Определение Верховного Суда РФ от 17 июня 2016 г. N 306-КГ16-5968
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
изучив по материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (г. Казань) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.09.2015 по делу N А65-11818/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.03.2016 по тому же делу, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Международная школа N 1" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - комитет) о признании незаконными действий по согласованию сдачи в аренду путем проведения аукционных торгов по продаже размера ежегодной арендной платы нежилых помещений общей площадью 62,5 кв. м, расположенных по адресу: 420111, г. Казань, ул. Япеева, дом 11, закрепленных за МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 39 с углубленным изучением английского языка" Вахитовского района г. Казани (далее - школа N 39); об обязании согласовать сдачу в аренду без проведения аукционных торгов по продаже размера ежегодной арендной платы нежилых помещений общей площадью 62,5 кв. м, расположенных по адресу: 420111, г. Казань, ул. Япеева, дом 11, закрепленных за школой N 39.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 39 с углубленным изучением английского языка" Вахитовского района г. Казани и Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.09.2015 заявление удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 18.03.2016 указанные судебные акты оставил без изменения.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на судебные акты по настоящему делу в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на существенные нарушения норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено.
Как установлено судами, комитет на основании договора от 31.12.2008 N 1/185 закрепил за школой N 39 на праве оперативного управления муниципальное имущество - здание школы по ул. Япеева, д. 11. Согласно пункту 3 данного договора уполномоченный орган не вправе без согласования с комитетом, в том числе, продавать, сдавать в аренду недвижимое имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.
Письмом от 12.12.2013 комитет в ответ на заявление школы N 39 согласовал сдачу в аренду помещений обществу (прежнее название - ООО "Кембридж Казань") без процедуры проведения торгов, и между школой N 39 (арендодателем) и обществом "Кембридж Казань" (арендатором) с согласия комитета заключен договор аренды от 16.12.2013 N 1, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду на срок с 16.12.2013 по 15.11.2014 помещения общей площадью 80,5 кв.м для использования под образовательные цели. Арендуемые помещения приняты по акту приема-передачи.
До окончания срока аренды арендатор обратился к арендодателю с заявлением от 15.10.2014 N 14 о заключении договора аренды на новый срок - с 16.11.2014 по 30.10.2015.
В связи с истечением срока действия договора аренды от 16.12.2013 N 1 общество и школа N 39 направили 26.01.2015 комитету заявку о предоставлении в аренду для ведения образовательной деятельности на срок по 31.10.2015 нежилых помещений общей площадью 62,5 кв.м, расположенных по адресу: 420111, г. Казань, ул. Япеева, д. 11, закрепленных за школой N 39, без процедуры проведения торгов.
В письме от 24.02.2015 комитет указал на необходимость проведения аукционных торгов по продаже размера ежегодной арендной платы как условие своего согласия на сдачу помещений в аренду.
Общество, посчитав, что указанные действия комитета противоречат требованиям действующего законодательства, и оно имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что общество, являясь организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в силу пункта 6 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" имеет право заключать договоры аренды без проведения торгов на право заключения этих договоров, руководствуясь положениями Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании", суды пришли к выводу о необоснованности выдвинутого комитетом условия сдачи спорных помещений в аренду, что явилось основанием для удовлетворения иска.
Доводы антимонопольного органа были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 17 июня 2016 г. N 306-КГ16-5968 по делу N А65-11818/2015
Текст определения официально опубликован не был