Методические рекомендации по разработке Плана по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасный период на территории субъекта РФ
(утв. МЧС России 1 июля 2013 г. N 2-4-87-20-14)
I. Общие положения
План по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасный период на территории субъекта РФ разрабатывается в целях снижения рисков возникновения ЧС в паводкоопасный период, а также для информационной поддержки работы оперативных дежурных смен единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
План по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасный период на территории субъекта РФ (далее - План) предусматривает объем, сроки и порядок выполнения мероприятий РСЧС по предупреждению и снижению последствий ЧС в паводкоопасный период, при угрозе их возникновения, а также по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при их возникновении, а также определяет привлекаемые для этого силы и средства.
План разрабатывается в тесном взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями, с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов МЧС России и других министерств и ведомств Российской Федерации.
Практическая разработка Плана заключается в детальном прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе или возникновении ЧС в паводкоопасный период, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.
План отрабатывается на электронных и бумажных носителях и состоит из 3-х документов: карты, пояснительной записки и опорного расчета сил и средств. План подписывается председателем КЧС и ОПБ субъекта РФ, начальником Главного управления МЧС России по субъекту РФ, согласовывается высшим должностным лицом субъекта РФ и утверждается начальником регионального центра МЧС России.
Общее руководство и контроль за разработкой Плана осуществляет начальник Главного управления МЧС России по субъекту РФ.
Электронный вид Плана закладывается в оперативно-дежурную смену ЦУКС Главного управления МЧС России по субъекту РФ, в оперативно-дежурную смену ЦУКС регионального центра, а также направляется в Национальный центр управления в кризисных ситуациях. План также предоставляется территориальным органам федеральных органов исполнительной власти субъекта РФ, органам исполнительной власти субъекта РФ по запросу их стороны.
Корректировка задач и мероприятий согласно Плану осуществляется в ходе практического его применения при ликвидации ЧС вызванных паводком.
Отнесение сведений, содержащихся в Плане, к информации ограниченного доступа производится в порядке, установленном требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.
По вопросам организации контроля за паводковой обстановкой, вопросам привлечения сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС, в паводкоопасный период, использовать следующие нормативные правовые документы:
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 07.05.2013);
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федеральный закон от 23.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "6.10.2003"
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов с принятием ФЗ О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 725 (ред. от 08.12.2008) "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти";
Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 501 (ред. от 05.04.2010) "Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.2005 N 6938).
II. Карта Плана по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасный период на территории субъекта РФ
Карта Плана (масштаб карты должен обеспечивать отображение всех планируемых мероприятий на территории субъекта РФ) должна отвечать требованиям наглядности, полноты (достоверности).
Наглядность карты обеспечивается ясным и четким отображением обстановки с выделением ее главных элементов, что достигается правильным применением условных знаков, правильным расположением служебных и пояснительных надписей, четким изображением фактического положения сил и средств ликвидации паводка и предполагаемого характера их действий.
Полнота нанесенной обстановки на карту определяется объемом сведений, необходимых для управления силами и средствами ликвидации ЧС. Точность (достоверность) нанесенной обстановки на карту достигается ее соответствием действительному положению различных формирований сил и средств ликвидации ЧС на местности и реальным последствиям воздействия источников ЧС.
Зоны подтоплений следует наносить на карту с четким выделением границ, не затемняя топографическую основу карты. Размеры зон определяют расчетно-графическим методом с учетом метеорологических условий, времени года и характера местности.
Гриф карты определяют в установленном порядке.
При оформлении карты необходимо выполнять следующие требования:
Промежуток между буквами (цифрами) в слове равен толщине буквы (цифры).
Все надписи располагать параллельно нижнему (верхнему) обрезу карты; буквы и цифры писать без связок, сообразуя их размер с масштабом карты; надписи могут быть сделаны на свободном месте карты со стрелкой к условному знаку.
Карты в готовом виде должны иметь прямоугольную форму (размер 1800x2200), окаймлены по периметру багетом. При этом координатная сетка должна быть сохранена.
Отработанные карты в сложенном виде должны иметь размеры, равные стандартному листу А-4.
