Определение Верховного Суда РФ от 6 июня 2016 г. N 308-ЭС16-4570
Судья Верховного Суда Российской Федерации Золотова Е.Н.,
изучив по материалам истребованного дела N А63-3604/2015 Арбитражного суда Ставропольского края кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэроинвест" (Москва, заявитель) на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.12.2015 по иску Прокурора Ставропольского края в интересах Ставропольского края в лице Правительства Ставропольского края к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (Ставропольский край, далее - министерство), обществу с ограниченной ответственностью "Аэроинвест" (далее - общество "Аэроинвест"), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" (г. Минеральные Воды, далее - управляющая компания, общество "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды"), открытого акционерного общества "Международный аэропорт Минеральные Воды" (г. Минеральные воды, далее - аэропорт, общество "Международный аэропорт Минеральные Воды"), общества с ограниченной ответственностью "Кредитинвест" (Ставропольский край, далее - общество "Кредитинвест"), о признании недействительным договора от 24.12.2012 о создании общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" и применении последствий недействительности сделки - о возврате 100% акций общества "Международный аэропорт Минеральные Воды" в государственную собственность Ставропольского края, и по исковому заявлению министерства к обществу "Аэроинвест", обществу "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества "Международный аэропорт Минеральные Воды", Правительства Ставропольского края, Прокуратуры Ставропольского края, о признании недействительным договора от 24.12.2012 (далее - договор от 24.12.2012) о создании общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" и применении последствий недействительности сделки (с учетом заявления министерства об изменении основания заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и определения Арбитражного суда Ставропольского края от 02.07.2015 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об объединении дел в одно производство),
установил:
из материалов дела усматривается и установлено судами, что федеральное государственное унитарное предприятие "Международный Аэропорт Минеральные Воды" (далее - предприятие) принято в государственную собственность Ставропольского края в соответствии с актом приема-передачи от 23.03.2011.
Правительством Ставропольского края от 20.07.2011 издано распоряжение N 288-рп о приватизации предприятия.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 21.09.2011 N 385-рп утверждена Программа приватизации объектов государственной (краевой) собственности на 2012 год (далее - Программа приватизации на 2012 год).
В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 27.06.2012 N 258-рп в раздел II "Перечень объектов государственной (краевой) собственности, приватизация которых планируется в 2012 году" Программы приватизации на 2012 год внесены изменения путем дополнения подразделом II "Открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной собственности Ставропольского края", в котором указано, что предполагаются к приватизации в III квартале 2012 года 100% акций общества "Международный аэропорт Минеральные Воды".
Постановлением Думы Ставропольского края от 12.07.2012 N 316-V ДСК согласована приватизация 740 873 акций общества "Международный аэропорт Минеральные Воды", находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и составляющих 100% уставного капитала аэропорта.
Федеральное агентство воздушного транспорта и Правительство Ставропольского края 24.09.2012 заключили соглашение N С-235-14, предметом которого явилось предоставление в 2012 году из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджету Ставропольского края на сумму 600 000 000 рублей на увеличение уставного капитала аэропорта для последующего финансирования мероприятий по строительству, реконструкции зданий и сооружений аэропорта и приобретению для него аэропортовой и аэродромной специальной техники.
Общество "Международный аэропорт Минеральные Воды", Министерство транспорта Ставропольского края (далее - министерство транспорта) и министерство 10.10.2012 заключили договор купли-продажи акций N 3 (за счет бюджетных инвестиций), в соответствии с которым аэропорт обязался передать министерству в государственную собственность Ставропольского края 629 800 обыкновенных бездокументарных акций дополнительного выпуска, номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая, а министерство транспорта обязалось оплатить указанные ценные бумаги путем направления бюджетных инвестиций.
Увеличение уставного капитала аэропорта (покупка акций), на основании договора от 10.10.2012 N 3 в соответствии с соглашением от 24.09.2012 N 235-14, произведено Ставропольским краем путем перечисления обществу "Международный аэропорт Минеральные Воды" 629 800 000 рублей платежными поручениями от 12.10.2012 NN 520,522.
