Постановление Губернатора Новосибирской области от 17 ноября 2004 г. N 687
"Об организации выполнения Регионального соглашения на 2005-2007 годы"
|
|
В целях эффективного взаимодействия с объединениями профсоюзов и объединениями работодателей по созданию необходимых условий для экономического развития области, социальной и правовой защиты трудящихся, повышения качества жизни населения постановляю:
1. Руководителям структурных подразделений администрации области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области:
1.1. Обеспечить своевременное выполнение обязательств администрации области по Региональному соглашению между областными объединениями (комитетами) профсоюзов, областными объединениями (союзами, ассоциациями) работодателей и администрацией Новосибирской области на 2005-2007 годы (далее Региональное соглашение).
1.2. Подготовить необходимые нормативные правовые акты губернатора Новосибирской области по реализации обязательств Регионального соглашения.
1.3. При формировании плана социально-экономического развития области, разработке областных целевых программ на 2005, 2006 и 2007 годы руководствоваться обязательствами Регионального соглашения.
1.4. Информацию о ходе выполнения обязательств администрации области по Региональному соглашению по пунктам согласно приложению направлять в управление труда и занятости населения администрации области ежеквартально в течение 15 дней по истечении квартала.
1.5. Направлять в областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для предварительного рассмотрения проекты областных законов и иных нормативных правовых актов, проекты областных целевых программ по социально-экономическим вопросам.
2. Управлению труда и занятости населения администрации области (Инина Н.Д.) обобщенную информацию о выполнении обязательств Регионального соглашения представлять областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
3. Департаменту развития промышленности и предпринимательства администрации области (Юрченко В.А.), департаменту энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации области (Шаталов В.И.), департаменту строительства администрации области (Анисимов В.А.), департаменту транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации области (Никонов В.А.), департаменту агропромышленного комплекса Новосибирской области (Гергерт В.А.), департаменту культуры Новосибирской области (Бродский В.А.), главному управлению охраны здоровья населения Новосибирской области (Тов Н.Л.), управлению социальной защиты населения Новосибирской области (Пыхтин С.И.), управлению образования Новосибирской области (Иванов В.В.) до 1 апреля 2005 года организовать работу по заключению (внесению изменений) отраслевых соглашений с объединениями профсоюзов и объединениями работодателей и коллективных договоров в подведомственных организациях.
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и муниципальных образований городов областного значения до 1 февраля 2005 года принять меры по заключению (внесению изменений) территориальных и территориально-отраслевых соглашений и представить их на регистрацию в управление труда и занятости населения администрации области.
5. Установить, что проекты отраслевых соглашений, предусматривающие полное или частичное финансирование из областного бюджета, перед подписанием сторонами социального партнерства согласовываются с управлением финансов и налоговой политики Новосибирской области (Аксененко С.В.).
6. Рекомендовать руководителям организаций всех форм собственности и Федерации профсоюзов Новосибирской области в течение первого квартала 2005 года организовать работу по заключению коллективных договоров и направить их в соответствующие органы по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Беспаликова А.А.
В.А.Толоконский
Региональное соглашение
между областными объединениями (комитетами) профсоюзов,
областными объединениями (союзами, ассоциациями)
работодателей и администрацией Новосибирской области
на 2005-2007 годы
Полномочные представители областных объединений организаций профсоюзов (далее - профсоюзы), объединений работодателей (далее - работодатели) и администрация Новосибирской области (далее - администрация), именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь законодательством Российской Федерации и Новосибирской области заключили настоящее Соглашение с целью создания необходимых условий для экономического развития области, социальной и правовой защиты населения на основе практического внедрения принципов социального партнерства.
Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в Новосибирской области и устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в 2005-2007 годах.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Обязательства администрации области, вытекающие из Соглашения, реализуются через соответствующие структурные подразделения, областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области. Средства, необходимые на реализацию принятых обязательств, предусматриваются в соответствующих бюджетах.
