Методические рекомендации по разработке Плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории муниципального образования
(утв. МЧС России 1 июля 2013 г. N 2-4-87-14-14)
I. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации по разработке Плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории муниципального образования разработаны во исполнение распоряжения Заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от "26" марта 2012 г. N 110 "Об организации планирования основных мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории Российской Федерации".
План предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории муниципального образования (далее - План) разрабатывается в целях снижения рисков возникновения ЧС, обусловленных природными пожарами, а также для информационной поддержки работы оперативных дежурных смен единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
План муниципального образования предусматривает объем, сроки и порядок выполнения мероприятий РСЧС по предупреждению и снижению последствий ЧС в пожароопасный период при угрозе их возникновения, тушению природных пожаров, а также определяет привлекаемые для этого силы и средства.
План разрабатывается в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления и организациями, с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов МЧС России и других министерств и ведомств Российской Федерации.
Практическая разработка Плана заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе или возникновении ЧС, обусловленных природными пожарами и выработке решения на предупреждение и ликвидацию возможных ЧС (Приложение N 1).
План отрабатывается на электронных и бумажных носителях и состоит из карты и пояснительной записки. План подписывается председателем КЧС и ОПБ муниципального образования муниципального образования и руководителем органа специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, согласовывается с начальником Главного управления МЧС России и утверждается главой администрации муниципального образования до 25 февраля каждого года. Кроме того, пояснительная записка к Плану согласовывается с руководителями организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере защиты лесов от пожаров и лесопользования на территории муниципального образования.
Общее руководство и контроль за разработкой Плана осуществляет начальник Главного управления МЧС России по субъекту РФ.
Корректировка задач и мероприятий согласно Плану, осуществляется в ходе учений, тренировок, а также при ликвидации ЧС, вызванных лесными пожарами.
Отнесение сведений, содержащихся в Плане, к информации ограниченного доступа производится в порядке, установленном требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.
По вопросам организации контроля за лесопожарной обстановкой, вопросам привлечения сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных природными пожарами, использовать следующие нормативные правовые документы:
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ;
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федеральный закон от 23.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "6.10.2003"
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов с принятием ФЗ О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
Постановление Правительства РФ от 17.05.2011 N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров";
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
Постановление Правительства РФ от 31.01.2012 N 69 "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров";
Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме";
распоряжение Первого заместителя Министра МЧС России от 16.09.2011 N 285 "О порядке получения, обработки, предоставления и использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса в системе МЧС России";
Инструкция по авиационной охране лесов, утверждённая приказом Федеральной службы охраны лесов от 22 сентября 2007 года N 122.
II. План предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования
2.1 Общие требования к Плану предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории муниципального образования
Карта Плана (масштаб карты должен обеспечивать отображение всех планируемых мероприятий на территории муниципального образования) должна отвечать требованиям наглядности, полноты (достоверности).
Наглядность карты обеспечивается ясным и четким отображением обстановки с выделением ее главных элементов, что достигается правильным применением условных знаков, правильным расположением служебных и пояснительных надписей, четким изображением фактического положения сил и средств ликвидации природных пожаров и предполагаемого характера их действий (Приложение N 2).
Полнота нанесенной обстановки на карту определяется объемом сведений, необходимых для управления силами и средствами ликвидации ЧС. Точность (достоверность) нанесенной обстановки на карту достигается ее соответствием действительному положению различных формирований сил и средств ликвидации ЧС на местности и реальным последствиям воздействия источников ЧС.
Зоны природных пожаров следует наносить на карту с четким выделением границ, не затемняя топографическую основу карты. Размеры зон определяют расчетно-графическим методом с учетом метеорологических условий, времени года и характера местности.
Гриф карты определяют в установленном порядке.
При оформлении карты необходимо выполнять следующие требования:
промежуток между буквами (цифрами) в слове должен быть равен толщине буквы (цифры);
все надписи необходимо располагать параллельно нижнему (верхнему) обрезу карты, буквы и цифры писать без связок, сообразуя их размер с масштабом карты;
надписи могут быть сделаны на свободном месте карты со стрелкой к условному знаку.
Карты в готовом виде должны иметь прямоугольную форму (размер 1800х2200 мм), окаймлены по периметру багетом. При этом координатная сетка должна быть сохранена.
Отработанные карты в сложенном виде должны иметь размеры, равные стандартному листу А-4.
В правом верхнем углу на оборотной стороне карты наклеивается титульный лист с необходимыми реквизитами.
III. Пояснительная записка к Плану предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования
3.1 Требования к пояснительной записке
Пояснительная записка к Плану разрабатывается в программном продукте Microsoft Word 2010 или более ранней версии. Формат страниц - A3, альбомная. Шрифт Times New Roman, размер - 14. Особое внимание обращается на единообразное оформление приложений (таблиц) к пояснительной записке (в заголовках: шрифт - Times New Roman, размер - 14, жирный, в таблицах: шрифт - Times New Roman, размер - 12, нежирный).
