Во исполнение пункта 1 протокола заседания Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 28 мая 2015 г. N 5 Минобрнауки России направляет разработанный совместно с Минтрудом России Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг. для организации работы.
На основании указанного плана необходимо разработать дорожную карту по реализации мероприятий плана и разместить ее на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в сети "Интернет".
Заместитель министра |
В.Ш. Каганов |
Межведомственный комплексный план
мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг.
(утв. Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством образования и науки РФ)
N |
Содержание мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные ФОИВ и органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Проработка вопроса о внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии" в части дополнения перечня основных направлений деятельности ПМПК - обязательное обследование обучающихся с ОВЗ в первом полугодии 8-х и 10-х классов для конкретизации рекомендаций по проведению государственной итоговой аттестации и организации профориентационной работы (пункт 10 "б") |
II квартал 2016 г. |
Минобрнауки России |
2. |
Разработка примерного регламента межведомственного взаимодействия региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ по содействию их трудоустройству |
II квартал 2016 г. |
Минобрнауки России, Минтруд России |
3. |
Утверждение регламента межведомственного взаимодействия региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ по содействию их трудоустройству |
Ill квартал 2016 г. |
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
4. |
Утверждение порядка профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ в общеобразовательных организациях |
I квартал 2017 г. |
Минобрнауки России |
5. |
Разработка методических рекомендаций по реализации порядка профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием дистанционных технологий |
I квартал 2017 г. |
Минобрнауки России |
6. |
Проведение научных исследований в области профориентации и профадаптации: |
|
Минобрнауки России |
"Разработка и апробация вариативных моделей и технологий профориентационной работы для обучающихся с ОВЗ в инклюзивных школах" |
I квартал 2016 г. |
||
"Разработка и научно-методическое обоснование системы профориентационной работы и моделей социализации (сопровождаемого проживания) для обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом" |
I квартал 2016 г. |
||
"Разработка и научно-методическое обоснование вариативных моделей системы профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом" |
I квартал 2017 г. |
||
"Разработка научно-методического обеспечения профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях многоуровневого образования" |
I квартал 2017 г. |
||
"Система работы по профориентации обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях" |
I квартал 2017 г. |
||
7. |
Ведение портала информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ |
Постоянно, начиная с 2016 г. |
Минобрнауки России, ФГБОУ ВПО Челябинский государственный университет |
8. |
Ведение портала информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ |
Постоянно, начиная с 2016 г. |
Минобрнауки России, ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет |
9. |
Проработка вопроса создания единого Учебно-методического центра профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ |
II квартал 2016 г. |
Минобрнауки России, Минтруд России |
10. |
Создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования, и ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования (в том числе центров карьеры в их структуре) |
2016-2020 гг. |
Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
11. |
Разработка методических рекомендаций для центров карьеры по работе с лицами с ОВЗ и инвалидами |
IV квартал 2016 г. |
Минобрнауки России |
12. |
Организация профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов, занимающихся вопросами организации профориентационной работы инвалидов и лиц с ОВЗ, по вопросам профессионального консультирования |
Ежегодно, начиная с 2017 г. |
Минобрнауки России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
13. |
Проведение Рособрнадзором проверок в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в части создания отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным профессиональным образовательным программам, по адаптированным программам профессионального обучения, а также осуществления мер по развитию системы профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ |
Ежегодно, начиная с 2017 г. |
Рособрнадзор |
Пояснительная записка
к комплексному плану на 2016-2020 годы по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Комплексный план на 2016-2020 годы по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разработан Минобрнауки России совместно с Минтрудом России по поручению Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.
Мероприятия указанного плана взаимно пересекаются и взаимно дополняются мероприятиями еще нескольких межведомственных планов:
- плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 год;
- плана по формированию эффективной системы реабилитации детей-инвалидов до 2020 года;
- плана по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для его получения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья на период 2016-2018 гг.;
- плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.