Соглашение является основой для переговоров в отраслях, территориях и организациях. Стороны признают необходимым заключение территориальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров в организациях и обязуются оказывать трудовым коллективам, участвующим в системе социального партнерства, всестороннее содействие в решении экономических и социально-трудовых вопросов.
Стороны считают, что условием участия организаций в системе социального партнерства является: членство в Новосибирском Союзе руководителей предприятий и работодателей или иных объединениях работодателей, подписавших Региональное соглашение или присоединившихся к нему; наличие профсоюзной организации или иного представительного органа; наличие в организации коллективного договора.
Стороны Соглашения намерены добиваться развития своих взаимоотношений на основе принципов социального партнерства, соблюдать определенные настоящим соглашением следующие обязательства и договоренности.
Раздел 1. Экономика и развитие производства
Стороны совместно:
1.1. Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, увеличению объема валового регионального продукта, предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня населения области.
1.2. Способствуют привлечению в экономику области финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов.
1.3. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики с использованием рыночных механизмов и предоставлению товаропроизводителям мер государственной поддержки и льгот в соответствии с законодательством.
1.4. Содействуют продвижению местных товаропроизводителей на Российский и зарубежные рынки.
1.5. Осуществляют взаимные консультации по вопросам бюджетной и налоговой политики.
1.6. Принимают меры по защите интересов организаций, потребителей при установлении необоснованно завышенных ставок и тарифов на ресурсы и услуги естественных монополий. Рассматривают предложения по увеличению тарифов на энергоносители (электроэнергию, газ) с учетом их экономического обоснования.
1.7. Своевременно принимают меры по повышению эффективности деятельности предприятий и организаций, по предупреждению несостоятельности (банкротства) организаций, их финансовому оздоровлению.
1.8. Содействуют погашению долгов федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований организациям, расположенным на территории области, и не допускают долгов из областного бюджета.
1.9. Разрабатывают предложения по реализации земельной политики на территории области, в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, а также предложения по совершенствованию механизма передачи в областную собственность земельных участков, неиспользуемых предприятиями или используемых ими не по целевому назначению.
1.10. Участвуют в организаторской работе по развитию системы трудового соревнования, проведению городских, заводских и других конкурсов профессионального мастерства на звание "Лучший по профессии".
Работодатели:
1.11. Принимают меры по прибыльной работе организаций, созданию дополнительных рабочих мест, своевременному техническому перевооружению, внедрению передовых технологий.
1.12. Не допускают задержку уплаты налогов и сборов, платежей в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.
1.13. Ежеквартально информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства.
1.14. Предоставляют профкомам и профорганизаторам информацию по социально-трудовым вопросам.
1.15. Организует совместно с профсоюзными комитетами трудовое соревнование, конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший по профессии".
Профсоюзы:
1.16. Принимают участие в организации трудового соревнования коллективов и их работников и содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных программами социально-экономического развития, целевыми программами развития отраслей и предприятий области.
1.17. Способствуют участию работников в управлении производством, стабилизации финансово-экономического положения организаций.
1.18. Содействуют работодателям в повышении качества продукции, производительности труда, дисциплины и ответственности каждого работника за исполнение трудовых обязанностей.
Администрация:
1.19. Принимает действенные меры по реализации плана социально-экономического развития области, федеральных и территориальных целевых программ, направленных на поддержку и развитие отраслей, организаций области.
1.20. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создает благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства, предусматривая приоритеты местным товаропроизводителям, оказывает помощь и содействие в продвижении их продукции на областной потребительский рынок.
1.21. Осуществляет финансовую поддержку хозяйствующих субъектов промышленности и агропромышленного комплекса в соответствии с законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и иными правовыми актами области.
1.22. Оказывает поддержку малому и среднему предпринимательству во всех секторах экономики, в том числе самозанятости сельского населения.
1.23. Обеспечивает реализацию программы социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочную перспективу (2004-2008 годы).