3.2 Структура и содержание пояснительной записки
Раздел 1
Общие сведения за# муниципальное образование
В данном разделе указываются общие сведения о муниципальном образовании, сведения о составе земель по целевому назначению, категорирование земель лесного фонда, общие сведения о торфяниках, сведения о балансодержателях торфяных месторождений и торфоразработок на территории муниципального образования.
Физико-географические характеристики (географическое местоположение, характер местности, характер рельефа, характер гидросферы), климатические характеристики (средняя температура в пожароопасный период, норма осадков в пожароопасный период), общая площадь муниципального образования (представляется в ), количество населенных пунктов, численность постоянно проживающего населения (тыс. чел.), средняя численность населения в летний период (тыс. чел.), количество населенных пунктов, граничащих с лесными участками, общая протяженность участков границ населенных пунктов с лесными участками (в км), количество объектов экономики (далее - ОЭ), потенциально опасных объектов (далее - ПОО), социально значимых объектов (далее - СЗО), расположенных в лесном массиве и на прилегающей территории.
Сведения по составу земель по целевому назначению в обобщенном виде заносятся в таблицу (Приложение N 3).
В таблице указываются:
категории земель (по ведомственной принадлежности);
площадь ;
процент от общего количества земель (в %).
Сведения по составу земель лесного фонда на территории муниципального образования, которые в обобщенном виде заносятся в таблицу (Приложение N 4).
В таблице указываются:
лесные земли (всего) (в ), процент от общего состава земель (в %);
леса первой группы (в ), процент от общего состава земель (в %);
леса второй группы (защитные леса) (в ), процент от общего состава земель (в %);
леса третьей группы (резервные леса) (в ), процент от общего состава земель (в %);
нелесные земли (всего) (в ), процент от общего состава земель (в %);
всего земель лесного фонда (в ), процент от общего состава земель (в %).
В графе принадлежность земель к функциональным и территориальным подсистемам, указываются организации и учреждения, в ведении которых находятся эти земли.
Общая характеристика торфяников на территории муниципального образования в обобщенном виде заносится в таблицу (Приложение N 5).
В таблице указываются:
общая площадь торфяников, ;
площадь торфяников в соответствии с ведомственной принадлежностью;
площадь обводнения, планируется к обводнению/обводнено, .
Сведения о балансодержателях торфяных месторождений и торфоразработок на территории муниципального образования в обобщенном виде заносятся в таблицу (Приложение N 6).
В таблице указываются:
количество и площадь торфяных месторождений на территории муниципального образования, ;
сведения о балансодержателях (арендаторах) торфяных месторождений и торфоразработок, с указанием организаций, ведущих торфоразработку, Ф.И.О. руководителей;
сведения о бесхозяйных торфяных месторождениях.
Общая информация об органах местного самоуправления муниципального образования, организациях и учреждениях на территории муниципального образования, осуществляющих деятельность в сфере защиты лесов от пожаров и лесопользования (наименование, Ф.И.О. руководителя, контактная информация (адрес, телефон)).
Раздел 2
Прогноз развития обстановки по природным пожарам на территории муниципального образования
Прогноз развития природных пожаров на территории муниципального образования проводится на основании статистических данных по населенным пунктам, подвергшимся природным пожарам за последние 25 лет и заносится в таблицу (Приложение N 7).
В таблице указываются: порядковый номер, населенные пункты, год, период начала и окончания прохождения природных пожаров, общее количество природных пожаров из них лесных и торфяных, общее количество пострадавшего населения, в том числе погибшего, количество жилых домов уничтоженных огнем, количество СЗО уничтоженных огнем, нанесенный материальный ущерб в денежном эквиваленте, примечание, где указываются другие необходимые сведения, не вошедшие в таблицу.
Количественные показатели по населенным пунктам муниципального образования и годам прошедших природных пожаров, определяются порядковым номером вышеуказанной таблицы.
Кроме того в прогнозе пожароопасного сезона указываются сроки его начала, определяющиеся величиной отклонений от нормы (среднемноголетних климатических значений) следующих гидрометеорологических параметров:
уровень снегонакопления в зимний период (определяется в %);
снегозапасы превышающие норму на территории округа (определяется в %);
температура воздуха в пожароопасный период (определяется на основе долгосрочного прогноза территориальных подразделений Росгидромета);
количество и вид осадков в пожароопасный период (определяется на основе долгосрочного прогноза территориальных подразделений Росгидромета).
В соответствии с прогнозом делаются выводы. В выводах указываются сведения по количеству населенных пунктов в муниципальном образовании, СЗО и ОЭ, которые расположены в зонах вероятного возникновения природных пожаров, сроки начала пожароопасного сезона на территории муниципального образования, вышеуказанные сведения заносятся в таблицу в соответствии с (Приложением N 8).
В таблице указываются:
порядковый номер;
наименование населенных пунктов попадающих в зоны вероятного возникновения природных пожаров;
количество СЗО, попадающих в зоны вероятного возникновения природных пожаров в т.ч. с круглосуточным пребыванием людей;
количество объектов экономики, в т.ч. потенциально опасных объектов, попадающих в зоны вероятного возникновения природных пожаров, прогнозируемые сроки начала пожароопасного сезона.