В правом верхнем углу на оборотной стороне карты наклеивается титульный лист с необходимыми реквизитами.
Содержание карты Плана мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в период прохождения весеннего половодья на территории субъекта РФ в соответствии с Приложением 1.
III. Пояснительная записка к Плану по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасный период на территории субъекта РФ
3.1 Требования к пояснительной записке
Пояснительная записка к Плану разрабатывается в программном продукте Microsoft Word 2010 или более ранней версии. Формат страниц - A3, альбомная. Шрифт Times New Roman, размер - 16. Особое внимание обращается на единообразное оформление приложений (таблиц) к пояснительной записке (в заголовках: шрифт - Times New Roman, размер - 14, жирный, в таблицах: шрифт - Times New Roman, размер - 12, нежирный).
3.2 Структура и содержание пояснительной записки
Раздел 1
Прогноз развития паводковой обстановки на территории субъекта РФ
Прогноз развития паводковой ситуации на территории субъекта РФ проводится на основании статистических данных по населенным пунктам, подвергшимся затоплению (подтоплению) за последние 50 лет, и заносится в таблицу (Приложение 2).
В таблице указываются: порядковый номер, муниципальный район субъекта РФ, год и период затопления (подтопления), водный объект, ставший причиной затопления (подтопления), площадь затопления (подтопления), количество подтопленных населенных пунктов, общее количество населения, условия жизнедеятельности которого нарушены, количество жилых домов, попадающих в зону затопления (подтопления), количество социально значимых объектов, попадающих в зону затопления (подтопления), нанесенный материальный ущерб в денежном эквиваленте.
Кроме того в прогнозе указываются следующие гидрометеорологические параметры:
1. Снегозапасы. Превышающие норму в водосборных бассейнах паводкоопасных рек (определяется в %);
2. Глубина промерзания почвы. Норма глубины промерзания почвы определяется наличием или отсутствием превышения от среднемноголетних значений;
3. Толщина льда. Превышающая норму среднемноголетних значений (определяется в %);
4. Уровни воды на реках в период ледостава. Определяются в период установления ледостава в процентном отношении от среднемноголетних значений;
5. Температура воздуха в период весеннего снеготаяния. Определяется на основе долгосрочного прогноза территориальных подразделений Росгидромета;
6. Количество и вид осадков в период весеннего снеготаяния. Определяются на основе долгосрочного прогноза территориальных подразделений Росгидромета.
В соответствии с прогнозом делаются выводы. В выводах указываются сведения по количеству и наименованию населенных пунктов, участков автомобильных и железных дорог, мостов, мест захоронения биологических отходов, складов с ядохимикатами, накопителей промышленных отходов, социально значимых объектов и объектов экономики, которые расположены в зоне воздействия паводка на территории субъекта РФ заносятся в таблицу в соответствии с Приложением 3. Количество населенных пунктов определяется порядковым номером вышеуказанной таблицы.
В таблице указываются: порядковый номер, наименование населенных пунктов, попадающих в зону воздействия паводка, количество и протяженность участков автомобильных дорог, попадающих в зону воздействия паводка, количество и протяженность участков железнодорожных дорог, попадающих в зону воздействия паводка, количество автомобильных мостов, попадающих в зону воздействия паводка, количество железнодорожных мостов, попадающих в зону воздействия паводка, количество мест захоронения биологических отходов, попадающих в зону воздействия паводка, количество складов с ядохимикатами, попадающих в зону воздействия паводка, количество накопителей промышленных отходов, попадающих в зону воздействия паводка, количество социально значимых объектов, попадающих в зону воздействия паводка/в т.ч. с круглосуточным пребыванием людей, количество объектов экономики, в т.ч. потенциально опасных объектов, попадающих в зону воздействия паводка/ в т.ч. с круглосуточным пребыванием людей, количество водозаборов из подземных источников, попадающих в зону воздействия паводка.
В примечании указываются другие необходимые сведения, не вошедшие в таблицу.