1.24. Формирует и размещает государственный заказ области на закупку и поставку продукции и оказание услуг, преимущественно на местных предприятиях.
1.25. При осуществлении финансовой поддержки организациям из областного бюджета, при закупках продукции для нужд области, осуществляемых через систему областного заказа, при прочих равных условиях учитывает их участие в системе социального партнерства.
1.26. Содействует обновлению основных производственных фондов в организациях научно-промышленного и агропромышленного комплексов, а также в организациях, осуществляющих деятельность, имеющую социальное значение.
1.27. Совершенствует работу пассажирского транспорта, в том числе пригородного железнодорожного транспорта. Содействует улучшению транспортного обслуживания населения области за счет финансовой поддержки организаций общественного пассажирского транспорта. Обеспечивает развитие материально-технической базы пассажирского транспорта в городах и районах области.
1.28. Оказывает содействие и осуществляет контроль за выполнением обязательных условий реструктуризации задолженности организаций агропромышленного комплекса области в соответствии с Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" в целях недопущения процедур банкротства.
Раздел 2. Развитие рынка труда и обеспечение занятости населения
Стороны совместно:
2.1. Осуществляют необходимые действия по реализации Плана мероприятий по содействию занятости населения Новосибирской области на 2004-2006 годы, территориальных программ содействия занятости населения, направленных на повышение уровня занятости населения, создание новых и сохранение действующих рабочих мест, развитие предпринимательства и самозанятости.
2.2. В случае возникновения напряженной ситуации на рынке труда разрабатывают совместно с органами службы занятости программу экстренных мер, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники ее финансирования.
2.3. Принимают меры по реализации Концепции кадрового обеспечения отраслей экономики Новосибирской области на период до 2008 года в целях кадрового обеспечения приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными рабочими и специалистами, повышения качества рабочей силы на рынке труда, развития образовательного комплекса области.
2.4. Принимают меры по сохранению и развитию системы профессионального обучения и подготовки кадров в организациях области.
2.5. Участвуют в организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малообеспеченных семей. Обеспечивают финансирование оплаты труда подростков.
2.6. Проводят независимую экспертизу экономической обоснованности предстоящих массовых высвобождений в организациях. Информируют работников о состоянии рынка труда и изменениях в законодательстве о занятости.
2.7. Разрабатывают и осуществляют комплекс мер, направленных на улучшение положения на рынке труда женщин, молодежи и инвалидов, граждан, проживающих в сельской местности.
2.8. Проводят мероприятия по профессиональной ориентации молодежи по профессиям, востребованным на рынке труда. Осуществляют согласованную политику по социально-трудовой адаптации молодежи.
Работодатели:
2.9. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности высвобождаемых работников, информируют в установленном порядке профорганы, органы службы занятости населения о высвобождении работников, включая массовые, о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
2.10. Взаимодействуют с учреждениями начального профессионального образования по вопросам подготовки кадров, оказывают помощь в укреплении материально-технической базы этих учреждений. Подготавливают заказ на подготовку кадров в учреждениях начального профессионального образования для формирования регионального заказа, предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной практики. Обеспечивают закрепление наставников за всеми молодыми работниками в первые полгода их работы. Осуществляют доплату наставникам.
2.11. Обеспечивают включение в коллективные договоры мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов производства, числа рабочих мест, возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переобучения работников, в том числе намеченных к высвобождению, предоставление им льгот и компенсаций.
2.12. Оказывают исходя из возможностей организации материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штатов организации и т.д.
2.13. Обеспечивают выполнение установленной им в соответствии с нормативными правовыми актами области квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет.
2.14. Осуществляют привлечение и использование иностранной рабочей силы в установленном порядке с учетом мнения профсоюзной организации.
2.15. Обеспечивают финансирование общественных работ, организуемых органами службы занятости населения.
Профсоюзы:
2.16. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства в вопросах найма, увольнения, сокращения численности или штата работников, предоставления льгот и гарантий в процессе высвобождения, реорганизации, ликвидации организаций.
