Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 1 марта 2016 г. N ДК-П12-1123 и от 25 апреля 2016 г. N ДК-П12-2459 Минобрнауки России разработало и направляет для сведения и использования в работе методические рекомендации по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающие требования по размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования (утверждены Климовым А.А. 4 мая 2016 г. N АК-15/02вн).
Методические рекомендации согласованы с Минэкономразвития России.
Заместитель министра |
А.А. Климов |
Методические рекомендации
по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающие требования по размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования
(утв. заместителем министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климовым 4 мая 2016 г. N АК-15/02вн)
1. Общие положения
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-Ф3) организация предоставления услуг дошкольного, общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей является полномочием региональных органов исполнительной власти в сфере образования и органов местного самоуправления.
Вопросы размещения образовательных организаций с учетом плотности населения, его возрастного состава, транспортной доступности и иных параметров, отражающих доступность образовательных услуг, издания и применения нормативных технических документов в области строительства относятся к предметам ведения субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
1.1. При принятии решений в рамках территориального планирования в части размещения на территории субъектов Российской Федерации объектов сферы образования необходимо учитывать следующие нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 23 "Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2003 г. N 2 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03" (вместе с "СанПиН 2.4.3.1186-03. 2.4.3. Учреждения начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 января 2003 г.);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (санитарные правила, утвержденные данным документом, вводятся в действие с 1 сентября 2016 г.);
- СП 42.13330.2011. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (утверждены приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820);
- СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 5);
- СП 118.13330.2012. "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утверждены приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10);
- приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
- приказ Минобрнауки России от 13 марта 2015 г. N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей";
- приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";
а также следующие письма Минобрнауки России:
1. "Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 9 апреля 2014 г. N НТ-392/07;
2. "О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов" от 26 мая 2014 г. N ВК-1048/07;
3. "О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью" от 20 августа 2014 г. N ВК-1748/07;
4. "О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" от 14 июля 2014 г. N ВК-1440/07;
5. "О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам" от 13 ноября 2014 г. N ВК-2422/07.
1.2. При принятии решений по оптимальному размещению на территории субъектов Российской Федерации объектов социальной сферы необходимо учитывать следующие рекомендации.
1.2.1. В сфере общего образования
При установлении требований к размещению объектов социальной сферы установить не менее одной дневной общеобразовательной школы на 892 человека в городской местности, в сельской местности - на 201 человек.
Для реализации общеобразовательных программ дошкольного образования установить не менее одной дошкольной образовательной организации на 174 воспитанника в городской местности, в сельской местности - на 62 воспитанника.
1.2.2. В сфере дополнительного образования
Потребность в организациях дополнительного образования детей определяется исходя из необходимости обеспечения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами на уровне 70-75%.
Количество организаций дополнительного образования детей рассчитывается пропорционально численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации (при определении количества организаций дополнительного образования детей, расположенных в сельской местности, учитывается пешеходная доступность от места жительства обучающегося и [или] места нахождения образовательной организации, в которой обучающийся получает образование).
При расчете потребности в организациях дополнительного образования детей, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, учитываются следующие особенности.
Для субъектов Российской Федерации количество организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) (далее - ДШИ) определяется исходя из необходимости обеспечения 12% охвата детей в возрасте от 8 до 15 лет дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств.
Количество ДШИ в населенных пунктах с численностью населения от 3 до 10 тыс. человек определяется в расчете одна ДШИ на населенный пункт.
Количество ДШИ в населенных пунктах с численностью населения свыше 10 тыс. человек определяется исходя из расчета охвата соответствующими программами не менее 12% обучающихся 1-8-х классов общеобразовательных организаций.
1.2.3. В сфере среднего профессионального образования
Потребность в профессиональных образовательных организациях определяется исходя из необходимости обеспечения программами среднего профессионального образования населения в возрасте 15-19 лет, имеющих основное общее и среднее общее образование на уровне 50% от их общего количества.
Количество создаваемых профессиональных образовательных организаций определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических, экономических и других особенностей соответствующей территории.
1.2.4. В сфере организации образования детей-инвалидов с ОВЗ и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи рекомендуется учитывать следующее:
- создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ПМСЦ) возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, а также органы местного самоуправления;
- услуги, оказываемые психолого-медико-педагогическими комиссиями, в том числе на базе ПМСЦ, в соответствии со статьей 42 Федерального закона N 273-ФЗ, реализуются в рамках исполнения приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (далее - Приказ);
- количество психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) в соответствии с Приказом определяется органами государственной власти субъекта РФ в сфере образования из расчета одна ПМПК на 10 тыс. детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее одной комиссии в субъекте РФ.
Количество создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Примерные значения для установления критериев по оптимальному размещению на территориях субъектов Российской Федерации объектов образования даны в приложении.
