвалы 15т. - 50 шт.
9) Асфальтоукладчик - 2 шт.
10) Установка холодного фрезерования - 1 шт. 15
15
4.2. Наличие менее указанного количества оборудования:
1) Автокран - 5 шт.
2) Экскаватор с объемом ковша 1 м3 - 10 шт.
3) Бульдозер - 10 шт.
4) Автогрейдер - 5 шт.
5) Каток самоходный гладковальцовый массой до 8 т. - 4 шт.
6) Каток самоходный гладковальцовый массой до 13 т. - 4 шт.
7) Каток на пневмоходу массой до 25 т. -5шт.
8) Автосамосвалы 15т. - 50 шт.
9) Асфальтоукладчик - 2 шт.
10) Установка холодного фрезерования - 1 шт. 0
5. Деловая репутация участника закупки по предмету контракта, на право заключить который проводится закупка за последние 5 лет до даты подачи заявок на участие в конкурсе.
5.1. наличие 5 и более положительных отзывов, рекомендаций о результатах выполненных работ сопоставимого характера и объема 10 10
5.2. наличие до 5 положительных отзывов, рекомендаций о результатах выполненных работ сопоставимого характера и объема 0
По критерию N 1 установлен показатель "Качественные, функциональные, экологические характеристики объекта", в соответствии с которым оценке подлежит наличие или отсутствие аттестованной компетентной испытательной лаборатории.
Вместе с тем, предоставление указанных сведений относимо к оценке квалификации участника закупки.
По критерию N 2 установлен, в том числе показатель "Квалификация трудовых ресурсов", в соответствие с которым оценке подлежат специалисты (руководители и ключевые специалисты), предлагаемые для выполнения работ с высшим и средним техническим образованием по предмету контракта, на право заключить который проводится закупка.
Вместе с тем, в документации отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, поскольку по указанным показателям различному количеству специалистов присваивается одинаковое количество баллов.
По критерию N 3 установлен, в том числе показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема" в соответствии с которым оценке подлежит наличие или отсутствие одного ранее исполненного контракта.
Вместе с тем, Конкурсной документацией не раскрыто содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ, с предметом осуществляемой закупки.
При этом, по Критериям NN 2,5, также, не раскрыта сопоставимость характера и объема отзывов о результатах выполненных работ, сопоставимость квалификации трудовых ресурсов с предметом осуществляемой закупки.
По критерию N 5 установлен, в том числе показатель "Деловая репутация участника закупки", в соответствие с которым оценке подлежат наличие положительных отзывов или рекомендаций о результатах выполненных работ сопоставимого характера и объема.
Вместе с тем, в Конкурсной документации отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, поскольку по указанным показателю различному количеству отзывов присваивается одинаковое количество баллов.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостным критериям, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту "д" раздела 7 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу на участие в конкурсе, и инструкция по ее заполнению" Конкурсной документации, участник в составе заявке должен приложить
"документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в пункте 1 части 2 раздела 4 конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, или копии таких документов - копия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, являющимся предметом закупки".
Таким образом, действия Заказчика, не установивших в Конкурсной документации надлежащим образом требование о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктами 2, 8 части 3 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик, в том числе указывает:
- требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
- условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе выполнение строительно-монтажных работ.
При этом из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
Извещением о проведении Конкурса, а также пунктом 7.7 Информационной карты Конкурсной документации установлен запрет допуска работ, выполнение которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турции, а также организациями, контролируемыми ими и (или) турецкими гражданами.
Вместе с тем, пункт "к" раздела 7 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу на участие в конкурсе, и инструкция по ее заполнению" содержат следующие положения:
"Заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе
- документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемой им работы условиям, запретам и ограничениям в случае в соответствии со статьей 14 Федерального закона, или заверенные копии таких документов, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в разделе 17 конкурсной документации. В случае, если заказчиком в разделе 17 конкурсной документации установлены условия, запреты и ограничения в соответствии со статьей 14 Федерального закона, участник предоставляет декларацию о своей непринадлежности к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики"
Учитывая, что Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, в Конкурсной документации неправомерно установлено требований о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в Конкурсе документов и сведений, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24, пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 31.05.2016 по делу N К-868/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 мая 2016 г. N К-868/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был