2.17. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение, увеличение объемов производства, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством, а также мероприятий по профессиональному обучению и повышению квалификации работников, в том числе за счет внутрипроизводственного обучения персонала.
Создают молодежные комиссии и советы молодых специалистов при профкомах.
2.18. Вносят в органы местного самоуправления предложения о приостановке решений работодателей о массовом высвобождении работников. Выступают в поддержку требований трудовых коллективов о приостановке выполнения решения по массовому высвобождению работающих или поэтапному проведению данной работы.
2.19. Информируют работников организаций об изменениях, происходящих в действующем законодательстве.
Администрация:
2.20. Обеспечивает финансирование мероприятий по содействию занятости населения в соответствии с утвержденным Планом мероприятий.
2.21. Формирует областной государственный заказ на подготовку рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования для реального сектора экономики.
2.22. Содействует созданию новых рабочих мест в организациях различных организационно-правовых форм с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития области.
2.23. Регулярно информирует население через средства массовой информации о рынке труда, возможности трудоустройства, обучения и переподготовки безработных граждан, а также профессиях, пользующихся устойчивым спросом.
2.24. Организует проведение мероприятий по повышению трудовой мотивации учащихся образовательных учреждений всех уровней. Принимает меры по трудоустройству по специальности выпускников учреждений профессионального образования.
Раздел 3. Повышение уровня жизни, регулирование оплаты труда
Стороны совместно:
3.1. Применяют Региональное тарифное соглашение.
Устанавливают минимальную месячную тарифную ставку 1 разряда и минимальную месячную заработную плату для работников внебюджетной сферы согласно Региональному тарифному соглашению два раза в год. Добиваются доли оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) в фонде заработной платы не менее 50% и в зависимости от отраслевых особенностей.
3.2. Не допускают снижения уровня жизни населения и принимают меры по поэтапному повышению минимальной месячной заработной платы до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в области.
3.3. Осуществляют контроль за уровнем заработной платы, сроками ее выплаты. Принимают меры по ликвидации задолженности по заработной плате.
Работодатели:
3.4. Устанавливают минимальную месячную тарифную ставку 1 разряда и минимальную месячную заработную плату для работников внебюджетной сферы согласно Региональному тарифному соглашению. В организациях, где заработная плата работника ниже уровня, установленного Региональным тарифным соглашением, разрабатывают совместно с Профсоюзами программы поэтапного ее увеличения.
3.5. Предусматривают в коллективных договорах:
- формы и системы оплаты труда работников организаций, размеры ставок и окладов, соотношения в их размерах между отдельными категориями работников, порядок премирования;
- размер тарифной ставки 1 разряда работника;
- порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен;
- повышение заработной платы работников в зависимости от увеличения объемов производства с учетом опережающего роста производительности труда;
- сроки выплаты заработной платы;
- применение систем нормирования труда: норм выработки, нормированных заданий, норм обслуживания и нормативов численности, с учетом мнения профсоюзного органа.
3.6. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных органов информацию по оплате труда работников.
3.7. Не допускают без согласия работника внедрения нетрадиционных видов вознаграждения (натуральная оплата, страхование и т.д.) за счет заработной платы.
3.8. Не допускают задержек выплаты заработной платы, компенсационных выплат работникам по вине работодателя. Принимают меры по погашению имеющейся задолженности.
В случае несвоевременной выдачи заработной платы обеспечивают индексацию в размере, предусмотренном коллективным договором, но не ниже установленного действующим законодательством.
Профсоюзы:
3.9. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе за своевременной выплатой заработной платы и других социальных выплат, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами области. Выходят с инициативой по привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих выполнение указанных нормативных правовых актов.
3.10. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты с индексацией, предусмотренной коллективным договором, но не ниже установленного действующим законодательством, а также принимают меры по привлечению к ответственности виновных лиц.