В примечании указываются другие необходимые сведения, не вошедшие в таблицу.
Раздел 3
Организация планирования и проведения превентивных мероприятий в пожароопасный период на территории муниципального образования
В данном разделе указываются мероприятия, проводимые по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования, с целью снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период.
Все превентивные мероприятия заносятся в таблицу (Приложение N 9).
Мероприятия проводимые по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального образования включают в себя:
рассмотрение вопроса о защите объектов и территорий от распространения природных пожаров на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
актуализацию перечня населённых пунктов и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (далее - садоводческих объединений), подверженных угрозе распространения лесных пожаров, а также содержания ранее составленных паспортов в соответствии с Методическими рекомендациями по заполнению паспорта пожарной безопасности населённого пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, утвержденных решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 4 марта 2011 г. N 1;
выполнение к климатическим срокам начала пожароопасного сезона противопожарных мер по защите населённых пунктов, садоводческих объединений и иных объектов от распространения природных пожаров;
обеспечение готовности территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к работе в летний пожароопасный сезон;
установление перечня профилактических противопожарных мероприятий по предупреждению пожаров от возгораний сухой травы, лесных и торфяных пожаров, а также порядка посещения лесных массивов;
проведение межведомственных комиссионных проверок готовности муниципального образования к летнему пожароопасному сезону;
организацию органами местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности в населённых пунктах, в том числе:#
созданию противопожарных разрывов и минерализованных полос установленной ширины на всей протяжённости участков границ населённого пункта;
очистке территорий предприятий и населенных пунктов от горючих отходов, мусора, сухой травы и тополиного пуха;
обеспечению возможности использования для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, реки, озёра, пруды, бассейны, и т.п.);
комплектации первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём привлекаемых к тушению пожаров добровольных пожарных формирований;
размещение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности и необходимых действий при обнаружении пожара;
контроль готовности сил и средств подразделений пожарной охраны, к осуществлению действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в населённых пунктах, подверженных угрозе распространения природных пожаров;
организацию сходов граждан по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности;
применение мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации по пресечению нарушений требований пожарной безопасности. Выдача предписаний государственного пожарного надзора об устранении выявленных нарушений. Подготовка и внесение представлений в органы власти и местного самоуправления об устранении причин и условий, способствовавших совершению нарушений противопожарного режима.
Раздел 4
Организация управления и взаимодействия в пожароопасный период на территории муниципального образования
В разделе указываются:
1. Органы управления, осуществляющие сбор данных, принимающие решение на ликвидацию лесных пожаров и осуществляющие координацию действий и управление силами и средствами при обеспечении пожарной безопасности и тушении пожаров на территории муниципального образования.
2. Порядок организации работы органов повседневного управления РСЧС (ЕДДС муниципальных образований, пунктов диспетчерского управления (ПДУ)) на муниципальном уровне при проведении мероприятий пожарной безопасности и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования.
3. Порядок организации работы КЧС и ОПБ муниципального образования для обеспечения согласованности действий органов местного самоуправления муниципального образования, организаций и учреждений при решении задач пожарной безопасности и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования.
4. Порядок работы оперативных штабов и оперативных групп в период проведения мероприятий пожарной безопасности и ликвидации ЧС при возникновении природных пожаров на муниципальном уровне и организация взаимодействия с органами повседневного управления по вопросам обмена оперативной информацией при проведении мероприятий пожарной безопасности и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования.
5. Порядок сбора и обмена информацией между органами повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне в период проведения мероприятий пожарной безопасности и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования.
6. Порядок управления силами и средствами муниципального образования при обеспечении пожарной безопасности и ликвидации ЧС в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования.
Раздел 5
Состав группировки сил и средств на тушение природных пожаров на территории муниципального образования
5.1. Состав сил и средств РСЧС, привлекаемых для реагирования на ЧС в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования, определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". К силам и средствам относятся специально подготовленные силы и средства ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров.
5.2. Расчет сил и средств проводится, исходя из прогнозируемых рисков возникновения ЧС, связанных с возникновением природных пожаров на территории муниципального образования. К ним относятся риски природных пожаров на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, землях поселений, обороны и безопасности (Минобороны России, ФСБ России, МВД России), землях особо охраняемых природных территорий, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях иного специального назначения, землях запаса.
