Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Методические рекомендации по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 5 мая 2016 г. N 219

 

Методические рекомендации
по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности

С изменениями и дополнениями от:

18 января 2018 г.

 

I. Общие положения

 

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен. - Приказ Минтруда России от 18 января 2018 г. N 30

См. предыдущую редакцию

1. Методические рекомендации по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности (далее - методические рекомендации), разработаны в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" *(1) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)" полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа), по оптимальному размещению и развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры, особенностей и уровня развития системы социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность социальным обслуживанием получателей социальных услуг.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен. - Приказ Минтруда России от 18 января 2018 г. N 30

См. предыдущую редакцию

2. При реализации полномочий по оптимальному размещению и развитию сети организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации уполномоченным органам субъектов Российской Федерации рекомендуется руководствоваться методическими рекомендациями по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии организаций социального обслуживания, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 934н (в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 01/118455-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается), а также Правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 940н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2015 г., регистрационный N 36314) (далее - Правила).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен. - Приказ Минтруда России от 18 января 2018 г. N 30

См. предыдущую редакцию

3. Система социального обслуживания субъекта Российской Федерации включает в себя органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания; уполномоченный орган субъекта Российской Федерации; организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее - уполномоченные организации); организации социального обслуживания, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации); негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании (далее - негосударственные организации); индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги получателям социальных услуг (далее - организации социального обслуживания).

4. Организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, включают организации (или отделения организаций), которые осуществляют социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарной форме, то есть в условиях постоянного, временного или пятидневного (в неделю) круглосуточного проживания в организации (отделении организации), путем предоставления социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в стационарной форме социального обслуживания.

Организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, включают организации (или отделения организаций), предоставляющие социальные услуги в определенное время суток.

Организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, включают организации (или отделения организаций), предоставляющие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен. - Приказ Минтруда России от 18 января 2018 г. N 30

См. предыдущую редакцию

5. Примерная номенклатура организаций социального обслуживания утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 г. N 258н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2014 г., регистрационный N 32363).

Номенклатура организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации утверждается нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации*(2).

6. Требования к проектированию объектов организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, градостроительным особенностям их размещения регулируются градостроительными нормами и правилами.

7. Для обеспечения оптимального размещения на территории субъектов Российской Федерации организаций социального обслуживания необходимо учитывать:

а) общие требования к обеспеченности субъекта Российской Федерации организациями социального обслуживания;

б) критерии доступности социальных услуг для получателей социальных услуг;

в) существующее количество организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;

г) существующий уровень доступности социальных услуг для получателей социальных услуг;

д) специфику субъекта Российской Федерации (численность населения, плотность населения, демографический состав, природно-климатические и географические условия, транспортная инфраструктура, социально-экономические особенности развития и т.п.).

II. Требования к оптимальному размещению организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации

 

8. Оптимальное размещение организаций социального обслуживания предполагает обеспечение максимального удовлетворения потребностей получателей социальных услуг в социальном обслуживании при высоком уровне качества оказания социальных услуг и минимальных затратах (материальных, трудовых и пр.) на оказание социальных услуг.

9. Общими требованиями к обеспеченности субъекта Российской Федерации организациями социального обслуживания являются:

а) приближенность организаций социального обслуживания к месту жительства получателей социальных услуг;

б) транспортная доступность организаций социального обслуживания для всех получателей социальных услуг, в том числе инвалидов, включая граждан с ограничениями возможности передвижения;

в) размещение организаций социального обслуживания исходя из потребностей населения (количество зданий, площадь зданий, количество мест и т.д.).

10. Критерием оптимального размещения организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, является максимальный охват получателей социальных услуг стационарной формой социального обслуживания при минимальных затратах на содержание (обслуживание) одной койки (человека).

Критерием оптимального размещения организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, является максимальный охват получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания при минимальной пешеходно-транспортной доступности указанных организаций для получателей социальных услуг (максимальная пешеходно-транспортная доступность организации).

Критерием оптимального размещения организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, является максимальный охват получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому при минимальных затратах на передвижение социального работника от места нахождения организации социального обслуживания до места проживания получателя социальных услуг и далее к месту нахождения организаций связи, магазинов, аптеки, медицинской организации и т.п.).