В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 26.11.2012 N 503-рп "О приватизации находящихся в государственной собственности Ставропольского края акций открытого акционерного общества "Международный аэропорт Минеральные Воды" и распоряжением министерства от 21.12.2012 N 2342 "Об условиях приватизации находящихся в государственной собственности Ставропольского края акций общества "Международный аэропорт Минеральные Воды" принято решение о приватизации акций с установлением способа приватизации путем внесения их в качестве вклада Ставропольского края в уставный капитал общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды"; установлена рыночная стоимость акций - 1 040 000 000 рублей на основании отчета независимого оценщика от 21.11.2012 N 746/2012; решено приобрести в собственность Ставропольского края 1 040 000 обыкновенных бездокументарных акций общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", общей номинальной стоимостью 1 040 000 000 рублей, что составляет 30% уставного капитала данного общества.
Министерство и общество "Аэроинвест" 24.12.2012 на учредительном собрании приняли решения, оформленные протоколом N 1, об учреждении общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", заключении договора о создании общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", утверждении устава общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", определении размера уставного капитала и порядка распределения акций, определении порядка оплаты акций и утверждении денежной оценки ценных бумаг, вносимых учредителями в оплату акций общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды".
Согласно договору от 24.12.2012 учредителями общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" выступили Ставропольский край в лице министерства и общество "Аэроинвест".
Уставный капитал общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" определен в 3 466 667 000 рублей, который разделен на 3 466 667 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая, выпускаемых в бездокументарной форме.
Акции подлежали размещению путем их распределения среди учредителей: Ставропольский край в лице министерства - 1 040 000 акций на общую сумму 1 040 000 000 рублей, что составляет 30% уставного капитала общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", а общество "Аэроинвест" - 2 426 667 акций на 2 426 667 000 рублей, что составляет 70% уставного капитала общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды".
Определен порядок оплаты учредителями акций общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды": Ставропольский край в лице министерства оплачивает 1 040 000 акций 740 873 обыкновенными именными акциями общества "Международный аэропорт Минеральные Воды", номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая, рыночной стоимостью 1 040 000 рублей в соответствии с отчетом независимого оценщика Кирсановой И.А. от 21.11.2012 N 746/2012, общество "Аэроинвест" оплачивает 2 426 667 акций 100 обыкновенными именными акциями закрытого акционерного общества "Полюс", номинальной стоимостью 100 рублей каждая, рыночной стоимостью 2 503 459 000 рублей в соответствии с отчетом независимого оценщика Чиндяева В.Н. от 19.12.2012 N 136/1219.
Общество "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" зарегистрировано в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Ставропольскому краю 25.12.2012 за основным государственным регистрационным N 1122651036474.
В день государственной регистрации на основании договора о создании общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды": от 24.12.2012, Ставропольскому краю в лице министерства были распределены 1 040 000 обыкновенных именных акций общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", обществу "Аэроинвест" - 2 426 667 обыкновенных именных акций названного общества.
Документы, необходимые в соответствии со стандартами для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций государственной регистрации выпуска ценных бумаг, общество представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (далее - РО ФСФР в ЮФО) 24.01.2013.
Приказом от 07.06.2013 N 58-13-232/пз-и РО ФСФР в ЮФО отказало обществу "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" в государственной регистрации выпуска акций.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2013 по делу N А63-8060/2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014, приказ от 07.06.2013 N 58-13-232/пз-и признан незаконным, и на Центральный банк Российской Федерации (Банк России) суд возложил обязанность осуществить государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды".
Министерство обратилось 25.12.2013 в арбитражный суд с иском к обществу "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" и обществу "Аэроинвест" о признании договора от 24.12.2012 о создании общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" недействительным и применении последствий недействительности (ничтожной) сделки путем возврата сторон в первоначальное положение; возвращении 100% акций управляющей компании в государственную собственность Ставропольского края. Возбуждено производство по делу N А63-14060/2013.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.03.2014 производство по делу N А63-14060/2013 прекращено в связи с утверждением мирового соглашения, в котором стороны определили, что министерство отказывается от исковых требований, а также от совершения в последующем каких-либо иных действий, направленных на пересмотр решения о создании общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" и/или оплаты учредителями акций общества при учреждении общества. Общество "Аэроинвест" обязалось не позднее 01.05.2014 безвозмездно передать в собственность Ставропольского края 346 667 обыкновенных именных бездокументарных акций общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая, государственный регистрационный номер 1-01-35565-Е, что составляет 10% от общего количества размещенных акций управляющей компании. Мировое соглашение исполнено: в соответствии со сведениями закрытого акционерного общества "ВТБ Регистратор" по эмитенту - общество "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", по лицевому счету общества "Аэроинвест" 30.04.2014 проведено списание 346 667 акций, которые по передаточному распоряжению зачислены на лицевой счет Ставропольского края в лице министерства. В настоящий момент Ставропольскому краю принадлежит 1 386 667 акций общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды".