5.3. Расчет сил и средств включает выполнение следующих основных функций:
5.3.1. Обеспечение пожарной безопасности:
а) предупреждение и ограничение распространения лесных пожаров:
разъяснительная и воспитательная работа, в том числе через средства массовой информации;
регулирование посещаемости лесов;
благоустройство мест отдыха и стоянок транспорта;
контроль за соблюдением правил пожарной безопасности, в том числе силами государственного пожарного надзора в населенных пунктах и объектах экономики расположенных в лесных массивах или вблизи них;
б) снижение пожарной опасности:
регулирование состава древостоев;
очистка мест рубок;
ликвидация внелесосечной захламленности;
санитарные рубки;
в) предупреждение (ограничение) распространения огня:
создание противопожарных разрывов (барьеров);
создание минерализованных полос;
создание противопожарных опушек;
г) подготовка сил и средств для предупреждения и тушения лесных пожаров, в том числе контроль готовности сил и средств к предупреждению и тушению пожаров с выездом оперативных групп в районы возможного возникновения лесных пожаров;
д) обнаружение лесных пожаров:
дежурство на пожарно-наблюдательных вышках, пунктах;
наземное патрулирование, авиационное патрулирование;
оценка лесопожарной обстановки и прогноз ее развития;
прием и обработка информации о пожарной обстановке (пожарах) и доведение до заинтересованных органов управления, должностных лиц, сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;
е) подготовка к работам по тушению:
дежурство пожарных команд;
перераспределение и маневрирование силами и средствами пожаротушения, доставка их к местам лесных пожаров.
5.4. Непосредственное тушение лесных пожаров - разведка пожара, остановка распространения огня, локализация, дотушивание и окарауливание.
К работам по тушению лесных пожаров относятся (письмо Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 10 ноября 2009 года N АС-05-54/7018 "Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений"):
разведка (наземная и авиационная) очага лесного пожара;
организационно-технические мероприятия;
локализация очага пожара;
окарауливание локализованного пожара и ликвидация пожара.
5.4.1. Работы по разведке (обследованию) очагов лесного пожара осуществляются наземным и авиационным способами, а также путем космического мониторинга лесных пожаров.
Наземный способ разведки очагов возгорания включает в себя комплекс работ (объезд, обход) с момента сообщения о лесном пожаре или его обнаружения с применением наземных сил и средств.
Авиационный способ - комплекс работ (облет) по обследованию очага возгорания, осуществляемых с воздушных судов.
5.4.2. К организационно-техническим мероприятиям, связанным с тушением лесных пожаров, относятся:
доставка людей и средств к месту тушения пожара и обратно (пешим путем, автомобильным, водным, воздушным транспортом);
обеспечение радио- или телефонной связи между всеми группами участников тушения лесного пожара;
организация питания, первой помощи и отдыха лиц, работающих на тушении лесного пожара;
проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности во время тушения пожара;
текущий ремонт основных средств, поврежденных при работах, связанных с тушением лесных пожаров;
подготовка огнетушащих растворов, заправка ими воздушных судов и пожарных средств;
обеспечение забора воды авиационной техникой для пожаротушения с акваторий открытых водоемов;
составление плана тушения пожара (мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесного пожара). План составляется по данным обследования и прогноза распространения и развития пожара руководителем тушения лесного пожара.
5.4.3. Основными стадиями локализации лесного пожара являются:
остановка распространения кромки пожара - это комплекс работ, непосредственно воздействующих на кромку пожара с целью недопущения ее дальнейшего распространения;
непосредственно локализация пожара - это комплекс мер (применение технических способов и тактических приемов) по созданию (прокладке) заградительных минерализованных полос, канав или иных мер, способных преградить пути дальнейшего распространения горения;
дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища - это комплекс мер направленных на ликвидацию очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации.
5.4.4. К окарауливанию пожара относятся работы, состоящие в непрерывном или периодическом осмотре пройденной пожаром площади с целью предотвращения возобновления пожара от скрытых очагов, не выявленных при дотушивании. В случаях обнаружения скрытых очагов горения принимаются меры по их дотушиванию. После окончания окарауливания пожар считается ликвидированным.
5.5. Общая группировка сил и средств, привлекаемая к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров, состоит из сил и средств, привлекаемых к обеспечению пожарной безопасности и участвующих в тушении лесных пожаров. Силы и средства, участвующие в тушении лесных пожаров подразделяются на силы и средства, участвующие непосредственно в тушении пожара и силы и средства, обеспечивающие тушение пожара.
