Решение Суда по интеллектуальным правам от 30 мая 2016 г. по делу N СИП-715/2015
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2016 года
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2016 года
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Лапшиной И.В.,
судей Булгакова Д.А., Рассомагиной Н.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жандаровой И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ФЕШНТВ" (Подкопаевский пер., д. 5, Москва, 109028, ОГРН 1077759059850)
к компании "ФЕШН ТиВи Программгезельшафт мбХ" / FASHION TV Programmgesellschaft mbH (Wasagasse 4, A-1090 Wien, Austria)
о досрочном прекращении правовой охраны на территории Российской Федерации товарного знака по международной регистрации N 710826А в отношении всех товаров 09-го и услуг 38-го и 41-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200), закрытое акционерное общество "ИНТЕРМОДА" (Б. Каретный пер., д. 24, Москва, 127051, ОГРН 1127747293783).
В судебном заседании приняли участие представители истца: Стукалова В.В. по доверенности от 19.02.2016, Агапцев И.Ф. по доверенности от 22.12.2015.
Суд по интеллектуальным правам установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФЕШНТВ" (далее - общество "ФЕШНТВ") обратилось в Суд по интеллектуальным правам с исковым заявлением к компании "ФЕШН ТиВи Программгезельшафт мбХ" / FASHION TV Programmgesellschaft mbH (далее - компании "ФЕШН ТиВи Программгезельшафт мбХ") о досрочном прекращении на территории Российской Федерации правовой охраны товарного знака по международной регистрации N 710826А в отношении всех товаров 09-го и услуг 38-го и 41-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ).
Определением Суда по интеллектуальным правам от 27.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Определением Суда по интеллектуальным правам от 29.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "ИНТЕРМОДА" (далее - общество "ИНТЕРМОДА").
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем публикации указанных сведений на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель общества "ФЕШНТВ" заявленные требования поддержал, утверждая, что спорный товарный знак не использовался правообладателем на протяжении трех лет до даты подачи искового заявления.
Представители компании "ФЕШН ТиВи Программгезельшафт мбХ", Роспатента и общества "ИНТЕРМОДА" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Согласно частям 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие. При неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, представленные в материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
9-го класса МКТУ - "магнитные пленки, видеопленки, экспонированная кинематографическая пленка, средства записи аудио и / или видео, средства цифровой записи, диски для звуковой записи, компакт-, аудио-, видео-, и оптические диски; аудио- и видеокассеты, дисководы для чтения компакт-дисков; электронные игры; серверы баз данных";
38-го класса МКТУ - "телекоммуникационные услуги, информационные агентства; трансляция радио- и телевизионных передач; телевизионная трансляция; услуги по радио- и телевизионных передач; трансляция информации через Интернет";
41-го класса МКТУ - "развлекательные программы; производство фильмов для кинематографической или телевизионной сферы, производство телевизионных передач; публикация книг, журналов, записей, компакт-дисков и кассет; радиовещательные и телевизионные развлекательные передачи; производство радио- и телепередач; производство записей данных, компакт-дисков, аудио- и видео кассет; услуги по студийной записи, агентства исполнительного искусства, прослушивание артистов, изучение художественных проектов; создание представлений; организация концертов, организация выставок культурного и образовательного назначения; выступления оркестров и певцов; ночные клубы; прокат фильмов; звукозапись, оборудование и установки для демонстрации фильмов и театральные декорации; организация состязаний в области образования и развлечения".
Общество "ФЭШНТВ", ссылаясь на свою заинтересованность в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по международной регистрации N 710826А в отношении всех товаров 9-го и услуг 38-го, 41-го классов, указанных в регистрации, и полагая, что названный товарный знак не используется правообладателем на протяжении последних трех лет, обратилось в суд с заявлением о досрочном прекращении его правовой охраны на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 01.03.2011 N 14503/10 и от 17.09.2013 N 5793/13, системное толкование норм статей 1484 и 1486 ГК РФ позволяет сделать вывод об обязанности правообладателя использовать зарегистрированный товарный знак как условие сохранения права на него. Обязательность использования права на товарный знак призвана обеспечивать реальное функционирование товарных знаков в гражданском обороте.