Прокурор Ставропольского края, действуя в интересах Ставропольского края в лице Правительства Ставропольского края, ссылаясь на статью 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к министерству и обществу "Аэроинвест" о признании недействительным (ничтожным) договора от 24.12.2012 о создании общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" и применении последствий недействительности данной сделки - возврат 100% акций общества "Международный аэропорт Минеральные Воды" в государственную собственность Ставропольского края, в связи с чем возбуждено производство по делу N А63-3604/2015.
Определениями Арбитражного суда Ставропольского края от 07.04.2015, 05.05.2015, 27.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", общество "Международный аэропорт Минеральные Воды" и общество "Кредитинвест".
Министерство обратилось в суд с иском к обществу "Аэроинвест" и обществу "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды" о признании недействительным (ничтожным) по основаниям, предусмотренным статей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, договора от 24.12.2012 о создании общества "Управляющая компания Аэропорт Минеральные Воды", как несоответствующего положениям статей 15, 17.1 Закона N 135-ФЗ и применении последствий недействительности данной сделки (дело N А63-5866/2015).
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.05.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Международный аэропорт Минеральные Воды", Правительство Ставропольского края, Прокуратура Ставропольского края
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.07.2015, в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением делу N А63-3604/2015.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 03.07.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015, прокурору Ставропольского края и министерству отказано в удовлетворении заявленных требований полностью.
Отказывая в удовлетворении исков, суды пришли к выводу, что оспариваемая сделка совершена с соблюдением требований закона и правовых актов Ставропольского края, в связи с чем отсутствуют основания для признания ее недействительной.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.12.2015 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Отменяя судебные акты, принятые нижестоящими судами, суд кассационной инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) решение об условиях приватизации подлежит опубликованию в официальных изданиях. Здесь же указано, какие сведения подлежат обязательному опубликованию при продаже муниципального имущества или продаже акций открытого акционерного общества, находящихся в муниципальной собственности. В последнем случае обязательно публикуются сведения, раскрывающие хозяйственную деятельность акционерного общества, акции которого выставляются на продажу. Причем в информационном сообщении должно быть указано место, в котором можно ознакомиться с иными сведениями об открытом акционерном обществе. Закон прямо не регламентирует, какие сведения подлежат опубликованию и, соответственно, должны содержаться в решении о приватизации и ее условиях, если способом приватизации избрана не продажа имущества или акций, а внесение имущества в уставный капитал открытого акционерного общества. Однако и при приватизации путем внесения имущества в создаваемое открытое акционерное общество действуют те же правила, поскольку обязанность по опубликованию сведений, названных в статье 15 Закона о приватизации, подчинена соблюдению одного из важных принципов приватизации - открытости. Иное толкование означало бы формальный подход к применению закона, не обеспечивающий соблюдение названных в нем принципов.
Вместе с тем в рассматриваемом случае публикация распоряжений о приватизации акций общества "Международный аэропорт Минеральные Воды" в официальном печатном издании в материалы дела не представлена. Ссылка судов на то, что информация опубликована в газете "Ставропольская правда", а также 16.01.2013 размещена на официальном сайте министерства, расположенном в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не принимается во внимание, поскольку названные публикации совершены после оспариваемой сделки.