5.5.1. К силам и средствам, привлекаемым для обеспечения пожарной безопасности, в обязательном порядке относятся:
а) силы и средства функциональных подсистем РСЧС:
подразделения МЧС России (подразделения Федеральной противопожарной службы, обеспечивающие прикрытие населенных пунктов, авиация МЧС России, привлекаемая к проведению авиационного патрулирования, подразделения надзорных органов, отделы по работе со СМИ);
подразделения лесопожарных формирований, находящиеся в ведении Рослесхоза и расположенные на территории муниципального образования, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории, в том числе строительство противопожарных дорог, прокладку просек, противопожарных разрывов и минерализованных полос, подготовку маршрутов наземного патрулирования, подготовку пожарно-наблюдательных вышек, мачт и наблюдательных пунктов, осуществление мониторинга пожарной безопасности в лесах, организацию авиационного обнаружения лесных пожаров, контроль и патрулирование лесов, контроль за противопожарным состоянием лесов;
подразделения Минобороны России: пожарные команды, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории, расположенной в муниципальном образовании (в том числе из состава инженерных подразделений); авиация для ведения воздушной разведки (на пожароопасный период назначаются приказом Командующего ВВС ПВО на основании Директивы МО);
подразделения МВД России (дежурные службы: экипажи, диспетчерские службы ППС и ГИБДД, привлекаемые к проведению ограничительных мероприятий по недопущению населения в леса, авиация для ведения воздушной разведки);
подразделения пограничной службы ФСБ России, обеспечивающие пожарную безопасность на подведомственной территории, расположенной в муниципальном образовании (авиация для ведения воздушной разведки);
силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов на территории муниципального образования (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ), в том числе организации осуществляющие строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов и осуществляющие обеспечение пожарной безопасности на подведомственной территории (Минэнерго России, Минтранса России, Минкомсвязи России, ОАО РЖД, подразделения организаций осуществляющих транспортировку углеводородов трубопроводным транспортом);
подразделения Росатома (специальные пожарные части, обеспечивающие пожарную безопасность на территории объектов Росатома) на территории муниципального образования;
оперативные группы, личный состав и техника территориальных подразделений ФОИВ и организаций, входящих в состав функциональных подсистем РСЧС и выполняющих задачи по обеспечению пожарной безопасности.
б) силы и средства звена территориальной подсистемы РСЧС:
координационные органы и органы повседневного управления;
силы и средства гарнизонов пожарной охраны (кроме Федеральной противопожарной службы МЧС России), обеспечивающие прикрытие населенных пунктов, объектов;
личный состав и техника органов местного самоуправления и организаций, производящих работу по подготовке к пожароопасному периоду;
добровольная пожарная охрана;
силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов на территории муниципального образования (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ);
другие подразделения территориальной подсистемы РСЧС, выполняющие задачи по обеспечению пожарной безопасности (на основании решений соответствующих Комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности).
5.5.2. К силам и средствам, привлекаемым для тушения природных пожаров на территории муниципального образования в обязательном порядке относятся:
а) силы и средства функциональных подсистем РСЧС:
- силы и средства лесопожарных формирований, имеющих лицензию на тушение лесных пожаров.
При этом в состав пожарной техники и оборудования, а также в состав сил пожаротушения включаются только силы и средства, которые планируется непосредственно задействовать в работах по тушению пожаров. В силы пожаротушения лесопожарных формирований включаются:
руководители тушения лесных пожаров;
летчики-наблюдатели;
парашютисты-пожарные;
десантники-пожарные;
инструктора авиапожарных служб;
постоянные работники специализированных организаций (подразделений специализированных организаций) наземной охраны лесов от пожаров;
временные работники специализированных организаций (подразделений специализированных организаций) наземной охраны лесов от пожаров.
- силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) и имеющих лицензию на тушение лесных пожаров.
- силы и средства лиц, осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) и не имеющих лицензию на тушение лесных пожаров. При этом учитывается только техника и оборудование, которое может быть использовано для проведения работ по тушению лесных пожаров.
К лицам, осуществляющим использование лесов, относятся, в том числе и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию, эксплуатацию линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов и осуществляющие обеспечение пожарной безопасности на подведомственной территории (Минэнерго России, Минтранса России, Минкомсвязи России, ОАО РЖД, подразделения организаций осуществляющих транспортировку углеводородов трубопроводным транспортом).
- силы и средства гарнизонов пожарной охраны (подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований (Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 69-ФЗ, Приказ МЧС России от 5 мая 2008 г. N 240)), спасательных воинских формирований (далее - СВФ) и авиации МЧС России, привлекаемые к тушению лесных пожаров в установленном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "21 декабря 1994 г."
При этом в сводный план тушения лесных пожаров на территории муниципального образования включаются только те силы и средства, которые определены соответствующими соглашениями (п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 344 "Об утверждении правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров").
Привлечение сил и средств гарнизонов пожарной охраны для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 344 "Об утверждении правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров".
К силам подразделений пожарной охраны относится личный состав, который планируется непосредственно задействовать в работах по тушению лесных пожаров:
осуществляющий работы по обследованию очага лесного пожара (сотрудники, осуществляющие обследование наземным способом, водным транспортом, личный состав оперативных групп всех уровней, задействованных в контроле за выполнением работ по тушению пожаров);
обеспечивающий доставку: рабочих к месту лесного пожара и обратно; средств пожаротушения; горюче-смазочных материалов; воды; продуктов питания; таборного имущества и других грузов, используемых при тушении лесного пожара (водители, водители-механики, члены экипажей водного транспорта);
выполняющий организационно-технические мероприятия;
выполняющий работы по локализации очага лесного пожара, окарауливанию локализованного лесного пожара и его ликвидации (осуществляющий работы по непосредственному воздействию на кромку пожара, сотрудники, задействованные на создании (прокладке) заградительных минерализованных полос, канав или иных мер, способных преградить пути дальнейшего распространения горения).