Раздел 2
Организация планирования и проведения превентивных мероприятий в период прохождения весеннего половодья на территории субъекта РФ
Состав мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию негативного воздействия вод, формируется в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых предана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждена приказом Министра природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 года N 61 и исходя из конкретных условий, согласно приложению.
При проведении работ по предпаводковому обследованию территории определяются:
сроки, границы и размеры (площади) зон возможного затопления;
ледомерная съемка;
численность населения и объектов инфраструктуры, попадающих в зону возможного подтопления и затопления;
количество социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием людей;
протяженность участков автомобильных дорог;
количество автомобильных мостов;
количество железнодорожных мостов;
источники потенциального загрязнения водных объектов или их частей, расположены в зонах возможного затопления - кладбища, скотомогильники, фермы, летние лагеря крупного рогатого скота, склады минеральных удобрений, накопительных промышленных отходов, навозохранилища, нефтебазы, склады горюче-смазочных масел (ГСМ) и автозаправщики (АЗС), автомойки, очистительные сооружения и другие источники потенциального загрязнения водных объектов или их частей;
количество объектов экономики, в том числе потенциально опасных.
Основной формой негативного воздействия вод является затопление и подтопление прибрежных территорий при прохождении весеннего половодья и летне-осенних паводков.
Превентивные мероприятия проводятся с привлечением территориальных и функциональных подсистем РСЧС: МЧС России, МВД России, Минприроды, Минсельхоза, Минтранса, Минобороны и других заинтересованных органов. Все превентивные мероприятия заносятся в таблицу согласно Приложению 4.
Превентивные мероприятия включают в себя:
организацию проведения работ по распиловке, зачернению и подрыву льда в целях предупреждения образования ледовых заторов, расчистку русел рек, дноуглубительные работы;
подготовку команд взрывников, привлекаемых для выполнения противопаводковых мероприятий и проведение спасательных и аварийно-восстановительных работ, проверку их готовности к действиям и всестороннее обеспечение;
организацию работы ледоколов, проведение ломки и рыхления льда;
организацию берегоукрепительных работ, инженерно-технических мероприятий по укреплению берегов и опор мостов, подсыпке защитных дамб;
уточнение количества и принадлежности мест захоронения биологических отходов, хранилищ промышленных отходов и ядохимикатов (далее - опасные объекты) на территориях, попадающих в зоны потенциального затопления в период весеннего половодья, и проверка их состояния на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;
приведение состояния опасных объектов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в случае выявления их неудовлетворительного состояния;
а также другие мероприятия.
Организационно-планирующие мероприятия включают в себя:
организацию работы по разработке и утверждению организационно-планирующих документов;
проведение заседаний КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации по вопросу: "О ходе подготовки и проведения мероприятий по безаварийному пропуску паводковых вод на территории субъектов Российской Федерации";
уточнение планов эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения с учётом максимальных параметров подтоплений.
Порядок ликвидации возможных ЧС должен обеспечивать полное и эффективное использование возможности сил и средств РСЧС, наращивания усилий в ходе ликвидации возможной ЧС, ликвидация ЧС в максимально короткие сроки.
Ликвидация ЧС может проводиться поэтапно:
проведение экстренных мер по защите населения, спасению пострадавших и подготовке группировок сил и средств к ликвидации ЧС;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;
завершение аварийно-спасательных работ, передача функций управления местным органам власти.
Раздел 3
Организация управления и взаимодействия
3.1. Порядок организации управления
Управление силами и средствами, предназначенными для проведения мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасном периоде на территории субъекта Российской Федерации, организуется в общей системе управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории субъекта Российской Федерации.
Координация деятельности органов управления и сил РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта РФ, обусловленных паводком, осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, межведомственными оперативными группами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период.
На весь паводкоопасный период в повседневном режиме управление возлагается:
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Органы управления территориальных подсистем и их звенья, функциональных подсистем РСЧС федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, находящихся в сфере их деятельности, организуют непосредственное обеспечение и несут ответственность за полноту и качество обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением весеннего паводка.
3.2. Порядок организации взаимодействия
Взаимодействие органов управления и сил РСЧС организуется в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанными органами управления РСЧС всех уровней и согласованными в установленном порядке всеми заинтересованными сторонами.