3.11. Добиваются включения в коллективные договоры:
- размера минимальной заработной платы не ниже величины прожиточного минимума населения;
- индексации заработной платы в размере не менее, чем сложившийся рост потребительских цен;
- размера денежной компенсации заработной платы в случае ее задержки;
- вопросов, связанных с защитой пенсионных прав работников;
- предоставления вышедшим на пенсию работникам и их семьям возможности пользоваться объектами социально-культурного назначения организаций;
- ограничения выплаты заработной платы в виде натуральной формы оплаты труда в фиксированном размере.
3.12. Обеспечивают контроль за своевременным перечислением работодателями страховых взносов в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Администрация:
3.13. При формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год и формировании межбюджетных отношений между областью и муниципальными образованиями предусматривает средства на:
- достаточное финансирование муниципальных учреждений бюджетной сферы (на содержание, оплату труда, аттестацию рабочих мест и др.);
- повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, социальных выплат и компенсаций в соответствии с нормативными правовыми актами области;
- выплату ежемесячной компенсации на приобретение методической литературы и периодических изданий педагогическим работникам учреждений образования, учебных заведений здравоохранения, социальной защиты и культуры.
3.14. Организует работу по проведению мониторинга уровня жизни населения области. Обеспечивает в установленном порядке определение и публикацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума области.
3.15. Принимает меры по совершенствованию оплаты труда в организациях бюджетной сферы и повышению заработной платы низкооплачиваемых работников.
3.16. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансируемым из областного бюджета и своевременную передачу средств муниципальным образованиям, предназначенных на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с нормативными правовыми актами области. Осуществляет контроль и принимает меры по своевременной выплате заработной платы, пособий на ребенка, по опеке и других государственных социальных пособий и выплат.
3.17. Осуществляет контроль за соблюдением установленных в трудовых договорах условий оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий области, областных государственных учреждений и их соответствию условиям оплаты труда, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами области.
Раздел 4. Охрана труда и экологическая безопасность
Стороны совместно:
4.1. Обеспечивают выполнение мероприятий областной целевой программы "Организация работы по улучшению условий и охраны труда в Новосибирской области на 2004-2005 годы", признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников.
4.2. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства в области охраны труда и экологической безопасности.
4.3. Проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях. Инициируют разработку, принятие и выполнение мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также на сокращение численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
4.4. Содействуют осуществлению мер экономического стимулирования работодателей в создании безопасных условий труда.
4.5. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.6. Организуют проведение мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда и экологической безопасности. Информируют работников о вновь принимаемых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда, экологической безопасности и порядку их применения.
4.7. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля по вопросам реализации ими на территории области надзорных и контрольных функций в сфере охраны труда.
4.8. Оказывают содействие в разработке мероприятий по охране труда в рамках коллективных договоров и соглашений, осуществляют выборочный контроль за ходом их выполнения.
Работодатели:
4.9. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях:
- мероприятия по охране труда и окружающей среды и средства на их финансирование;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- дополнительные компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
- обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- сокращение количества рабочих мест, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам;
- предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным профсоюзных комитетов по охране труда и членам комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий труда и их обучение;
- компенсацию затрат, связанных с обследованием работников на наличие профзаболеваний, а также затрат, связанных с их лечением.
4.10. Создают условия для осуществления уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов, а также членами комитетов (комиссий) по охране труда контроля за соблюдением на рабочих местах требований норм и правил по охране труда, организуют обучение членов комитетов (комиссий) по охране труда.
4.11. Создают в организациях за счет собственных средств специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
4.12. Принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, загрязнению окружающей среды.
4.13. Проводят административно-общественный контроль за охраной труда.
4.14. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями принимают меры по устранению (снижению) воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Профсоюзы:
4.15. Принимают участие совместно с Государственным учреждением - Новосибирским областным региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в проведении работ, связанных с отнесением организаций и их подразделений к классу профессионального риска, определением скидок и надбавок к страховому тарифу в соответствии с законодательством.