11. Критериями доступности социальных услуг для получателей социальных услуг являются:

а) отсутствие очередности на предоставление социальных услуг;

б) достаточное количество организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации для обеспечения потребностей получателей социальных услуг в социальном обслуживании;

в) возможность выбора поставщика социальных услуг;

г) полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания субъекта Российской Федерации, в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.

III. Порядок размещения организаций социального обслуживания

 

Информация об изменениях:

Пункт 12 изменен. - Приказ Минтруда России от 18 января 2018 г. N 30

См. предыдущую редакцию

12. Порядок оптимального размещения организаций социального обслуживания включает в себя следующий алгоритм действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации:

а) анализ действующей системы организаций социального обслуживания, их фактической вместимости (пропускной способности);

б) определение существующего охвата получателей социальных услуг социальным обслуживанием по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и местности их предоставления (городская или сельская);

в) определение оптимального охвата получателей социальных услуг социальным обслуживанием по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и местности их предоставления (городская или сельская);

г) расчет необходимой вместимости (пропускной способности) организаций социального обслуживания;

д) определение оптимальной потребности субъекта Российской Федерации в организациях социального обслуживания;

е) определение оптимального размещения организаций социального обслуживания по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и местности их предоставления (городская или сельская).

13. Определение оптимальной потребности в организациях социального обслуживания осуществляется с учетом существующего в субъекте Российской Федерации количества организаций социального обслуживания, включая организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации, негосударственные организации социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги получателям социальных услуг.

14. Показатели охвата получателей социальных услуг социальным обслуживанием по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и местности их предоставления (городская или сельская) определяются для организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации на основе следующих данных:

а) численность населения соответствующей социально-демографической группы;

б) распределение получателей социальных услуг в организациях социального обслуживания;

в) имеющиеся в субъекте Российской Федерации статистические данные за последние 3-5 лет о наличии очередности в организации социального обслуживания;

г) имеющиеся в субъекте Российской Федерации статистические данные за последние 3-5 лет о численности получателей социальных услуг, охваченных социальным обслуживанием.

15. Охват граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, социальным обслуживанием по формам социального обслуживания и местности их предоставления (городская или сельская) рассчитывается по следующим формулам:

 

,

 

,

 

где:

- охват граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании i-й формой социального обслуживания в k-ой местности предоставления социальных услуг (городская или сельская местность), чел.;

- численность получателей социальных услуг, охваченных i-й формой социального обслуживания в k-ой местности оказания социальных услуг (городская или сельская местность), чел.;

- общая численность граждан, признанных нуждающимися в i-й форме социального обслуживания в k-ой местности оказания социальных услуг (городская или сельская местность), чел.

16. В целях разработки мероприятий по развитию сети организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации оценка перспективных значений охвата граждан социальным обслуживанием рассчитывается по следующей формуле:

 

,

 

где:

- показатель перспективного охвата граждан социальным обслуживанием, %;

- численность получателей социальных услуг, охваченных i-й формой социального обслуживания в k-ой местности оказания социальных услуг (городская или сельская местность), чел.;

- численность граждан, признанных нуждающимися в i-й форме социального обслуживания в k-ой местности оказания социальных услуг (городская или сельская местность), чел.;

, - среднегодовые темпы роста показателей и , рассчитанные за последние 3-5 лет;

n - число лет перспективного периода.

17. Примерный расчет перспективных значений охвата граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, социальным обслуживанием по формам социального обслуживания и местности их предоставления (городская или сельская) приведен в приложении N 1 к методическим рекомендациям.

18. Оптимальный охват граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, социальным обслуживанием определяется с учетом оценки перспективных значений охвата граждан социальным обслуживанием в субъектах Российской Федерации и возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.

19. Оптимальная мощность организаций социального обслуживания, оказывающих услуги в стационарной форме социального обслуживания, рассчитывается на основе оптимального количества единиц вместимости организаций и определяется по следующей формуле:

 

,

 

где:

- оптимальное количество единиц вместимости j-ой организации;

- нормативная потребность в социальном обслуживании в j-ой организации, чел./1000 чел. соответствующей социально-демографической группы, признанных нуждающимися в социальном обслуживании;

- коэффициент пребывания гражданина в j-ой организации социального обслуживания.

20. Коэффициент пребывания гражданина в j-ой организации социального обслуживания рассчитывается как средняя величина на основе информации о сроках пребывания граждан в j-ой организации и численности граждан, обслуженных в данной организации в течение года по формуле:

,

 

где:

- фактическое время пребывания i-го гражданина в j-ой организации, дней;

- численность граждан, обслуженных в j-ой организации в течение года, чел.