- силы и средства организаций, органов местного самоуправления, не осуществляющих использование лесов и привлекаемые в установленном порядке к тушению лесных пожаров, за исключением лесопожарных формирований, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, в том числе:
силы и средства ФОИВ:
подразделения МВД России, привлекаемые для тушения природных пожаров на подведомственной территории (дежурные службы: экипажи ППС и ГИБДД, привлекаемые для сопровождения колонн пожарной техники и колонн с имуществом в район действующих природных пожаров, для работы по недопущению населения к очагам пожаров, авиация для ведения воздушной разведки и тушения лесных пожаров), части внутренних войск, привлекаемые к ликвидации ЧС на территории ЗАТО (на основании директивы командующего внутренними войсками);
подразделения пограничной службы ФСБ России, привлекаемые для тушения природных пожаров на подведомственной территории (авиация для ведения воздушной разведки и тушения лесных пожаров);
подразделения Минобороны России на территории муниципального образования (на пожароопасный период назначаются приказом Командующего военным округом на основании Директивы МО). В их состав включаются пожарные команды (в том числе из состава инженерных подразделений). Авиация на пожароопасный период назначается приказом Командующего ВВС ПВО на основании Директивы МО;
подразделения ОАО РЖД привлекаемые для тушения природных пожаров на подведомственной территории (пожарные поезда трех категорий);
подразделения Минздрава России, осуществляющие медицинское обеспечение в районе действующих природных пожаров (медицинское обеспечение работ по тушению действующих лесных пожаров);
подразделения Росатома (специальные пожарные части проводящие тушение природных пожаров в пределах границ объекта);
другие подразделения ФОИВ и организаций, входящих в состав функциональных подсистем РСЧС, выполняющие задачи по реагированию на чрезвычайные ситуации в пожароопасном периоде;
б) силы и средства звеньев территориальной подсистемы РСЧС:
автотранспортные предприятия;
медицинские учреждения (бригады скорой медицинской помощи);
сторонние организации (силы и средства организаций, заключивших договора на тушение лесных пожаров);
другие подразделения звеньев территориальной подсистемы РСЧС, выполняющие задачи по тушению лесных пожаров (на основании решения КЧС и ОПБ муниципального образования).
Привлечение сил и средств организаций, не осуществляющих использование лесов (в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) производится на основании соответствующих договоров и соглашений, заключенных в установленном порядке.
Для организаций, имеющих лицензию на тушение лесных пожаров, указывается номер и дата получения лицензии.
В отдельных случаях допускается привлечение сил и средств, не указанных в договорах и соглашениях, на основании решений комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня.
5.5.3. К силам и средствам, обеспечивающим тушение пожаров относятся:
силы и средства, выполняющие организационно-технические и другие вспомогательные работы (п. 5.4.2.);
комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
пункты диспетчерского управления (ПДУ) организаций и учреждений;
единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований субъекта РФ;
дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций (объектов);
силы и средства, принимающие участие в ограничении посещения лесов гражданами и въезда автотранспорта, установке шлагбаумов на лесных дорогах, щитов-аншлагов, предупреждающих о чрезвычайной опасности в лесах, в выставлении контрольных постов из работников лесной охраны и полиции.
Для учета сил, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования, разрабатывается таблица "Сведения о группировке сил, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования" (Приложение N 10). Общая группировка сил, привлекаемых к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования, состоит из личного состава, участвующего в тушении лесных пожаров, и привлекаемого к обеспечению пожарной безопасности.
В разделе "Участие в тушении пожаров" учитывается личный состав, принимающий участие в непосредственном тушении лесных пожаров, и обеспечивающий тушение лесных пожаров.
В графе 3 учитывается личный состав, непосредственно осуществляющий тушение действующих лесных пожаров и заполняется в соответствии с п. 5.5.2.
В графе 4 учитывается личный состав, участвующий в обеспечении тушения действующих лесных пожаров и заполняется в соответствии с п.п. 5.4.2, 5.5.3.
В разделе "Обеспечение пожарной безопасности" учитывается личный состав, привлеченный к обеспечению пожарной безопасности, находящийся на дежурстве и входящий в усиление (заполняется в соответствии с п. 5.5.1.).
В графе 6 учитывается личный состав, непосредственно обеспечивающий пожарную безопасность (ведение разведки и мониторинга, в том числе экологического, работу оперативных штабов, оперативных групп, оперативных дежурных смен, проведение превентивных мероприятий и ограничительных мероприятий по недопущению населения в леса, проведение надзорных мероприятий, проведение работы с населением, СМИ, связанных с ухудшением экологической обстановки).
В графе 7 учитывается личный состав подразделений постоянной готовности для немедленного реагирования в случае ухудшения обстановки, усиления группировки в очагах пожаров, а также для прикрытия населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, организации первоочередного жизнеобеспечения и эвакуации населения.