Организация межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий подтоплений возлагается на органы повседневного управления РСЧС.
Взаимодействие органов управления и сил РСЧС организуют:
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Силы и средства РСЧС, участвующие в ликвидации чрезвычайной ситуации, поступают согласно планам взаимодействия в оперативное подчинение руководителя работ по ликвидации ЧС.
Взаимодействие по видам обеспечения организуется и поддерживается в целях наиболее полного удовлетворения потребностей задействованных сил и средств РСЧС и пострадавшего населения необходимыми материальными, техническими средствами и другими ресурсами.
Раздел 4
Состав группировки сил РСЧС
I. Общее положение
Общая группировка сил и средств, привлекаемая к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период весеннего половодья, состоит из:
1. Группировки сил и средств, привлекаемых к проведению противопаводковых мероприятий, АСДНР и ЖОН;
2. Группировки сил и средств, привлекаемых для обеспечения проведения противопаводковых мероприятий;
3. Группировки сил и средств, привлекаемых к организации управления и координации действий при проведении противопаводковых мероприятий.
При определении группировки сил и средств РСЧС учитываются уровень рисков возникновения ЧС, обусловленных весенним паводком, наличие паводкоопасных участков и другие особенности региона.
II. Порядок учета группировки сил и средств
1. К силам и средствам, привлекаемым к проведению противопаводковых мероприятий, АСДНР и ЖОН относятся:
1.1. Силы и средства функциональных подсистем РСЧС:
а) подразделения МЧС России в соответствии с приказом МЧС России от 22.01.2013 N 32 "Об утверждении Положения о порядке приведения подразделений ... МЧС России в готовность к применению по предназначению":
ОГ территориальных органов МЧС России, привлекаемых к проведению мероприятий, АСДНР и ЖОН;
силы и средства гарнизонов пожарной охраны (отряд (управление)), служба пожаротушения, пожарные части, специальные части, специальные управления ФПС, ПТЦ, ОТС и другие подразделения (учитывается 90% от списочного состава);
спасательные воинские формирования подчинения РЦ и центрального подчинения - в полном составе (учитывается 90% от списочного состава);
ФГУАП, авиационно-спасательные центры - в полном составе (учитывается 90% от списочного состава);
"Центроспас", региональные поисково-спасательные отряды - в полном составе (учитывается 90% от списочного состава);
территориальные подразделения ГОСАКВАСПАС, находящиеся в оперативном подчинении регионального центра - в полном составе (учитывается 90% от списочного состава);
нештатные подразделения спасения ВУЗ.
б) подразделения МО РФ:
подрывные команды, эвакуационно-спасательные группы, аварийно-спасательные команды (из состава инженерных подразделений, мотострелковых подразделений), привлекаемые к проведению взрывных работ в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами военного управления;
в) подразделения МВД РФ:
подразделения, выполняющие в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами управления задачи по эвакуации населения и материальных ценностей, организации первоочередного жизнеобеспечения населения
дежурные службы и экипажи ОМОН, ППС, ГИБДД, УВД (т) задействованные в выполнении АСДНР;
подразделения ВВ МВД РФ, задействованные в выполнении АСДНР;
г) подразделения Минприроды:
формирования ФГУ и предприятий Росводресурсов, задействованные в проведении АСДНР;
д) подразделения Минсельхоза РФ:
аварийные бригады ФГБУ (филиалов ФГБУ) по обеспечению эксплуатации гидроузлов и каналов, задействованные в проведении АСДНР;
е) подразделения Минкомсвязи:
аварийно-восстановительные бригады проводной и беспроводной связи ("Ростелеком", сотовые операторы и т.д.);
подразделения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, привлекаемые к выполнению мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения на территории субъекта РФ, развертыванию и обслуживанию пунктов временного размещения, городков жизнеобеспечения населения.
При определении численности группировки сил, привлекаемой от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к проведению АСДНР в соответствии с решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Расчет сил и средств производится аналогично предложенной методике.
