Проект
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности", а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти во втором полугодии 2015 г., утвержденным 10 июня 2015 г. N 951-ОФ/Д26вн, Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минтранса России от 23 июля 2014 г. N 196 "Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта", зарегистрированного в Минюсте России 14 августа 2014 г. N 33589* (далее соответственно - Приказ N 196, Перечень).
Для проведения экспертного исследования положений Приказа N 196 была создана экспертная группа.
В ходе проведения экспертизы Приказа N 196 с 23 сентября 2015 г. по 21 октября 2015 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях Приказа N 196, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
По результатам проведения публичных консультаций Минэкономразвития России совместно с экспертной группой подготовлено настоящее заключение по итогам экспертизы.
Отмечаем, что Минэкономразвития России также проводило оценку регулирующего воздействия на проект приказа Минтранса России "Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта", по результатам которой было подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия, содержащее вывод о наличии в проекте приказа положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению (письмо Минэкономразвития России от 29 июля 2014 г. N 17832-ОФ/Д26и).
Приказом N 196 устанавливается перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, вследствие чего включенные в него объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства выводятся из сферы регулирования Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - закон N 16-ФЗ).
Ключевыми рисками правоприменения Приказа N 196, выявленными по результатам настоящей экспертизы, являются следующие.
1. В Перечень, среди прочего, включены транспортные средства категории М2 и М3, используемые для перевозки учащихся от места проживания к месту обучения и обратно, на безвозмездной основе.
Транспортные средства, осуществляющие перевозку учащихся от места проживания к месту обучения и обратно, в соответствии с пунктом "а" части 11 статьи 1 закона N 16-ФЗ могут быть отнесены к транспортным средствам автомобильного транспорта, используемых для перевозки пассажиров. Одновременно частью 1 статьи 27 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Устав), утвержденного Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ, среди прочего, установлено, что перевозка пассажиров по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Одновременно частью 2 статьи 27 Устава в качестве одного из обязательных реквизитов договора фрахтования указан размер платы за пользование транспортным средством. Таким образом, на практике существует риск, что транспортные средства категории М2 и М3, зафрахтованные образовательными учреждениями для перевозки учащихся от места проживания к месту обучения, могут попасть в сферу регулирования закона N 16-ФЗ.
При этом статьей 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) под транспортным обеспечением обучающихся подразумевается организация их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать рассматриваемую норму проекта акта с учетом положений статьи 40 Федерального закона N 273-ФЗ.
2. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 закона N 16-ФЗ к основным принципам обеспечения транспортной безопасности отнесен принцип интеграции в международные системы безопасности.
Одновременно частью 5 статьи 5, частью 5 статьи 9 закона N 16-ФЗ устанавливается, что требования к проведению оценки уязвимости и к разработке плана охраны морского судна устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации.
Таким международным договором является Международный кодекс охраны судов и портовых средств (Кодекс ОСПС), одобренный Резолюцией N 2 Конференции договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года от 12 декабря 2002 г., где определены типы судов, к которым применяются его требования. Согласно пункту 3.1 Кодекса ОСПС он применяется к грузовым судам, включая высокоскоростные суда, вместимостью 500 и более. Таким образом, на грузовые суда вместимостью менее 500 не распространяется регулирование Кодекса ОСПС, что приводит к целесообразности доработки Перечня в части включения в него грузовых судов вместимостью менее 500.
Учитывая изложенное, предлагается использовать критерии аналогичные критериям, зафиксированным в Кодексе ОСПС, что потребует включения в раздел II. "Транспортные средства" подраздела "Морской транспорт", содержащего грузовые суда, вместимостью менее 500.
Дополнительно требуется обратить внимание, что отсутствие в Перечне грузовых судов вместительностью менее 500 фактически приводит к снижению конкурентоспособности отечественных перевозчиков судами вместимостью менее 500 вследствие роста необходимых затрат на реализацию положений законодательства о транспортной безопасности, не учитывающего положения международного законодательства в указанной сфере.