Применительно к пункту 1 статьи 1486 ГК РФ заинтересованным лицом может быть признано любое лицо, имеющее законный интерес в прекращении правовой охраны неиспользуемого товарного знака.
К таким лицам могут быть отнесены производители однородных товаров (работ, услуг), в отношении которых (или однородных им) подано заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, имеющие реальное намерение использовать спорное обозначение в своей деятельности, и осуществившие необходимые подготовительные действия к такому использованию, в частности, подавшие заявку на регистрацию тождественного или сходного обозначения.
Истец по делу о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с неиспользованием должен доказать свою заинтересованность в прекращении правовой охраны спорного товарного знака. При этом однородность производимых истцом товаров и оказываемых им услуг товарам и услугам, для которых зарегистрирован товарный знак, учитывается для целей статьи 1486 ГК РФ (пункт 42 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015).
Заявление общества "ФЕШНТВ" мотивировано тем, оно является владельцем телеканалов "Fashion TV Network" и "Fashion TV HD", а также осуществляет деятельность по ретрансляции телепередач посредством кабельной телекоммуникационной связи.
При этом обществом "ФЕШНТВ" получена вся разрешительная документация, в том числе, им оформлены лицензии на осуществление кабельного вещания, а каналы "Fashion TV Network" и "Fashion TV HD" зарегистрированы в качестве средств массовой информации.
Также общество "ФЕШНТВ" указывает, что обратилось в Роспатент с заявкой N 2015741920 на регистрацию комбинированного товарного знака со словесным элементом "f" в отношении услуг 35, 38 и 41-го классов МКТУ.
Общество "ФЕШНТВ" полагает, что обозначение по указанной заявке и обозначение товарного знака по международной регистрации N 710826А сходны до степени смешения. При этом товары 09-го класса и услуги 38, 41-го классов МКТУ спорного товарного знака однородны услугам 35, 38 и 41-го классов МКТУ по заявке N 2015741920.
Таким образом, по мнению общества "ФЕШНТВ", выявленное сходство до степени смешения между обозначением по заявке N 2015741920 и обозначением спорного товарного знака является препятствием для регистрации товарного знака истца.
В подтверждение своей заинтересованности обществом "ФЕШНТВ" представлены следующие доказательства: уведомление о поступление заявки N 2015741920 от 21.12.2015 (т. 1 л.д. 14), нотариально удостоверенный перевод на русский язык свидетельства о регистрации товарного знака по международной регистрации N 710826А (т. 1 л.д. 118-122), заявку N 2015741920 на регистрацию товарного знака (т.2 л.д. 21-22), свидетельство о регистрации средства массовой информации "Fashion TV Network" от 27.01.2012 N ФС77-48379 (т. 2 л.д. 23), свидетельство о регистрации средства массовой информации "Fashion TV HD" от 27.01.2016 N ФС77-48380 (т. 2 л.д. 24), лицензию на осуществление телевизионного вещания от 13.02.2008 серия ТВ N 13059 (т. 2 л.д. 25-29), информацию из открытого Реестра лицензий на деятельность по телерадиовещанию Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о лицензии на вещание от 23.11.2012 N 17231 (т. 2 л.д. 30), лицензию на осуществление телевизионного вещания от 02.03.2012 серия ТВ N 20105 (т. 2 л.д. 31-34), лицензию на осуществление телевизионного вещания от 13.03.2012 серия ТВ N 20151 (т. 2 л.д. 35-39), информацию об обществе "ФЕШНТВ", расположенную на сайте http://www.ftvchannel.ru (т. 2 л.д. 40-42), перечень лицензиатов общества "ФЕШНТВ" (т. 2 л.