1.2 Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:
а) рабочие (оперативные) группы КЧС и ОПБ субъекта РФ, муниципальных районов (городских округов), находящиеся в местах проведения АСДНР;
б) аварийные, аварийно-восстановительные бригады от муниципальных организаций и учреждений, привлекаемые к проведению АСДНР;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
г) специализированные ДРСУ (дорожно-ремонтные пункты), привлекаемые к проведению АСДНР;
д) подразделения противопожарной службы субъектов РФ, поисково-спасательных формирований;
е) организации, учреждения осуществляющие свою деятельность в составе ТП РСЧС по первоочередному жизнеобеспечению населения;
ж) бригады от специализированных организаций, привлекаемые к проведению взрывных работ на затороопасных участках в соответствии с заключенными договорами.
При определении численности группировки сил, привлекаемой от звеньев ТП РСЧС к проведению АСДНР, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться в соответствии с решениями КЧС и ОПБ соответствующего уровня.
Расчет сил и средств производится аналогично предложенной методике.
2. К силам и средствам, привлекаемым для обеспечения проведения противопаводковых мероприятий относятся:
2.1 Силы и средства функциональных подсистем РСЧС (территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти):
а) от МЧС России:
оперативные группы заблаговременно высылаемые на наиболее паводкоопасные участки при угрозе возникновения ЧС (в региональном центре могут формироваться 2-3 оперативные группы, численностью до 4 человек каждая);
оперативные группы заблаговременно высылаемые на наиболее паводкоопасные участки для координации работы КЧС, а также сил муниципальных образований при проведении превентивных мер, направленных на снижение риска ЧС, обусловленных весенним паводком. В главных управлениях МЧС России по субъектам РФ могут формироваться 3-5 оперативных групп, численностью до 8 человек каждая. Оперативные группы могут усиливаться спасателями ПСО, а также других структурных подразделений ТП РСЧС);
оперативные группы местных гарнизонов пожарной охраны (нештатные органы ГУ МЧС России по субъектам РФ, формируются решениями начальников местных гарнизонов пожарной охраны в соответствии с приказом МЧС России от 26.10.2012 N 640 "О мероприятиях по организации оперативного управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации" на базе подразделений отрядов, пожарных частей ФПС. Оперативные группы, решениями начальников главных управлений МЧС России по субъектам РФ могут заблаговременно высылаться на наиболее паводкоопасные участки для координации работы сил муниципальных образований при проведении превентивных мер, направленных на снижение риска ЧС, обусловленных весенним паводком. В гарнизоне пожарной охраны формируется 2-4 оперативные группы численностью до 4 человек каждая).
б) от МО РФ:
подразделения обеспечения сил и средств, участвующих в АСДНР;
авиация МО РФ, привлекаемая к проведению воздушной ледовой разведки затороопасных участков, бомбометания, переброске личного состава и материально-технических средств в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами военного управления;
в) от МВД РФ:
дежурные службы и экипажи ППС, ГИБДД, которые могут быть задействованы в сопровождении перевозки опасных грузов, их охране в местах складирования, охране общественного порядка на участках проведения взрывных работ;
подразделения ВВ МВД РФ, задействованные в оцеплении и охране общественного порядка на участках проведения взрывных работ в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами управления ВВ МВД России;
г) от Минприроды:
Росводресурсы:
очередные дежурные смены Бассейнового водного управления (БВУ), задействованные в контроле за состоянием гидрологической обстановки в паводкоопасный период;
отдел водных ресурсов БВУ (средняя численность отдела составляет 7-10 человек), задействованные в организации работы гидротехнических сооружений в паводкоопасный период, в том числе выполнении превентивных мероприятий, направленных на снижение рисков возникновения ЧС, обусловленных весенним паводком;
формирования ФГУ и предприятий Росводресурсов, осуществляющие подготовку объектов к паводкоопасному периоду (команды механизации работ), средняя численность данного структурного подразделения составляет до 25 человек;
Росгидромет:
дежурные смены гидропостов, территориальных центров Росгидромета привлекаемые к контролю за состоянием гидрологической и метообстановки;
д) от Минтранса:
подразделения Росморречфлота:
ОДС территориального подцентра ГМСКЦ, экипажи ледоколов в соответствии с заключёнными договорами с органами исполнительной власти субъектов РФ, собственниками объектов для проведения ледокольных работ на паводкоопасный период 2013 года;
подразделения Ространснадзора:
отделы надзора за судоходными и портовыми ГТС управлений Госморречнадзора, привлекаемые в паводкоопасный период к проведению превентивных мероприятий;
е) от Ростехнадзора:
отделы Ростехнадзора в субъектах РФ, привлекаемые в паводкоопасный период к проведению превентивных мероприятий;
ж) от Минсельхоза РФ:
диспетчерские службы, аварийные бригады ФГБУ (филиалов ФГБУ) по обеспечению эксплуатации гидроузлов и каналов, привлекаемые к выполнению работ по обеспечению безопасного прохождения весеннего паводка;
з) от Минэнерго:
аварийно-восстановительные бригады филиалов ОАО "РусГидро", ОАО ФСК ЕЭС, МРСК на территории субъекта РФ.