В графе 8 учитывается личный состав для наращивания группировки в связи с ухудшением обстановки, при переводе на усиленный режим работы, вводе в расчет резервной техники, привлечении дополнительных сил и средств, в том числе предприятий и организаций, добровольцев, создания резерва на угрожаемых направлениях, в том числе для прикрытия населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, первоочередного жизнеобеспечения и эвакуации населения.
5.6. Техника и оборудование, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров, состоит из техники и оборудования, задействованных в обеспечении пожарной безопасности и задействованных в тушении лесных пожаров. Техника и оборудование, задействованные в тушении лесных пожаров подразделяются на технику и оборудование, участвующие непосредственно в тушении пожаров и технику и оборудование, задействованные для обеспечения тушения пожаров.
5.6.1. К технике и оборудованию, привлекаемым для обеспечения пожарной безопасности относятся:
беспилотные летательные аппараты (далее - БПЛА),
воздушные суда,
бульдозеры,
скреперы,
грейдеры,
автомобили,
катера,
лодки моторные,
бензопилы,
а также другие виды специальной и инженерной техники и оборудования применяемого при проведении мероприятий, указанных в п. 5.5.1.
5.6.2. К технике и оборудованию, предназначенным для тушения лесных пожаров относятся:
БПЛА,
воздушные суда,
водосливные устройства,
пожарные поезда,
пожарные машины,
поливомоечные машины,
тралы,
экскаваторы,
автоцистерны,
емкости для доставки воды,
воздуходувки,
мотопомпы,
огнетушители,
плуги,
зажигательные аппараты,
ранцевые огнетушители,
а также другие виды специальной, инженерной и приспособленной для целей пожаротушения техники и оборудования применяемого при проведении мероприятий, указанных в п. 5.5.2.
5.6.3. К технике и оборудованию, обеспечивающим тушение пожаров относятся:
вездеходы,
автомобили,
малые лесопатрульные комплексы,
автобусы,
тракторы,
а также другие виды специальной и инженерной техники и оборудования применяемого при проведении мероприятий, указанных в п. 5.5.3.
Для учета техники Ф и ТП, которая может быть привлечена к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования, разрабатывается таблица "Сведения о технике, которая может быть привлечена к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования" (Приложение N 10.1). Общее количество техники, привлекаемой к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период возникновения природных пожаров на территории муниципального образования, должно включать технику, участвующую в тушении лесных пожаров и технику, привлекаемую к обеспечению пожарной безопасности.
В разделе "Участие в тушении пожаров" учитывается техника, принимающая участие в непосредственном тушении лесных пожаров и в обеспечении тушения лесных пожаров.
В графе 3 учитывается техника, задействованная в непосредственном осуществлении тушения действующих лесных пожаров.
В графе 4 учитывается техника, участвующая в обеспечении тушения действующих лесных пожаров (ведение разведки, работа оперативных групп на очагах пожаров, переброска личного состава, подвоз материальных средств, материальное, медицинское, техническое обеспечение работ, работа по недопущению населения к очагам пожаров, обеспечение работы авиации на аэродромах и в местах забора воды).
В разделе "Обеспечение пожарной безопасности" учитывается техника, участвующая в обеспечении пожарной безопасности, находящаяся на дежурстве и входящая в состав усиления.
В графе 6 учитывается техника, задействованная в непосредственном обеспечении пожарной безопасности (ведение разведки и мониторинга, в том числе экологического, работа оперативных штабов, оперативных групп, оперативных дежурных смен, проведение превентивных мероприятий и ограничительных мероприятий по недопущению населения в леса, проведение надзорных мероприятий, проведение работы с населением, СМИ, работа медицинских подразделений, связанных с ухудшением экологической обстановки).
В графе 7 учитывается техника подразделений постоянной готовности для немедленного реагирования в случае ухудшения обстановки, усиления группировки в очагах пожаров, а также для прикрытия населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, организации первоочередного жизнеобеспечения и эвакуации населения.
В графе 8 учитывается техника для наращивания группировки в связи с ухудшением обстановки, при переводе на усиленный режим работы, привлечении дополнительных сил и средств, в том числе предприятий и организаций, добровольцев, создания резерва на угрожаемых направлениях, в том числе для прикрытия населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, первоочередного жизнеобеспечения и эвакуации населения.
В пояснительной части указывается общее количество сил и средств РСЧС, привлекаемых для проведения мероприятий по смягчению рисков и реагирования на ЧС в пожароопасном периоде на территории муниципального образования, с последующим разделением на ФП РСЧС (в том числе от МЧС РФ) и ТП РСЧС.
При составлении таблицы "Сведения о наличии пожарных поездов на территории муниципального образования" в верхней части таблицы указываются принадлежность пожарного поезда (станция, подразделения РЖД), зона ответственности в муниципальном образовании, состав поезда, в котором указывается количество личного состава и объем (запасы) воды и время готовности данных поездов к реагированию.