4.16. Осуществляют контроль за соблюдением нормативных правовых актов по экологической безопасности в организациях, в случае выявления нарушений предлагают работодателям устранить их и информируют об этом соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления.
4.17. Подготавливают методические рекомендации профсоюзному активу организаций по осуществлению общественного контроля за соблюдением правил и норм по охране труда и экологической безопасности.
4.18. Защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
4.19. Проводят выборы уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов или трудового коллектива по охране труда.
4.20. Принимают участие в разработке проектов нормативных правовых актов по охране труда и экологической безопасности.
4.21. Участвуют в создании и деятельности комитетов (комиссий) по охране труда организаций.
4.22. Взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за охраной труда, органами государственной власти и местного самоуправления в осуществлении контроля за условиями и охраной труда, правильностью предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с тяжелыми, опасными и (или) вредными условиями труда.
4.23. Участвуют в организации обучения уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций.
4.24. Участвуют в проведении административно-общественного контроля за охраной труда.
Администрация:
4.25. Организует работу Координационного совета по охране труда Новосибирской области.
4.26. Осуществляет методическое обеспечение деятельности организаций по созданию здоровых и безопасных условий труда работников.
4.27. Создает необходимые условия для прохождения руководителями и специалистами организаций обязательного специального обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
4.28. Обеспечивает контроль качества проведения в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.
4.29. Обеспечивает контроль за деятельностью организаций, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения.
4.30. Содействует деятельности технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, общественному контролю за охраной труда.
Раздел 5. Социальная поддержка населения и социальной сферы
Стороны совместно:
5.1. Участвуют в реализации целевых социальных программ, в том числе по социальной поддержке малообеспеченных категорий граждан, развитию культуры, оздоровлению трудящихся и их детей, реабилитации инвалидов и т.д.
5.2. Вырабатывают предложения по разработке с учетом специфики области программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в области, анализируют социальные последствия реформы жилищно-коммунального хозяйства и продолжают совершенствовать систему оказания адресной финансовой помощи малоимущим пенсионерам, инвалидам и другим малообеспеченным гражданам.
5.3. Способствуют сохранению сети летних оздоровительных лагерей всех типов для детей и подростков, лагерей труда и отдыха и обеспечивают их материально-техническую базу.
Не допускают снижения уровня оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом.
5.4. Принимают меры по недопущению ликвидации или использования не по назначению социально-бытовых, культурных и спортивных учреждений всех форм собственности.
5.5. Проводят работу, направленную на сохранение и улучшение здоровья населения, обеспечение необходимых условий для эффективного функционирования организаций здравоохранения.
Работодатели:
5.6. Обеспечивают работников льготными путевками в детские санатории, оздоровительные лагеря для детей, в детские дошкольные учреждения.
5.7. Обеспечивают проведение социально-культурной и спортивной работы, предусматривая на эти цели в коллективных договорах и соглашениях выделение средств не менее 0,15 процента от фонда заработной платы.
5.8. Обеспечивают своевременность и полноту выплаты работающим гражданам установленных законодательством пособий, связанных с рождением и воспитанием ребенка.
5.9. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены профсоюза. Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия работодателя в рабочее время.
5.10. Оказывают содействие улучшению жилищных условий работников, в том числе молодых специалистов в виде: долевого участия в жилищном строительстве, финансирования части расходов работников по приобретению или строительству жилья, погашения процентной ставки по кредитам работников на приобретение или строительство жилья. Осуществляет строительство жилья на корпоративной основе.
Профсоюзы:
5.11. Через коллективные договоры добиваются выделения необходимых средств организациями на поддержку работающих многодетных и неполных семей, инвалидов, бывших работников - пенсионеров, развитие физической культуры и спорта, оздоровление трудящихся и их детей. Добиваются включения в коллективные договоры пунктов об оплате содержания детей в дошкольных учреждениях, выплат при бракосочетании, рождении детей, иных льгот для молодежи и молодых специалистов.