21. Примерные данные для расчета коэффициента пребывания гражданина в организации социального обслуживания приведены в приложении N 2 к методическим рекомендациям.

Учитывая примерные данные, приведенные в приложении N 2 к методическим рекомендациям, коэффициент пребывания гражданина в организации социального обслуживания составляет: для дома-интерната (пансионата) для детей:

 

;

 

для социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних:

 

.

 

Оптимальное количество единиц вместимости для дома-интерната (пансионата) для детей составляет:

.

22. Для организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, оптимальное количество единиц вместимости организаций социального обслуживания определяется количеством штатных единиц, приходящихся на 1000 человек соответствующей социально-демографической группы в соответствии с нормами труда.

23. Оптимизация количества единиц вместимости (мест/коек) организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги во всех формах социального обслуживания в городской и сельской местности, предполагает доведение фактического количества единиц вместимости организаций социального обслуживания до оптимального количества единиц вместимости организаций социального обслуживания с учетом возможности полного охвата социальными услугами граждан, нуждающихся в социальном обслуживании.

24. Показатель удельной мощности организаций социального обслуживания рассчитывается на k единиц вместимости по формуле:

 

,

 

где:

Т - штатная численность основного персонала организации социального обслуживания, шт. ед.;

М - мощность (количество единиц вместимости) организации социального обслуживания, койка (место, услуга);

k - количество единиц вместимости (1, 100, 1000), на которое рассчитывается показатель, койка (место, услуга).

25. Для организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной (полустационарной) форме социального обслуживания, показатель удельной мощности определяется в расчете на 1 или 100 мест (коек) дифференцированно в городской и сельской местностях.

Для организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, показатель удельной мощности определяется в расчете на 1 или 1000 социальных услуг дифференцированно по видам социальных услуг и месту их оказания.

26. Для расчета количества организаций социального обслуживания соответствующей формы социального обслуживания используется показатель оптимальной удельной мощности организаций социального обслуживания, рассчитываемый по формуле:

 

,

 

где:

Т - штатная численность основного персонала организации социального обслуживания, рассчитанная на основе норм труда, шт.ед.;

М - мощность (количество единиц вместимости) организации социального обслуживания, койка (место, услуга);

k - количество единиц вместимости (1, 100, 1000), на которое рассчитывается показатель, койка (место, услуга).

Для организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной (полустационарной) форме социального обслуживания, показатель оптимальной удельной мощности определяется в соответствии с нормами труда*(3).

Для организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги на дому, оптимальный удельный показатель мощности определяется на основе норм нагрузки на одного социального работника*(4).

27. Примерный расчет оптимальной удельной мощности стационарных (полустационарных) организаций социального обслуживания представлен в приложении N 3 к методическим рекомендациям.

28. Показатель оптимальной удельной мощности организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги на дому, рассчитывается на основе норм времени на оказание услуг социальными работниками по видам социальных услуг дифференцированно по радиусу обслуживания*(5).

29. Примерный расчет количества организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной (полустационарной) форме социального обслуживания, приведен в приложении N 4 к методическим рекомендациям.

30. Требования к оптимальному территориальному размещению объектов социального обслуживания определяются с учетом следующих факторов:

а) градостроительные условия размещения организаций социального обслуживания;

б) возможность объединения или разделения организаций социального обслуживания для обеспечения наиболее эффективного решения функциональных и отраслевых задач;

в) наличие медицинских и образовательных организаций, организаций культуры, организаций социально-бытового назначения и иных организаций, плотности их размещения, а также их транспортной доступности для организаций социального обслуживания.

31. Организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, целесообразно размещать недалеко от крупных населенных пунктов, имеющих медицинские и образовательные организации, организации культуры, организации социально-бытового назначения и иные организации.

32. Для организаций (отделений) социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги на дому, рекомендуемая временная удаленность данных организаций от места проживания получателей социальных услуг должна составлять до 1,5 км в городской местности и до 10 км - в сельской.

33. Для организаций (отделений) социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, рекомендуемая временная удаленность организаций от места проживания получателей социальных услуг должна составлять до 0,5 км в городской местности и до 3 км - в сельской местности.

_____________________________

*(1) Пункт 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

*(2) Статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ.

*(3) На основе нормативов штатной численности организаций социального обслуживания.

*(4) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 г. N 725 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания" (далее - приказ Минтруда России N 725).

*(5) Приказ Минтруда России N 725.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.