Письмо Минфина России от 22 апреля 2016 г. N 02-07-10/23705
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу отражения в бухгалтерском учете бюджетных, автономных учреждений расходов на амортизацию основных средств и сообщает.
Письмами Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2015 N 02-07-10/55972 и от 24.02.2016 N 02-07-10/10137 даны разъяснения по вопросу отражения в бухгалтерском учете сумм амортизации на объекты основных средств, приобретенных за счет разных источников финансирования.
При этом было обращено внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
Согласно пункту 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н), учреждения в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов для государственных (муниципальных) учреждений, организаций, осуществляющих полномочия получателя бюджетных средств, в зависимости от вида финансового обеспечения ведут раздельный учет имущества, закрепленного за учреждением собственником имущества либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества и имущества, приобретенного за счет иных источников финансового обеспечения (деятельности).
В то же время, отражение имущества, приобретенного за счет субсидии на выполнение государственного задания, не исключает возможность использования такого имущества, при оказании услуг по приносящей доход деятельности.
При этом расходы по амортизационным начислениям имущества, учитываемого по виду деятельности 4 - "субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" и используемого для оказания услуг (работ) в рамках приносящей доход деятельности, не включаются в состав затрат, формирующих себестоимость услуг (работ), выполняемых в рамках государственного задания.
Суммы начисленной амортизации отражаются по тому виду финансового обеспечения (деятельности), по которому указанное имущество было приобретено.
Вместе с тем, расходы учреждения, связанные с оказанием услуг и содержанием имущества, используемого при оказании приносящей доход деятельности имущества, в том числе в части расходов на восстановление указанного имущества (амортизации), вне зависимости от кода вида финансового обеспечения по которому числится указанное имущество, должны компенсироваться доходами от приносящей доход деятельности (от оказания услуг).
В соответствии пунктом 134 Инструкции N 157н для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предусмотрен счет 0 109 00 0000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", на основании данных которого и осуществляется расчет тарифов.
В то же время, деление указанного счета по видам деятельности (4 - "субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" и 2 - "приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)") отражает только приоритет источника финансового обеспечения (деятельности).
Обособление учетных процедур, в том числе по формированию финансового результата по источникам финансирования (деятельности) в части амортизации, не отражает сущность затрат, формирование себестоимости, а лишь показывает, какое имущество было в эксплуатации при осуществлении всей совокупности услуг как платных, так и финансируемых за счет бюджета.
Таким образом, порядок отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете (в том числе начисление амортизации), не относятся к расчету тарифов на регулируемые виды деятельности.
Кроме того, Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640 (далее - Положение), установлен новый порядок распределения затрат, включаемых в объем финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) в случае, если федеральное бюджетное или автономное учреждение осуществляет платную деятельность.
Пунктом 36 Положения предусматривается, что в случае если федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает государственные услуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату (далее - платная деятельность) в рамках установленного государственного задания, по которому в соответствии с федеральными законами предусмотрено взимание платы, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанный на основе нормативных затрат (затрат), подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности исходя из объема государственной услуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и среднего значения размера платы (цены, тарифа), установленного в государственном задании, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, с учетом положений, установленных федеральными законами.
В то же время, нормативные затраты (затраты), определяемые в соответствии с Положением, учитываются при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. При этом финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели (пункты 38, 39 Положения).
Учитывая изложенное, цена (тариф) на оказание услуг, осуществляемых учреждением в рамках платной деятельности, должна формироваться с учетом покрытия расходов по амортизации используемого при этом имущества (оборудования) вне зависимости от кода вида финансового обеспечения по которому числится указанное имущество.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются отражения в бухучете бюджетных, автономных учреждений расходов на амортизацию основных средств.
Ранее Минфином России были даны разъяснения по вопросу отражения в бухучете сумм амортизации на объекты основных средств, приобретенных за счет разных источников финансирования.
Расходы по амортизационным начислениям имущества, учитываемого по виду деятельности 4 - "субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" и используемого для оказания услуг (работ) в рамках приносящей доход деятельности, не включаются в состав затрат, формирующих себестоимость услуг (работ), выполняемых в рамках госзадания.
Суммы начисленной амортизации отражаются по тому виду финансового обеспечения (деятельности), по которому указанное имущество было приобретено.
Вместе с тем расходы учреждения, связанные с оказанием услуг и содержанием имущества, используемого при оказании приносящей доход деятельности, в том числе в части расходов на восстановление указанного имущества (амортизации), вне зависимости от кода вида финансового обеспечения, по которому числится указанное имущество, должны компенсироваться доходами от приносящей доход деятельности (от оказания услуг).
Как пояснил Минфин России, цена (тариф) на оказание услуг, осуществляемых учреждением в рамках платной деятельности, должна формироваться с учетом покрытия расходов по амортизации используемого при этом имущества (оборудования) вне зависимости от кода вида финансового обеспечения, по которому числится указанное имущество.
Письмо Минфина России от 22 апреля 2016 г. N 02-07-10/23705
Текст письма опубликован в журнале "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", июль 2016 г., N 7