При определении численности группировки сил и средств, привлекаемой от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к выполнению обеспечения АСДНР в соответствии с решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Расчет сил и средств производится аналогично предложенной методике.
2.2 Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:
а) бригады от муниципальных организаций и учреждений, производящие работу по зачернению, рыхлению и распиловке льда, расчистке русел рек, берегоукрепительным и другим работам в паводкоопасный период;
г) воздушные суда: летный состав, технический состав по обслуживанию воздушных судов различных организаций и собственников, привлекаемых к проведению воздушной разведки, переброске личного состава и материально-технических средств в соответствии с заключёнными договорами с органами исполнительной власти субъекта РФ для проведения ледовой разведки;
д) специализированные ДРСУ (дорожно-ремонтные пункты), привлекаемые к обеспечению мероприятий в паводкоопасный период.
При определении численности группировки сил и средств, привлекаемой от звеньев ТП РСЧС, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к выполнению мероприятий по обеспечению в соответствии с решениями КЧС и ОПБ соответствующего уровня.
Расчет сил и средств производится аналогично предложенной методике.
3. К силам и средствам, привлекаемым к организации управления и координации противопаводковых мероприятий относятся:
3.1. Силы и средства функциональных подсистем РСЧС:
а) управление регионального центра МЧС РФ - в полном составе (включая ОШ, без ОГ);
главные управления МЧС РФ по субъектам РФ - в полном составе (включая ОШ, без ОГ);
НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России - в полном составе (без учета ОГ).
б) подразделения МО РФ:
органы управления.
в) подразделения МВД РФ:
органы управления.
г) подразделения Минприроды:
органы управления.
д) от Минсельхоза РФ:
диспетчерские службы.
е) от Минэнерго:
оперативные дежурные службы филиалов ОАО "РусГидро", ОАО ФСК ЕЭС, МРСК на территории субъекта РФ.
При определении численности группировки сил, привлекаемой от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к координации сил и средств участвующих в АСДНР.
3.2. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:
а) КЧС и ОПБ субъекта РФ, муниципальных районов (городских округов) в полном составе, (без РГ (ОГ));
б) ЕДДС муниципальных образований, ДДС органов исполнительной власти субъекта РФ и объектов.
При определении численности группировки сил, привлекаемой от звеньев ТП РСЧС, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к управлению в соответствии с решениями КЧС и ОПБ соответствующего уровня.
Расчет сил и средств производится аналогично предложенной методике.
На основании данной методики группировки сил и средств разрабатывается опорный расчет сил и средств (Приложение 5). Опорный расчет не является приложением к пояснительной записке и отрабатывается, как отдельный документ.
Сведения о группировке сил, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий к обеспечению безопасного проведения весеннего паводка, разрабатываются в приложении 5.1.
Сведения о группировке средств, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий к обеспечению безопасного проведения весеннего паводка разрабатываются в приложении 5.2.
Обобщённые результаты расчета сил и средств по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде заносятся в таблицу (Приложение 5.3).