д. 43-47), договор на оказание услуг по созданию и размещению в эфире короткометражных аудиовизуальных произведений N ФТВ-1/15 от 22.02.2015, заключенный между обществом "ФЕШНТВ" и обществом с ограниченной ответственностью "Прогрессив Медиа" (далее - договор N ФТВ-1/15 от 22.02.2015) (т. 2 л.д. 48-52), скриншоты трансляции аудиовизуального произведения, осуществляемого обществом "ФЕШНТВ" (т. 2 л.д. 68-69), календарь "РУССКИЙ КУТЮР ГЛАЗАМИ МУЖЧИНЫ" (т. 2 л.д. 70), а также договор на оказание услуг по созданию и размещению в эфире короткометражных аудиовизуальных произведений N ФТВ-2/15 от 02.02.2015, заключенный между обществом "ФЕШНТВ" и обществом с ограниченной ответственностью "Фэшн Пресс" (далее - договор N ФТВ-2/15 от 02.02.2015), договор на оказание услуг по созданию и размещению в эфире короткометражных аудиовизуальных произведений N ФТВ-4/15 от 06.02.2015, заключенный между обществом "ФЕШНТВ" и обществом с ограниченной ответственностью "Импресс Медиа" (далее - договор N ФТВ-4/15 от 06.02.2015), договор на оказание услуг по созданию и размещению в эфире короткометражных аудиовизуальных произведений N ФТВ-5/15 от 25.02.2015, заключенный между обществом "ФЕШНТВ" и обществом с ограниченной ответственностью "СТОРИ МЭГЕЗИН" (далее - договор N ФТВ-5/15 от 25.02.2015), договор на оказание услуг по созданию и размещению в эфире короткометражных аудиовизуальных произведений N ФТВ-6/15 от 27.02.2015, заключенный между обществом "ФЕШНТВ" и обществом с ограниченной ответственностью "Паблик Корнер" (далее - договор N ФТВ-6/15 от 27.02.2015), приложение N 5 от 02.02.2015 к договору N ФТВ-1/15 от 22.02.2015, акты, подтверждающие оказание услуг по договору N ФТВ-1/15 от 22.02.2015, приложение N 1 от 02.02.2015 к договору N ФТВ-2/15 от 02.02.2015, акты, подтверждающие оказание услуг по договору N ФТВ-2/15 от 02.02.2015, приложение N 2 от 20.03.2015 к договору N ФТВ-2/15 от 02.02.2015, приложение N 1 от 25.02.2015 к договору N ФТВ-5/15 от 25.02.2015, акты, подтверждающие оказание услуг по договору N ФТВ-5/15 от 25.02.2015, приложение N 2 от 25.12.2015 к договору N ФТВ-5/15 от 25.02.2015, приложение N 1 от 02.03.2015 к договору N ФТВ-6/15 от 27.02.2015, акты, подтверждающие оказание услуг по договору N ФТВ-6/15 от 27.02.2015, приложение N 1 от 12.02.2015 к договору N ФТВ-6/15 от 27.02.2015, приложение N 1 от 12.02.2015 к договору N ФТВ-4/15 от 06.02.2015, акты, подтверждающие оказание услуг по договору N ФТВ-4/15 от 06.02.2015,приложение N 2 от 10.09.2015 к договору N ФТВ-4/15 от 06.02.2015, приложение N 4 от 04.12.2015 к договору N ФТВ-4/15 от 06.02.2015, договор на оказание видеоуслуг N 2 от 27.06.2014, акт от 26.02.2014 N 22/1-2015 к договору N02/1-2014 от 27.06.2014, акт от 31.12.2015 N 20/1-2015 к договору N02/1-2014 от 27.02.2014, акт от 18.12.2015 N 19/1-2015 к договору от 27.02.2014 N02/1-2014, справку о том, что общество "ФЕШНТВ" является администратором доменного имени FTVCHANNEL.RU, лицензионный договор от 28.02.2013, заключенный между обществом "ФЕШНТВ" и закрытым акционерным обществом "АКАДО-Столица", лицензионный договор от 01.05.2015, заключенный между обществом "ФЕШНТВ" и акционерным обществом "Норильск-Телеком", лицензионный договор от 01.03.2013, заключенный между обществом "ФЕШНТВ" и обществом с ограниченной ответственностью "Нефтеюганский завод по ремонту радиотелевезенной аппаратуры", лицензионный договор от 01.09.2013, заключенный между обществом "ФЕШНТВ" и обществом с ограниченной ответственностью "ОрскТелеком", устав общества "ФЕШНТВ".