5.12. Обеспечивают контроль за своевременностью представления работодателями сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и своевременным перечислением страховых взносов в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
5.13. Содействуют реализации областной программы обязательного медицинского страхования. Осуществляют контроль за своевременным перечислением страховых взносов на работающее и неработающее население.
5.14. Участвуют в подготовке и проведении оздоровления детей и подростков.
Администрация:
5.15. Осуществляет меры по обеспечению нормальной работы объектов социальной сферы области, направляет средства областного бюджета на ее дальнейшее развитие в соответствии с законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
5.16. Обеспечивает гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи населению, в том числе инвалидам войны, медико-социальных услуг в лечении и профилактике заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.
5.17. Проводит изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, газ 1 раз в год перед принятием областного бюджета, предусматривая меры социальной защиты населения области. Предварительно, не позднее чем за один месяц, информирует об этом областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
5.18. Не допускает увеличения доли расходов граждан на оплату, наем жилья и коммунальные услуги выше уровня, соответствующего федеральным стандартам. Предоставляет субвенции местным бюджетам для выплаты субсидии на оплату, наем жилья и коммунальных услуг в соответствии с установленными органами государственной власти области стандартами предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Проводит разъяснительную работу о порядке предоставления жилищных субсидий, используя средства массовой информации.
5.19. Предусматривает в областном бюджете средства на обеспечение расчетов бюджетных организаций, финансируемых из областного бюджета, за потребленную ими электрическую, тепловую энергию и коммунальные услуги в пределах установленных лимитов потребления и с учетом задания по экономии бюджетных средств.
5.20. При формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год и формировании межбюджетных отношений между областью и муниципальными образованиями области предусматривает:
- выделение средств для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе молодежи, работникам бюджетной сферы;
- выделение финансовых средств на оздоровление работников бюджетной сферы, проведение вакцинации против вирусного гепатита, гриппа, дифтерии;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- выделение средств для организации отдыха и оздоровления детей и подростков работников бюджетной сферы;
- компенсацию стоимости питания студентам и учащимся образовательных учреждений области в установленном законодательством порядке;
- расходы на социальную поддержку на проезд пассажирским транспортом общего пользования отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством;
- расходы на социальную поддержку по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством;
- социальную поддержку нуждающимся студентам, а также выплату за особые успехи в учебе студентам учебных заведений именных стипендий;
- оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
5.21. Рекомендует органам местного самоуправления:
- сохранять практику невзыскания с нанимателей и собственников жилья пеней по платежам за жилье и коммунальные услуги на период задержки выплаты заработной платы, пенсий и пособий по безработице;
- предусматривать в бюджетах выделение средств для частичной компенсации расходов на содержание стационарных детских оздоровительных лагерей, льготных тарифов на электроснабжение и коммунальные услуги для детских оздоровительных лагерей, находящихся на территории области, установление льготных тарифов на перевозку детей в каникулярный период.
- предусматривать льготный режим при организации и осуществлении строительства жилья на корпоративной основе силами предприятий и организаций.
5.22. Способствует развитию системы ипотечного кредитования в целях повышения доступности жилья для населения области и увеличения объемов жилищного строительства.
5.23. Принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите жизни, здоровья и имущества граждан области.
Раздел 6. Развитие социального партнерства
Стороны совместно:
6.1. В целях дальнейшего развития системы социального партнерства, повышения роли областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений стороны договорились проводить консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов областных законов и иных нормативных правовых актов, проектов областных целевых программ по социально-экономическим вопросам, затрагивающим интересы большинства населения области.
6.2. Организуют обучение представителей профсоюзов, работодателей, органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам правового регулирования социально-трудовых отношений.
6.3. В целях совершенствования механизма социального партнерства ежегодно организуют проведение совещаний, научно-практических конференций, "круглых столов" и других мероприятий.