Данная таблица состоит из 2-х разделов: "Всего за функциональные и территориальные подсистемы РСЧС" и "В т.ч. от МЧС России", которые разрабатываются для каждого муниципального образования субъекта РФ.
В первом разделе "Всего за функциональные и территориальные подсистемы РСЧС" указывается группировка сил и средств функциональных (МЧС, МО, МВД, Минздрав, Минприроды и другие министерства) и территориальной подсистем РСЧС на территории каждого муниципального образования (муниципальный район, городской округ) субъекта РФ.
Во втором разделе таблицы "В т.ч. от МЧС России" указывается группировка сил и средств непосредственно от МЧС России на территории данного муниципального образования.
Общая группировка сил и средств по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде на территории субъекта РФ указывается в строке "Итого" с разбивкой на 2 подпункта "Всего за ФП и ТП РСЧС субъекта РФ" и "Всего за МЧС России".
Для планирования мероприятий работы оперативных групп на территории субъекта РФ, изготавливается План на картографической основе (Приложение 6). Карта выполняется на подложке Субъекта РФ с указанием границ и наименований муниципальных районов (городских округов). Цветом поднимаются водные артерии субъекта РФ, где планируется проведение превентивных мероприятий с указанием ледового покрытия. В соответствии с условными обозначениями на карте наносятся места проведения превентивных мероприятий и таблица с информацией о спланированных ОГ. На картографической основе, в рамках границы районов, наносятся флажки ОГ с указанием спланированного числа их работы.
Для контроля мероприятий, к проверке или выполнению которых привлекаются оперативные группы, заполняется План привлечения оперативных групп на территории Федерального округа (Приложение 7), мероприятия планируются в соответствии с Планом-графиком работы ОГ на территории федерального округа (Приложение 7.1).
Если планируется применение авиации, разрабатывается План применения авиации в период весеннего половодья (Приложение 8). На плане применения авиации наносятся места расположения аэродромов, места размещения воздушных судов, их наименование и количество, районы ведения воздушных разведок, районы бомбометания. Цветом поднимаются места размещения авиации МЧС (зеленый), Минобороны (розовый), Ф и ТП РСЧС (желтый).
Примечание:
1. Расчет сил и средств РСЧС производится с учетом наихудшего сценария развития чрезвычайной ситуации.
2. При определении авиационных средств для ликвидации последствий ЧС в расчет не включаются воздушные суда, запланированные к регламентным работам и задействованные для других неотложных задач.
Раздел 5
Организация связи
В разделе "организация связи" разрабатываются следующие документы:
1) Распоряжение по связи (Приложение 9.1)
В распоряжении по связи указываются:
места развертывания узлов связи пунктов управления;
порядок обеспечения связи с ФКУ НЦУКС, с ЦУКС повседневного ПУ, с ППУ РЦ;
связь взаимодействия между главными управлениями МЧС России по субъектам РФ, связь взаимодействия с оперативными группами;
порядок обеспечения радио- и проводной связи;
порядок обеспечения безопасности связи;
порядок организации управления системой связи субъекта;
время готовности связи;
порядок обеспечения правительственной связи (по согласованию с территориальным органом Службы специальной связи и информации ФСО России, в случае привлечения их сил и средств);
порядок обеспечения закрытой связи с ФКУ НЦУКС, с ЦУКС повседневного ПУ ГУ и РЦ (с применением специального сотового телефона М-500 (М-633С)*.
2) Схема организации связи (Приложение 9.2)
На схеме организации связи указываются:
узлы связи пунктов управления своего органа управления и пунктов управления старших, подчиненных и взаимодействующих органов управления Ф и ТП РСЧС;
направления связи с обозначением линий, систем, каналов связи;
очередность и сроки установления каждой связи.
Схема организации связи разрабатывается на основании распоряжения по связи и подписывается начальником связи.