В отзыве на исковое заявление компания "ФЕШН ТиВи Программгезельшафт мбХ" указала на то, что действия общества "ФЕШНТВ", направленные на досрочное прекращение спорного товарного знака, являются злоупотреблением правом в соответствии со статьей 10 ГК РФ.
Кроме того, компания "ФЕШН ТиВи Программгезельшафт мбХ" сделала вывод о незаинтересованности общества "ФЕШНТВ" в досрочном прекращении спорного товарного знака, а также об отсутствие у него законного интереса.
Компанией "ФЕШН ТиВи Программгезельшафт мбХ" в подтверждение злоупотребления обществом "ФЕШНТВ" представлены копии документов из дела N А40-32692/2015 (т.1 л.д. 81-117).
Как установлено судом и следует из представленных в материалы дела документов, общество "ФЕШНТВ" занимается предпринимательской деятельностью, связанной с организацией вещания посредством каналов "Fashion TV Network" и "Fashion TV HD".
Кроме того, общество "ФЕШНТВ" осуществляет деятельность по оказанию услуг по созданию и размещению в своем эфире короткометражных аудиовизуальных произведений.
"Обозначение, представленное на регистрацию по заявке N 2015741920"
[обслуживание]; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; производство рекламных фильмов; прокат офисного оборудования и аппаратов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; публикация рекламных текстов; радиореклама; расклейка афиш; реклама наружная; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама почтой; реклама телевизионная; телемаркетинг; услуги в области общественных отношений; услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]" 35-го класса МКТУ, для услуг "агентства печати новостей; вещание беспроводное; вещание телевизионное; вещание телевизионное кабельное; доска сообщений электронная [телекоммуникационные службы]; обеспечение доступа на дискуссионные форумы в интернете; передача сообщений; передача сообщений и изображений с использованием компьютера; передача цифровых файлов; почта электронная; предоставление онлайн форумов; предоставление услуг видеоконференцсвязи; прокат оборудования для телекоммуникационной связи; радиовещание" 38-го класса МКТУ и услуг "бронирование билетов на зрелищные мероприятия; видеосъемка; дискотеки; дублирование; издание книг; информация по вопросам воспитания и образования; информация по вопросам отдыха; информация по вопросам развлечений; киностудии; клубы здоровья [оздоровительные и фитнес тренировки]; макетирование публикаций, за исключением рекламных; микрофильмирование; монтаж видеозаписей; монтирование теле- и радиопрограмм; мюзик-холлы; обеспечение интерактивными электронными публикациями, незагружаемыми; обучение заочное; обучение практическим навыкам [демонстрация]; организация балов; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация досуга; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация конкурсов красоты; организация показов мод в развлекательных целях; организация спектаклей [услуги импресарио]; ориентирование профессиональное [советы по вопросам образования или обучения]; передачи развлекательные телевизионные; переподготовка профессиональная; представления театрализованные; представления театральные; проведение фитнес-классов; проведение экзаменов; производство видеофильмов; производство кинофильмов, за исключением производства рекламных роликов; прокат аудиооборудования; прокат видеокамер; прокат видеомагнитофонов; прокат видеофильмов; прокат декораций для шоу-программ; прокат звукозаписей; прокат кинопроекторов и кинооборудования; прокат кинофильмов; прокат оборудования для игр; прокат осветительной аппаратуры для театров или телестудий; прокат радио- и телевизионных приемников; прокат театральных декораций; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; радиопередачи развлекательные; развлечение гостей; развлечения; редактирование текстов, за исключением рекламных; служба новостей; составление программ встреч [развлечение]; субтитрование; услуги диск-жокеев; услуги образовательно-воспитательные; услуги по распространению билетов [развлечение]; услуги студий записи; услуги устных переводчиков; фотографирование; фоторепортажи; шоу-программы" 41-го класса МКТУ.