Приложение
Примерные значения для установления критериев по оптимальному размещению на территориях субъектов Российской Федерации объектов образования
Уровень образования |
Критерии доступности |
|||||||||
а. Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования |
б. Территориальная и транспортная доступность |
в. Условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами |
||||||||
Наименование норматива (рекомендация) |
Минимальные значения показателя |
Наименование норматива (рекомендация) |
Минимальные значения показателя |
Наименование норматива (рекомендация) |
Минимальные значения показателя |
|||||
текущие |
предлагаемые |
текущие |
предлагаемые |
текущие |
предлагаемые |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Дошкольное образование | ||||||||||
городская местность |
Число мест в образовательных организациях в расчете на 100 детей в возрасте от 0 до 7 лет |
60 |
65 |
Нормируемый (средний) радиус обслуживания населения одной образовательной организацией, м |
300 |
300 |
Удельный вес числа дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем числе дошкольных образовательных организаций (к 2020 г.), % |
- |
20 |
|
сельская местность |
40 |
45 |
500 |
500 |
||||||
Общее образование | ||||||||||
городская местность |
Число мест в образовательных организациях в расчете на 100 детей в возрасте от 7 до 18 лет |
85 |
95 |
Нормируемый (средний) радиус обслуживания населения одной образовательной организацией, м |
|
|
Удельный вес числа общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного |
- |
25 |
|
|
|
|
|
I климатический район (I подзона) |
300 |
300 |
образования детей-инвалидов, в общем числе общеобразовательных организаций (к 2020 году), % |
|
|
|
I климатический район (II подзона) |
400 |
400 |
|
|
||||||
II и III климатические зоны |
500 |
500 |
|
|
||||||
сельская местность |
|
40 |
45 |
Время в пути к общеобразовательной организации, мин. |
30 |
30 |
|
|
||
Дополнительное образование детей |
Число мест на программах дополнительного образования в расчете на 100 детей в возрасте 5 до 18 лет |
- |
75 |
Время в пути к организации, реализующей программы дополнительного образования, от места проживания обучающегося, мин. |
- |
30 |
Удельный вес числа образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем числе образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования (к 2020 году), % |
|
|
|
городская местность |
Число мест на программах дополнительного образования, реализуемых на базе общеобразовательных организаций, в расчете на 100 обучающихся в общеобразовательных организациях |
- |
45 |
|||||||
сельская местность |
- |
65 |
||||||||
городская местность |
Число мест на программах дополнительного образования, реализуемых на базе образовательных организаций (за исключением общеобразовательных организаций), реализующих программы дополнительного образования |
- |
30 |
Удельный вес числа образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования, детей-инвалидов в общем числе образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования (к 2020 г.), % |
|
|
||||
сельская местность |
- |
10 |
||||||||
Среднее профессиональное образование |
Прием на программы среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований в расчете на 100 человек, окончивших обучение по программам основного общего и среднего общего образования |
- |
50 |
Число мест в общежитиях образовательных организаций субъекта Российской Федерации в расчете на 100 обучающихся на местах очной формы |
- |
15 |
Удельный вес числа образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (рекомендация на 2020 г.), % |
- |
25 |
|
Высшее образование |
Число мест за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в расчете на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет |
800 |
800 |
Обеспечить студентов общежитиями (удельный вес численности студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях) - государственные (муниципальные) профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, государственные (муниципальные) образовательные организации высшего образования (рекомендация на 2020 г.), % |
- |
100 |
Удельный вес числа организаций среднего профессионального образования и организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (рекомендация на 2020 г.), % |
- |
25 |
|
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь | ||||||||||
городская местность |
один центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи |
- |
на 5 тыс. детского населения, но не менее одной в муниципалитете |
время в пути к Центру, мин. |
- |
30 |
Удельный вес числа Центров, в которых создана универсальная безбарьерная среда (к 2020 г.), % |
|
0,95 |
|
сельская местность |
один центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи |
- |
на 5 тыс. детского населения, но не менее 1 в районе |
время в пути к Центру, расположенному в сельской местности, мин. |
|
30 |
|
|
0,5 |
|
городская местность |
одна психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) |
- |
на 10 тыс. детского населения, но не менее 1 в субъекте РФ |
|
|
30 |
|
|
|
|
сельская местность |
одна психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) |
- |
на 10 тыс. детского населения, но не менее 1 в субъекте РФ |
|
|
30 |
|
|
|
|
Отдельные образовательные организации, отдельные классы, отдельные группы, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушением слуха, зрения, ОДА, речи, ЗПР, УО, РАС |
не менее одной отдельной образовательной организации, отдельного класса, отдельной группы по каждому из нарушений развития в субъекте Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Удельный вес числа образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых создана универсальная безбарьерная среда для образования Детей-инвалидов и детей с ОВЗ (к 2020 году), % |
|
0,75 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлены методические рекомендации по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения их услугами. В частности, регионам необходимо учитывать следующее.
Предусматривается не менее 1 дневной общеобразовательной школы на 892 человека в городской местности и на 201 человека - в сельской. Если речь идет о дошкольной организации, то здесь норматив составляет 174 и 62 воспитанника соответственно.
Потребность в организациях дополнительного образования определяется исходя из необходимости обеспечения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами на уровне 70-75%.
Приведены примерные значения для установления критериев по оптимальному размещению на территориях субъектов Федерации объектов образования. Они дифференцированы в зависимости от возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2016 г. N АК-950/02 "О методических рекомендациях"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", июнь 2016 г., N 12
Текст Методических рекомендаций опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", июль 2016 г., N 20