3. На Европейской территории Российской Федерации действуют более 5 тысяч речных причалов, среднесуточный пассажиропоток которых незначителен и составляет менее 50 пассажиров в сутки. При этом в осенний и зимний периоды пассажиропоток на данных причалах значительно уменьшается или прекращается. Между тем, в соответствии с требованиями закона N 16-ФЗ оборудование данных причалов повлечет расходы от 250 тысяч рублей на каждый из таких причалов. В целом по отрасли совокупные расходы составят 1,25 млрд. рублей. Указанные расходы на практике для соответствующих субъектов могут носит избыточный характер, способный привести к риску закрытия или перепрофилированию значительного ряда объектов транспортной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, в подраздел "Речной транспорт" раздел I "Объекты транспортной инфраструктуры" считаем целесообразным включить причалы, наиболее оптимальный среднесуточный пассажиропоток которых составляет менее 50 пассажиров в сутки.
4. В Перечень не включены несамоходные морские суда и суда внутреннего водного транспорта.
Вместе с тем несамоходные суда всех типов не имеют экипажа и пассажиров (т.е. отсутствует как риск жизни, так и персонал, который может выполнить требования транспортной безопасности на судне). Кроме того, на несамоходных судах отсутствует электроснабжение, что предполагает невозможность выполнения ряда требований по оборудованию транспортного средства. При этом транспортная безопасность несамоходных судов осуществляется силами обеспечивающего судна (буксира/толкача).
Ответственность за обеспечение транспортной безопасности (далее - ОТБ) несамоходных барж (секций грузового состава) возлагается на капитана буксира-толкача, что определено в плане ОТБ соответствующего судна. При этом категорирование несамоходных транспортных средств (далее - НТС) предполагает последующее проведение оценки уязвимости и разработку плана ОТБ, что требует соответствующих расходов, однако, из-за отсутствия экипажа на НТС, реализация Плана ОТБ также возлагается на экипаж буксира-толкача.
Таким образом, представляется целесообразным дополнить раздел II Перечня подразделами морского и речного транспорта, включающего несамоходные морские суда, смешанного (река-море) плавания и внутреннего водного транспорта.
5. В разделе I Перечня в категории "Речной транспорт" к некатегорируемым объектам отнесены только участки внутренних водных путей в границах Южного федерального округа Российской Федерации.
Полагаем необоснованным распространение данного пункта исключительно на один федеральный округ. Принимая во внимание, в том числе тот факт, что внутренние водные пути находятся в федеральной собственности, предлагаем в отношении внутренних водных путей установить единый правовой режим на всей территории Российской Федерации, при этом аналогичный с режимом для акваторий морских портов.
Учитывая изложенное, предлагается распространить действие Приказа N 196 на все участки внутренних водных путей.
По итогам экспертизы в соответствии с абзацем 2 пункта 3 Постановления N 633 Минэкономразвития России считает целесообразным направить в установленном порядке в Минюст России предложения о необходимости внесения следующих изменений в отдельные положения Приказа N 196:
1) В разделе II "Транспортные средства" категории "Автомобильный транспорт" пункт "Транспортные средства категории M2 и M3, используемые для перевозки учащихся от места проживания к месту обучения и обратно, на безвозмездной основе" привести в соответствие с нормами статьи 40 Федерального закона N 273-ФЗ;
2) Раздел II "Транспортные средства" дополнить:
- категорией "Морской транспорт", включив в него пункты, предусматривающие несамоходные морские суда и смешанного (река-море) плавания, а также суда вместимостью менее 500;
- категорией "Речной транспорт", включив в него пункты, предусматривающие несамоходные суда внутреннего водного транспорта и суда вместимостью менее 500;
3) в разделе I "Объекты транспортной инфраструктуры" категорию "Речной транспорт" дополнить нормой, включающей причалы, среднесуточный пассажиропоток которых составляет менее 50 пассажиров в сутки;
4) в разделе I "Объекты транспортной инфраструктуры" в категории "Речной транспорт" слова "в границах Южного федерального округа Российской Федерации" исключить.
------------------------------
* "Российская газета", N 199, 03.09.2014
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ от 24 декабря 2015 г. "По итогам экспертизы приказа Минтранса России от 23 июля 2014 г. N 196 "Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта"
Текст заключения официально опубликован не был