Согласно информации из открытого реестра федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" по данной заявке ведется экспертиза обозначения.
"Товарный знак по международной регистрации N 710826А"
"Комбинированное обозначение по заявке N 2015741920
Согласно пункту 41 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (далее - Правила), обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В силу пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
Согласно положениям пункта 42 Правил сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
В соответствии с пунктом 43 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное); сочетание цветов и тонов.
Признаки, установленные в пунктах 42 и 43 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В сравниваемых обозначениях доминирующим элементом, а именно влияющим на восприятие данных обозначений в целом, выступает заключенная в многогранник буква "f".
Кроме того, в сравниваемых обозначениях использован одинаковый шрифт, в них совпадает звучание доминирующих элементов, при этом общим элементом для них также выступает изображенная справа точка. Вместе с тем, обозначение по заявке N 2015741920 и обозначение спорного товарного знака создают общее зрительное впечатление.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что сравниваемые обозначения являются сходными до степени смешения.
Согласно пункту 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю. При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки. Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Как отмечено в пункте 42 Обзора, однородные товары - это товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, не обязательно находящиеся в одном классе МКТУ, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции. Однородность признается по факту, если товары по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3.1 Методических рекомендаций по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, утвержденных приказом Роспатента от 31.12.2009 N 198 (далее - Методические рекомендации), признаки однородности товаров подразделяются на основные и вспомогательные. К основным признакам относятся: род (вид) товаров; назначение товаров; вид материала, из которого изготовлены товары. Остальные признаки относятся к вспомогательным.
Чаще всего основанием для признания товаров однородными является их принадлежность к одной и той же родовой или видовой группе. При определении однородности товаров с учетом их назначения целесообразно принимать во внимание область применения товаров и цель применения (пункты 3.1.1, 3.1.2 Методических рекомендаций).
Вышеперечисленные правила в полной мере относятся и к определению однородности услуг.
В соответствии с пунктом 3.4 Методических рекомендаций при установлении однородности услуг целесообразно руководствоваться, в первую очередь, таким признаком, как назначение услуги, предназначенной для конкретного вида деятельности (реклама, страхование, воспитание и т.д.). Услуги, относящиеся к одному виду, но оказываемые в разных областях деятельности, не могут быть отнесены к однородным. Вместе с тем при определении однородности услуг может быть учтена их принадлежность к одному и тому же роду, виду.
Сравнение услуг, фактически оказываемых истцом, услуг 35-го, 38-го и 41-го классов МКТУ, для которых обществом "ФЭШНТВ" испрашивается правовая охрана обозначения по заявке N 2015741921, и товаров 9-го и услуг 38-го, 41-го классов МКТУ, для которых зарегистрирован спорный товарный знак, с целью определения их однородности показало, что сопоставляемые товары и услуги являются однородными, поскольку являются товарами и услугами одного рода и вида, имеют одно назначение, один круг потребителей, один рынок сбыта, являются взаимодополняемыми.
При этом суд отмечает, что в целом услуги существуют не сами по себе, а предназначены для определенного вида деятельности.
В пункте 3.5 Методических рекомендаций отмечено, что однородными между собой могут быть признаны товары и услуги: например, "программы для компьютеров" (9 класс МКТУ) и "составление программ для компьютеров" (42 класс МКТУ); "одежда" (25 класс МКТУ) и "пошив одежды" (40 класс МКТУ); "очки (оптика)" (9 класс МКТУ) и "услуги оптиков" (44 класс МКТУ); "издания печатные", "продукция печатная" (16 класс МКТУ) и "полиграфия", "печать офсетная" (40 класс МКТУ), "издание книг" (41 класс МКТУ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.6 Методических рекомендаций, степень однородности товаров тесно связана со степень сходства обозначений, предназначенных для их маркировки. Чем сильнее сходство, тем выше опасность смешения и, следовательно, шире диапазон товаров, которые могут рассматриваться как однородные.