При приватизации через аукцион или по конкурсу возмездность выражается в получении собственником имущества его стоимости. При приватизации способом, рассматриваемым в настоящем деле, возмездность заключается в приобретении министерством адекватной своему вкладу возможности управлять создаваемым акционерным обществом. Исходя из содержания другого основного принципа приватизации - открытости деятельности в области приватизации муниципального имущества - сведения о создаваемом открытом акционерном обществе, его учредителях, вносимых ими вкладах и соотношении приобретаемой в акциях доли министерства с долями других учредителей должны быть доступны на стадии принятия решения о приватизации конкретного муниципального имущества. Решение представительного муниципального органа о приватизации и способе ее проведения должно не только формально, но и по существу соответствовать задачам, на достижение которых направлено законодательство о приватизации, и обеспечивать надлежащие последствия принимаемого решения уже на стадии его принятия.
Как указал суд округа, суды также оставили без должного внимания оценку вкладов учредителей, их соразмерность и реальность внесения обеими сторонами.
Согласно условиям и порядку внесения муниципального имущества в уставный капитал открытого акционерного общества, установленным статьей 25 Закона о приватизации, внесение имущества возможно лишь при учреждении открытых акционерных обществ, т.е. при их создании в процессе приватизации (пункт 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.02.2001 N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"), либо в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов уже существующих открытых акционерных обществ. При внесении муниципального имущества в уставный капитал открытых акционерных обществ количество акций, приобретаемых в собственность муниципального образования, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций открытого акционерного общества и стоимость вносимого в качестве вклада имущества определяются в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" и законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 4 статьи 25 Закона о приватизации).
Содержание названной нормы определяет предмет доказывания по делу: выяснить момент создания открытого акционерного общества, в уставный капитал которого предлагается внести муниципальное имущество. Необходимость определения в соответствии с нормами законодательства об акционерных обществах и об оценочной деятельности не только рыночной стоимости вносимого муниципалитетом имущества, но и доли (количества) приобретаемых им акций влечет необходимость оценки в таком же порядке вклада других учредителей, создающих вместе с муниципалитетом открытое акционерное общество. На этом основан один из главных принципов приватизации государственного и муниципального имущества - возмездность, согласно которому государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится соответствующее имущество; пункт 2 статьи 2 Закона о приватизации).
При рассмотрении дела суды оценили вклад общества "Аэроинвест" на основании представленного отчета независимого оценщика от 19.12.2012 N 136/1219.
Согласно абзацу 3 пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" и статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Несмотря на то, что истцы в ходе рассмотрения дела неоднократно заявляли о недостоверности отчета от 19.12.2012 N 136/1219 и в обоснование указанного довода представили экспертное заключение от 24.12.2013 N 2461/2013, в котором установлено, что отчет независимого оценщика не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности (замечания к расчету рыночной стоимости доходным и затратным подходами, отсутствуют документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, информация (представленная заказчиком) не подписана уполномоченным лицом, не заверена в установленном порядке и др.), суды ограничились указанием на вступившие в законную силу судебные акты по делу N А63-8060/2013, в которых не установлено очевидного несоответствия отчета от 19.12.2012 N 136/1219. Принимая во внимание отчет оценщика, суды по рассматриваемому делу не оценили и не указали основания отклонения экспертного заключения, не предложили сторонам при необходимости рассмотреть вопрос о назначении соответствующей экспертизы.
Полагая, что постановление суда кассационной инстанции принято с существенным нарушением норм процессуального права, общества "Аэроинвест" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда кассационной инстанции от 24.12.2015 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 03.07.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.09.2015.
В обоснование заявитель указал, что у окружного суда не имелось предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены законных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, которые правильно применили нормы материального и процессуального права, и выводы которых о применении норм права соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, дело судом кассационной инстанции направлено на новое рассмотрение в целях дополнительной проверки и фактически для переоценки уже имеющих в деле доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, сбора новых доказательств, что противоречит положениям статей 65, 286, 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также общество "Аэроинвест" полагает, что судом кассационной инстанции неправильно применены положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив кассационную жалобу и приложенные к ней документы по материалам истребованного дела N А63-3604/2015 Арбитражного суда Ставропольского края, судья усматривает основания для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.12.2015 по делу N А63-3604/2015 Арбитражного суда Ставропольского края передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы на 05 июля 2016 года в 10 часов 00 минут в помещении Верховного Суда Российской Федерации по адресу: Москва, ул. Поварская, д. 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 6 июня 2016 г. N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2016 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 540-ПЭК16
19.07.2016 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3604/15
24.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9605/15
22.09.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3256/2015
03.07.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3604/2015