Основанием для организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) являются следующие нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
- Конвенция N 142 Международной организации труда "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (заключена в г. Женеве 23.06.1975);
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (редакция от 29 декабря 2015 г.) "О занятости населения в Российской Федерации", статья 12 которого гарантирует гражданам Российской Федерации свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защиту от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
- постановление Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", частью 1 статьи 11 которой установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет;
- приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. N 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования", направленный на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан, в том числе имеющих ограничения жизнедеятельности и инвалидность;
- приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. N 515 "Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности", устанавливающий перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности;
- подпункт "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1921-р), содержащий мероприятия по современному научно-методическому обеспечению профориентации детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях и инвалидов, не занятых трудовой деятельностью;
- План мероприятий по формированию условий доступности для обучения инвалидов в образовательных учреждениях на 2012-2015 гг. (приказ Минобрнауки России от 28 ноября 2012 г. N 996), предусматривающий разработку и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентации детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также инвалидов и лиц с ОВЗ, не занятых трудовой деятельностью, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), частью 3 статьи 66 которой регламентируется, что содержание среднего общего образования профессионально ориентировано и направлено, в том числе, на подготовку обучающегося к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности;
- статья 42 Закона об образовании, которая делегирует оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации центрам психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемым органами местного самоуправления.
Получение детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся.
В соответствии с постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" под профессиональной ориентацией понимается комплекс специальных мер в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости гражданина с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессии (специальности) на рынке труда.
Основные направления профессиональной ориентации:
- профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
- профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
- профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;
- профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Поскольку семья оказывает наибольшее влияние на формирование личности человека, работу с родителями детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в части обсуждения вопроса родительских ожиданий будущего своего ребенка необходимо начинать с раннего возраста и не прекращать до момента успешного трудоустройства. Эту работу возможно организовать в рамках оказания ранней помощи семьям с детьми с ОВЗ и инвалидами.
Развитие трудовых навыков, привитие мотивации труда, ознакомление детей с профессиями начинается уже в дошкольном возрасте и продолжается в школе в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
С 14 лет ребенок с ОВЗ или инвалидностью становится субъектом мероприятий, направленных на его профессиональную ориентацию, профессиональное обучение. Это закреплено частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Такая работа проводится в школах за счет обеспечения профориентационной направленности учебных программ и учебно-воспитательного процесса в целом, проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы; организации дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей.
Колледжи и вузы тоже ведут профориентационную работу с абитуриентами для усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии, проводят профессиональный отбор поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности. В субъектах Российской Федерации в рамках реализации государственной программы "Доступная среда" будут созданы базовые колледжи и вузы, обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального и высшего образования. В рамках этих центров возможно функционирование центров карьеры, одной из задач которых будет организация профориентационной работы.
Образовательные организации используют потенциал территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере социальной защиты населения, которые оказывают услуги по профессиональному информированию, профконсультированию, психофизиологическому отбору, психологической поддержке; осуществляют методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации.
В работе по профориентации участвуют и региональные Центры занятости населения, работники которых информируют и консультируют граждан, обратившихся в службу занятости в целях выбора (смены) сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; осуществляют профессиональное консультирование с учетом данных анализа состояния рынка труда соответствующих муниципальных образований субъекта Российской Федерации, в том числе сведений о заявленной работодателями потребности в работниках, а также перечня приоритетных профессий (специальностей).
Состав группы лиц с особыми образовательными потребностями неоднороден по физическим, психологическим, познавательным, эмоциональным особенностям. Профориентационная работа должна быть построена на знании специфики каждой группы нарушенного развития (слух, зрение, речь, опорно-двигательная система, интеллект, эмоциональная сфера и др.) и проводиться специалистом, имеющим знания в области дефектологии.
В планируемых мероприятиях плана выделены три категории лиц с особыми потребностями и нуждающиеся в особых подходах, моделях и технологиях при проведении профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства.
1. Категории лиц с умственной отсталостью, сложной структурой дефекта необходимы профессиональные пробы и сопровождаемая трудовая занятость.
2. Категория лиц с ОВЗ и инвалидов, имеющих основное общее и среднее общее образование нуждается в курсе профориентационных мероприятий, включающем в себя в том числе работу с родителями; сопровождаемое обучение в профессиональной образовательной организации (образовательной организации высшего образования); сопровождаемое трудоустройство.