При этом деятельность истца по ретрансляции телеканалов, по оказанию услуг по созданию и размещению в эфире аудиовизуальных произведений, с одной стороны, и деятельности по оказанию услуг в области продажи оборудования кинематографии, оборудование для записи, передачи или воспроизведения звука и изображения, магнитные носителей данных, информации, дисков для записи, с другой стороны, могут быть признаны однородными, поскольку первые могут быть предназначены для реализации конкретных товаров - магнитных носителей информации, дисков с записями аудиовизуальных произведений. При этом вышеназванные услуги могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что вышеперечисленные документы, исходя из принципов оценки доказательств, подтверждают факт заинтересованности общества "ФЭШНТВ" в досрочном прекращении правовой охраны спорного товарного знака на территории Российской Федерации в отношении всех товаров 9-го и услуг 38-го, 41-го классов МКТУ.
При этом суд не рассматривает требование общества "ФЭШНТВ" об обязании Роспатента направить в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности уведомление о внесении в реестр товарных знаков в части прекращения правовой охраны товарного знака по международной регистрации N 710826А на территории Российской Федерации как самостоятельное требование, поскольку обществом "ФЭШНТВ" при подаче заявления перечислено в качестве государственной пошлины 6 000 рублей за одно требование о досрочном прекращении правовой охраны спорного товарного знака, а иное требование является взаимосвязанным с ним и, по сути, представляет способ восстановления нарушенного права.
Кроме того, направление Роспатентом уведомления является обязанностью этого государственного органа, установленного нормативными правовыми актами.
Доводы компании "ФЕШН ТиВи Программгезельшафт мбХ", изложенные в отзыве на исковое заявление, об отсутствии заинтересованности общества "ФЭШНТВ" в досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по международной регистрации N 710826А на территории Российской Федерации, подлежат отклонению, как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам и установленным обстоятельствам.
Не подтверждены никакими доказательствами доводы компании о наличии в действиях общества "ФЭШНТВ" злоупотребления правом.
Напротив, предъявление иска к обществу "ФЭШНТВ" о запрете использовать обозначение в виде стилизованного изображения бриллианта по делу N А40-32692/2015 также подтверждает заинтересованность истца в предъявлении настоящего иска с целью дальнейшего беспрепятственного использования спорного обозначения в своей предпринимательской деятельности.
Для целей статьи 1486 ГК РФ использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора в соответствии со статьей 1489 названного Кодекса, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1484 названного Кодекса, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку (пункт 2 названой статьи).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1486 ГК РФ бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе. При решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам.
С учетом даты подачи искового заявления (22.12.2015) период времени, в течение которого компании "ФЕШН ТиВи Программгезельшафт мбХ" следует доказать использование товарного знака по международной регистрации N 710826А для сохранения его правовой охраны, исчисляется с 22.12.2012 по 21.12.2015 включительно.
Между тем ни компания "ФЕШН ТиВи Программгезельшафт мбХ", ни общество "ИНТЕРМОДА", которому передано право использования спорного товарного знака на территории Российской Федерации на основании договора коммерческой концессии, не представили в суд доказательств фактического использования в гражданском обороте спорного товарного знака.
Своими процессуальными правами обладатель исключительных прав на спорный товарный знак распорядился самостоятельно.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 стать 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью "ФЕШНТВ" удовлетворить.
Досрочно прекратить на территории Российской Федерации правовую охрану товарного знака по международной регистрации N 710826А в отношении всех товаров 09-го и услуг 38-го и 41-го классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, указанных в регистрации.
Взыскать с компании "ФЕШН ТиВи Программгезельшафт мбХ" / FASHION TV Programmgesellschaft mbH в пользу общества с ограниченной ответственностью "ФЭШНТВ" 6 000 (Шесть тысяч) рублей по уплате государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий судья |
И.В. Лапшина |
Судья |
Д.А. Булгаков |
Судья |
Н.Л. Рассомагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 30 мая 2016 г. по делу N СИП-715/2015
Текст решения официально опубликован не был