Раздел 6
Организация связи
В разделе "организация связи" разрабатываются следующие документы:
1) Распоряжение по связи (Приложение 11.1)
В распоряжении по связи указываются:
места развертывания узлов связи пунктов управления;
порядок обеспечения связи с ЦУКС повседневного ПУ, с ППУ РЦ;
связь взаимодействия между главными управлениями МЧС России по субъектам РФ, связь взаимодействия с оперативными группами;
порядок обеспечения радио- и проводной связи;
порядок обеспечения безопасности связи;
порядок организации управления системой связи субъекта;
время готовности связи;
порядок обеспечения правительственной связи (по согласованию с территориальным органом Службы специальной связи и информации ФСО России, в случае привлечения их сил и средств);
порядок обеспечения закрытой связи с ЦУКС повседневного ПУ ГУ и РЦ (с применением специального сотового телефона М-500 (М-633С)*.
2) Схема организации связи (Приложение 11.2)
На схеме организации связи указываются:
узлы связи пунктов управления своего органа управления и пунктов управления старших, подчиненных и взаимодействующих органов управления Ф и ТП РСЧС;
направления связи с обозначением линий, систем, каналов связи;
очередность и сроки установления каждой связи.
Схема организации связи разрабатывается на основании распоряжения по связи и подписывается начальником связи.
3) Справочные данные (Приложение 11.3)
В справочных данных указываются:
номера телефонов (факс, АТА) узлов связи пунктов управления своего органа управления и пунктов управления старших, подчиненных и взаимодействующих органов управления Ф и ТП РСЧС, оперативного штаба, оперативной группы, подвижного пункта управления, оперативных служб;
радиоданные;
схема построения систем оповещения;
таблица позывных должностных лиц и узлов связи;
схема вызова;
должность, Ф.И.О., номера телефонов руководителей органов управления, оперативных штабов, оперативных групп;
должность, Ф.И.О., номера телефонов правительственной связи (в случае привлечения сил и средств территориальных органов Службы специальной связи и информации ФСО России) руководителей органов управления, оперативных штабов, оперативных групп, а также номера телефонов закрытой связи МЧС России соответствующих руководителей.
4) Расчет сил и средств связи (Приложение N 11.4):
В расчете сил и средств связи указывается личный состав, средства связи, автомобильная техника, в т.ч. силы и средства ППУ, ОГ, а также силы и средства территориального органа Службы специальной связи и информации ФСО России (в случае их привлечения).
Раздел 7
Организация оповещения и информирования населения
В разделе разрабатываются следующие документы:
План организации оповещения населения муниципального образования.
План и схема отрабатываются для муниципальных образований, расположенных в зонах прогнозируемых природных пожаров, с указанием районов возможных очагов, ГТС и их зон действия ЛСО, точки установки речевых извещателей ЛСО, и МСОН, ТК ОКСИОН и основных компенсирующих мероприятий для зон повышенного риска, не охваченных местными и локальными системами оповещения.
На Плане организации оповещения населения указывается:
Наличие и состав задействуемых средств АСЦО (телевидение, радиотрансляционная сеть, радио УКВ, СВ, ТК ОКСИОН, Интернет), перечень и подведомственность местных и локальных систем оповещения, задействуемых в пожароопасный период (Приложение N 14).
Состав АСЦО, схемы организации взаимодействия АСЦО на всех уровнях управления, а также приводятся расчеты по количеству оповещенного населения в населенных пунктах, подверженных угрозе природных пожаров.
Справочные данные (Приложения N 13, 15).
В справочных данных указывается уточненная информация по приведенным формам о готовности к информированию населения операторов теле-, радио- каналов, сотовой связи, ОКСИОН, сети Интернет, а также характеристики местных и локальных систем оповещения, в том числе ГТС для муниципальных образований, подверженных угрозе природных пожаров.
Справочные данные в соответствии с информационными формами.
Раздел 8
Организация материально-технического обеспечения
В данном разделе указывается информация по складам материального резерва, которая заносится в таблицу (Приложение N 12).
В таблице указывается:
наименование резерва (резерв субъекта РФ, резерв органа местного самоуправления, резерв организации и т.д.);
номенклатура запасов материально-технических средств (МТС) (ГСМ, продовольствия, вещевого имущества, инженерного имущества, инженерной техники, прочего имущества);
месторасположение резерва (район, улица, дом);
юридический адрес: адрес предприятия, на балансе которого находится резерв;
телефон руководителя (оперативного дежурного), указывается с кодом города (района, области).
На каждый населенный пункт, подверженный угрозе лесных пожаров, включая садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения разрабатывается "Паспорт пожарной безопасности населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров" (Приложение N 16). Паспорт пожарной безопасности в отношении садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, наряду с главой органа местного самоуправления, утверждается председателем (руководителем) объединения.
______________________________
* Данный вид связи организуется во всех региональных центрах и в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также в ГУ МЧС России по г. Москве.
Заместитель Министра Российской |
А.П. Чуприян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по разработке Плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории муниципального образования (утв. МЧС России 1 июля 2013 г. N 2-4-87-14-14)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был
Письмом МЧС России от 30 декабря 2019 г. N 43-7134-11 настоящий документ отменен с 30 декабря 2019 г.