6.4. Оказывают содействие в создании и обеспечении деятельности первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений профсоюзов и работодателей, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и заключении территориальных, отраслевых соглашений и коллективных договоров.
6.5. Организуют освещение вопросов социального партнерства в областных и муниципальных СМИ.
6.6. Проводят областной смотр-конкурс по социальному партнерству среди городов и районов области, а также организаций.
Работодатели:
6.7. Не препятствуют созданию первичных профессиональных организаций на предприятиях. Содействуют профессиональным союзам в их деятельности. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
6.8. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
6.9. Признают отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания социального мира и способствуют заключению коллективных договоров в организациях, а также представляют их на уведомительную регистрацию в органы по труду.
Профсоюзы:
6.10. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению и контролю за выполнением территориальных, отраслевых соглашений.
6.11. Продолжают работу по восстановлению утраченных и созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики.
6.12. Обеспечивают заключение коллективных договоров в организациях, где имеются профсоюзы.
6.13. Участвуют в выявлении, предупреждении и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов). Оказывают помощь в создании комиссий по трудовым спорам.
6.14. Не выступают организаторами забастовок в случае выполнения администрацией области и объединениями работодателей обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми, территориальными соглашениями, коллективными договорами.
6.15. Содействуют через коллективные договоры вхождению организаций в объединения работодателей.
Администрация:
6.16. Информирует в установленном порядке стороны Соглашения по вопросам, касающимся социально-трудовых отношений.
6.17. Проводит встречи с профсоюзным активом области и работодателями.
6.18. Обеспечивает функционирование областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.19. Обеспечивает в установленном законодательством порядке регистрацию коллективных договоров организаций, отраслевых и территориальных соглашений и осуществляет контроль за их выполнением.
6.20. Содействует урегулированию, предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров (конфликтов).
Раздел 7. Действие Соглашения, обеспечение контроля
за его выполнением, ответственность сторон за реализацию Соглашения
7.1. Соглашение заключено на 2005-2007 годы, вступает в силу с 1 января 2005 года и действует по 31 декабря 2007 года.
7.2. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, а также стороны самостоятельно.
7.3. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
В период действия настоящего Соглашения изменения и дополнения в него вносятся по взаимному согласию Сторон.
7.4. Стороны периодически информируют о ходе выполнения настоящего Соглашения через средства массовой информации.
7.5. Включенные в Соглашение условия не могут быть ухудшены при заключении отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров.
После подписания Соглашения предприятия, заключившие коллективные договоры, должны внести в них соответствующие улучшающие изменения.
7.6. Стороны (лица), виновные в уклонении от участия в переговорах, нарушении и невыполнении обязательств, включенных в Соглашение, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
7.7. Стороны участвуют во втором полугодии 2007 года в коллективных переговорах по заключению областного Соглашения на 2008 год.
7.8. Объединения профсоюзов и объединения работодателей, не имеющие своих представителей в составе областной трехсторонней комиссии, имеют право присоединяться к настоящему Региональному соглашению в течение всего срока его действия.
Процедура присоединения к соглашению производится в соответствии законом области "О социальном партнерстве в Новосибирской области" и Положением о присоединении.
7.9. Текст Соглашения публикуется в газетах "Советская Сибирь" и "Доверие".
Текст Соглашения принят решением областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 30.09.2004 г. N 3).
От объединений От объединений От администрации
работодателей профсоюзов области
Председатель Совета Председатель Губернатор
Новосибирского Союза общественной Новосибирской области
руководителей организации
предприятий Федерации
и работодателей профсоюзов
Новосибирской
области
А.К.Масалов А.А.Козлов В.А.Толоконский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Новосибирской области от 17 ноября 2004 г. N 687 "Об организации выполнения Регионального соглашения на 2005-2007 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Советская Сибирь" от 7 декабря 2004 г. N 238
Текст Регионального соглашения опубликован в газете "Советская Сибирь" от 3 ноября 2004 г. N 215, на сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.adm.nso.ru от 17 ноября 2004 г.