3) Справочные данные (Приложение 9.3)
В справочных данных указываются:
номера телефонов (факс, АТА) узлов связи пунктов управления своего органа управления и пунктов управления старших, подчиненных и взаимодействующих органов управления Ф и ТП РСЧС, оперативного штаба, оперативной группы, подвижного пункта управления, оперативных служб;
радиоданные;
схема построения систем оповещения;
таблица позывных должностных лиц и узлов связи;
схема вызова;
должность, Ф.И.О., номера телефонов руководителей органов управления, оперативных штабов, оперативных групп;
должность, Ф.И.О., номера телефонов правительственной связи (в случае привлечения сил и средств территориальных органов Службы специальной связи и информации ФСО России) руководителей органов управления, оперативных штабов, оперативных групп, а также номера телефонов закрытой связи МЧС России соответствующих руководителей.
4) Расчет сил и средств связи (Приложение N 9.4):
В расчете сил и средств связи указывается личный состав, средства связи, автомобильная техника, в т.ч. силы и средства ППУ, ОГ, а также силы и средства территориального органа Службы специальной связи и информации ФСО России (в случае их привлечения).
Раздел 6
Организация оповещения и информирования населения
В разделе "Организация оповещения и информирования населения" (Приложение 10) разрабатываются следующие документы:
1. "Структура оповещения и информирования населения субъекта РФ в случае ЧС социально значимого происшествия".
В документе отрабатывается в Главном управлении МЧС России:
структура сети АСЦО главных управлений МЧС России по субъектам РФ и взаимодействующих органов управления ТП РСЧС, информационные центры ОКСИОН, узлы взаимодействующих операторов сотовой связи;
2. План организации оповещения населения субъекта РФ (города, муниципального района).
На Плане организации оповещения населения указывается:
Наличие и состав задействуемых средств ТАСЦО (телевидение, радиотрансляционная сеть, радио УКВ, СВ, ТК ОКСИОН, Интернет), перечень и подведомственность местных и локальных систем оповещения, задействуемых в период паводков.
Состав РАСЦО, схемы организации взаимодействия АСЦО на всех уровнях управления, а также приводятся расчеты по количеству оповещенного населения в населенных пунктах, попадающих в зоны подтопления.
Справочные данные.
В справочных данных указывается уточненная информация по приведенным формам о готовности к информированию населения операторов теле-, радиоканалов, сотовой связи, ОКСИОН, сети Интернет, а также характеристики местных и локальных систем оповещения, в том числе ГТС для муниципальных образований, потенциально опасных в паводковый период.
Справочные данные в соответствии с информационными формами.
План и схема отрабатывается для муниципальных образований, имеющих повышенный риск развития паводковой обстановки с указанием зон затопления, ГТС и их зон действия ЛСО, точки установки речевых извещателей ЛСО, и МСОН, ТК ОКСИОН и основные компенсирующие мероприятия для зон повышенного риска, не охваченных местными и локальными системами оповещения.
Справочные данные в соответствии с информационными формами.
7 раздел#
Организация материально-технического обеспечения
Разрабатывается План материально-технического обеспечения мероприятий в паводкоопасный период на территории субъекта РФ на карте.
На карту наносятся:
границы и наименование муниципальных образований;
границы зон возможных подтоплений;
места дислокации органов управления, сил и средств материально-технического обеспечения МЧС России и взаимодействующих подсистем РСЧС;
склады с материальными средствами;
аэродромы;
основные железнодорожные, автомобильные магистрали и железнодорожные станции;
расчет материально-технических средств СВФ, организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России;
расчет материально-технических средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
пункты ремонта автомобильной, инженерной, специальной техники.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
7 раздел
Резервы финансовых и материальных ресурсов
Резервы финансовых и материальных ресурсов (Приложение N 11):
финансовые резервы.
материальные резервы:
продовольствие;
вещевое имущество;
другое имущество.
______________________________
* Данный вид связи организуется во всех региональных центрах и в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также в ГУ МЧС России по г. Москве.
Заместитель Министра Российской |
А.П. Чуприян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по разработке Плана по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасный период на территории субъекта РФ (утв. МЧС России 1 июля 2013 г. N 2-4-87-20-14)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был
Письмом МЧС России от 30 декабря 2019 г. N 43-7134-11 настоящий документ отменен с 30 декабря 2019 г.