3. Социально-трудовая адаптация необходима безработным гражданам, утратившим способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности) (лицам, ставшим инвалидами).
Для этого в мероприятия плана включено проведение научных исследований в области профориентации и профадаптации, результаты которых в качестве методических рекомендаций будут направлены в субъекты для использования в работе.
Особенностью профориентационной работы с лицами с инвалидностью является также необходимость учета их состояния здоровья и рекомендаций МСЭ в индивидуальной программе реабилитации инвалида, содержащих заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Для детей с ОВЗ такие рекомендации должны быть прописаны психолого-медико-педагогической комиссией в заключении, для выполнения которых в обязательном порядке в рамках реализации плана запланировано внесение изменений в приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Таким образом, к профориентационной работе должны быть привлечены и организации здравоохранения, которые выявляют в ходе регулярно проводимых профилактических осмотров обучающихся образовательных организаций, имеющих отклонения в состоянии здоровья, их профессиональную пригодность; создают совместно с территориальными центрами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, службами занятости, психологическими службами постоянно действующие или временные пункты медицинского консультирования.
Мероприятиями плана по профориентации предусмотрена организация более тесного межведомственного взаимодействия в части организации системной комплексной профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ.
Итогом профориентации должно быть профессиональное обучение, профессиональное образование. Одной из проблем получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ остается недостаточная информированность о возможностях получения ими профессионального (высшего и среднего) образования в регионе проживания и в целом по Российской Федерации.
В рамках реализации плана будут широко использоваться два информационных портала информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования и высшего образования лиц с ОВЗ и инвалидов, разработанные ФГБОУ ВПО Челябинский государственный университет в 2015 г.
Следующим важнейшим условием эффективности профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ - это постановка ее на основу инклюзивного подхода, не допуская их сегрегации (социального отделения и дискриминации) и маргинализации, искусственного выделения их в некую отдельную социальную группу, даже в целях профориентационной работы. Учитывая то, что профессиональная самореализация каждого человека невозможна без его полноценной социализации, в том числе и экономической, и политической, профориентационные мероприятия должны проводиться не выборочно с учащимися с ОВЗ, а со смешанными группами, включающими как их, так и учащихся, не имеющих ОВЗ.
В современных условиях отсутствия государственной службы профориентирования целесообразным представляется создание единого Учебно-методического центра профориентационной работы, чья деятельность будет нацелена на оказание учебно-методической помощи тем специалистам, которые несут ответственность за успешность предпрофильной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ.
В рамках работы такого центра могли бы осуществляться профессиональная подготовка и повышение квалификации профконсультантов. Ведь помимо знания специфики нарушенного развития каждой нозологической группы, моделей и технологий профориентационной работы специалист по профориентации должен обладать знаниями о рекомендуемых видах трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.
В рамках реализации плана будет прорабатываться вопрос открытия такого центра.
Реализация Межведомственного плана мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью позволит решить ряд первоочередных вопросов, среди которых:
- взаимодействие Минобрнауки и Минтруда по вопросу развития межведомственной системы профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ;
- разработка примерного регламента межведомственного взаимодействия региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций и органов службы занятости населения по организации профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ, по содействию в их трудоустройстве;
- утверждение порядка профориентации лиц с ОВЗ и инвалидов в образовательных организациях и методических рекомендаций по его реализации, в том числе с использованием дистанционных технологий, который будет обязательным для исполнения;
- разработка методических рекомендаций для специалистов в области профориентации;
- подготовка специалистов как образовательных организаций (социальных педагогов, психологов, классных руководителей, учителей технологий), так и служб занятости (профконсультантов);
- рекомендации профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования по проведению профориентационных мероприятий и подготовке волонтеров-студентов для такой работы;
- проведение совещаний, семинаров и конференций в регионах, имеющих опыт профориентационной работы с инвалидами;
- организация совместных проектов с бизнес-сообществами, работодателями, общественными организациями инвалидов и НКО.
Заместитель министра труда и |
Г.Г. Лекарев |
Заместитель министра образования |
В.Ш. Каганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 апреля 2016 г. N ВК-744/07 "О плане мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", июнь 2016 г., N 11, в журнале "Образование в документах", август 2016 г., N 8